Анализ подхода к исследованию восприятия в психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Восприятие (лат. perseptio) - это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов [1, с.]. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействие физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [12, с. 200]. В психологии существует ряд авторов, занимающихся этой проблемой и выделяющих различные виды восприятия. А.Р. Лурия выделял следующие виды восприятия: ü восприятие времени. Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности, последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием биологических часов. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усилия и ослабления звука при длительном вслушивании. Все условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработки "рефлексов на время" или "запаздывающих рефлексов" и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющую на вегетативную нервную систему. Последние воздействие проверены и на человеке. Так, было показано, что одни препараты существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время как другие препараты удлиняют оценку небольших интервалов времени. От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком "эталоны" оценки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длительных интервалов, т.е. ориентировка в длительных отрезках времени. Это форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлением интеллектуального кодирования времени. Нарушение оценки времени в виде грубых дефектов оценки времени дня и нарушения ориентировки во время года и т.п. могут возникать при поражениях некоторых отделов мозга и могут служить опорными симптомами для диагностики этих поражений [8, с.163 - 164].
ü слуховое восприятие. Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона, а амплитуда этих колебаний - интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Воздействующие тоны и шумы попадают через слуховой проход на барабанную перепонку - эластичную пленку, которая обладает способностью колебаться в ритм со звуком. Эти колебания через систему косточек, находящихся в среднем ухе (наковальня, молоточек, стремечко) передаются через овальное окно в аппарат внутреннего ухо, где расположен периферический аппарат слуховой рецепции - улитка, заполненная жидкостью. Таким образом, каждый звук, дошедший до аппарата слухового рецептора, вызывает колебания одной или нескольких рядом лежащих струн, а эти колебания возбуждают соответствующие волосковые клетки, и вызывает нервное возбуждение. При этом высокие звуки вызывает колебания более коротких, а низкие звуки - более длинных струн, возникшие в результате нервное возбуждение проводится по соответствующим волокнам слухового нерва.
Можно различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первый из них является ритмика - мелодическая система кодов, второй - фонематическая система кодов. Оба этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки сложной системы слухового восприятия. Без овладения фонематической системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематической системой чужого языка, не только "не понимает" его, но и, не слышит составляющих его звуков. Кодирование звуков соответствующее системы музыкального или речевого слуха не является пассивным процессом. Нарушение слуховых процессов может возникнуть при поражении разных звеньев слухового пути и носит неодинаковый характер. При поражении периферического отдела слухового пути - внутреннего уха возникает глухота или снижение слуха. Поражение четверохолмия приводит к нарушению элементарных связей слуховой и зрительной системы. Порождение первичных отделов слуховой коры приводит к глухоте и вторичных отделов слуховой коры. [8, с.156 - 163]. ü восприятие пространства. Восприятие пространство опирается на системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течении длительного времени в философии обсуждается вопрос о том, является ли восприятие пространства врожденным или результатом обучения. Сейчас стало совершенно ясным, что, хотя восприятие пространства имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитие формы восприятие пространства могут протекать на различных уровнях. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов расположенных во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связен с аппаратом глазодвигательных мышц, каждая изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом. Другим существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространство, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Таким образом, импульсы относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию, и смещение изображения на обеих сетчатках является вторым важным компонентом для восприятия пространства. Еще одним важным компонентом восприятия пространства являются те законы структурного восприятия. К ним присоединяется и последние условия - хорошо закрепленный прежний опыт, который может существенно влиять на восприятия глубины. Воспринимаемое нами пространства никогда не носит симметрического характера; так оно всегда в большой или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающие значение. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы, такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда это дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется. Ориентировка в таком асимметричном пространстве сложна. При нарушении пространственного восприятия является нарушение схемы тела. Они возникают при патологическом раздражении проприоцептивных отделов нижнетеменной коры и выражаются в своеобразном изменении ощущений собственного тела. [8, с.153 - 156].
ü зрительное восприятие. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета оно располагает аппарату, который приспособлен к тому, что бы сразу воспринять сложные формы предмета, зрение работает как относительно пассивное рецептурная система, в которой образ внешних форм и вещей отпечатывается на сетчатке, а затем без всяких изменений передается с начало в подкорковые зрительные образования, а затем затылочные отделы кары головного мозга. В проекционной зрительной коры обеспечивает не только восприятие отдельных признаков, но и восприятия целых геометрических форм или структур. Имеется ряд законов, которым подчиняется восприятие формы.
Первым из них является закон четкости структуры, согласно которому наше восприятие выделяет, прежде всего, наиболее четкие по своим геометрическим свойством структуры. Так, если субъекту предъявляется сложная геометрическая структура, он прежде всего выделяет из нее наиболее четкие изображения. Вторым законом зрительного восприятия форм, сформулированным средством гештальтпсихологии был закон дополнения до структурного целого. Согласно этому закону четкие, но не законченные структурны всегда дополнялись до четкого геометрического целого. Оба эти закона позволили объяснить и процесс объединения ряда явлений зрительного восприятия, которые оставались трудно объяснимыми. Одним из таких явлений может служить факт объединения отдельных геометрических фигур друг с другом. Структурный характер зрительного восприятия объясняет тот факт, что если одни структуры воспринимаются нами как расположение на плоскости, то другие - воспринимаются трехмерно, как выходящие за плоскость листа. Структурный характер восприятия объясняет и то явление, которое называется двойственным изображением. Наконец, законом целостного структурного восприятия и некоторые из так называемых оптико-геометрических иллюзий. Все эти особенности геометрических иллюзий объясняется тем, что наше геометрическое восприятие не состоит из изолированных элементов, а имеет все черты целостного, структурного организованного восприятия. При восприятии сложных предметов, их изображений или целых ситуаций. В этих случаях лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. При восприятии сложных, малознакомых предметов или целых ситуаций, становится необходимым процесс выделения опознавательных признаков с их дальнейшим синтезом и сличением исходной гипотезы с реально поступающий информацией. Чем сложнее предъявленное изображение, тем более развернутый характер носит этот процесс предварительной ориентировки в воспринимаемом предмете или ситуации и тем больше он приближается к тому последовательному процессу опознания. При рассмотрении сложных объектов позволили убедиться, что в процессе внимательного рассматривания объекта имеют два вида движений глаз.
Первым из них является микродвижения глаз, перемещающих изображение на соседние точки сетчатки, эти движения можно видеть даже при фиксации глазом неподвижной точки. Второй вид движения имеет совсем другой характер и иное функциональное значение: он состоит из крупных движений глаза, перемещающих глаз с одной точки на другую, и включает в свой состав как скачкообразные, так и плавные движение глаза. Есть основания считать, что эти движения обеспечивают последовательную функцию глаза на отдельных точках воспринимаемого объекта и дают возможность последовательно выделять наиболее информативные точки, сличать их друг с другом и синтезировать окончательный комплекс признаков, необходимых для опознания предмета. Так же существенным фактором, определяющим восприятие сложных объектов, является задача, которая ставится перед субъектом, и та практическая деятельность, которую он выполняет с этим объектом. Огромное значение для восприятия имеет прежний опыт человека и предметное восприятие соответствующих изображений. Влияние устойчивого прежнего опыта на восприятие можно привести к ярко выраженным иллюзиям но и обеспечить повышение устойчивости и правильности восприятия. Существенным фактором, влияющим на восприятие, могут быть и индивидуальные различия людей. Это говорит об объективном и субъективном типах восприятия, свойственных различным людям. Не меньшее значение имеют и другие индивидуальные различия в восприятии - преобладание аналитического восприятия с выделением многих деталей у одних и синтетического целостного восприятия у других. На процесс восприятия очень серьезное влияние оказывает умственный уровень субъекта. Известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему предмет, выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами. [8, с.133 - 146]. ü осязательное восприятие. Осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К 1-ым относятся ощущения холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений. Перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно. Причем густота их расположения имеет биологическое основание: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Кожная чувствительность представляет собой специальную систему, приспособленную для обязательного и кинестетического анализа сигналов, приходящих из внешнего мира и от собственного тела. Существуют сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить форму предмета, а иногда и узнать сам предмет. В осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный образ. Процесс узнавания обреза предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер и происходит путем последовательной цепи проб с выделением отдельных признаков, созданием и образованием ряда альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Поэтому процесс осязательного восприятия, возникающего в процессе ощупывания. Процесс ощупывания, необходимый для тактильного узнавания предмета, может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо сличение многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, все больше и больше сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признака оказывается достаточно, чтобы предмет мог быть опознан. Поражение определенных отделов мозга приводило к своеобразным нарушениям тактильного узнавания. Больше с поражением нижнетеменных отделов мозга и нарушением возможности синтезировать элементы в одно целое оказались не в состоянии использовать полученную ими информацию и мысленно создать целый образ фигуры из отдельных воспринятых ими элементов. [8, с 126-133]. Д.Н. Узнадзе занимался проблемами: ü константности восприятия. Фактические данные позволяют осветить одну проблему, долгое время составляющую предмет оживленной дискуссии. Давно известно, что цвет, величина и форма предмета кажутся нам неизменными, хотя вследствие изменения физических и физиологических условий все эти свойства предмета должны претерпевать существенные изменения. Проблема константности цвета связана со следующим наблюдением: кусок мела на рассвете отражает в несколько раз меньше света, чем кусок угля в полдень тем не менее, мел кажется белым, а уголь - черным. Но в соответствии с физическими условиями все должно быть наоборот. Объяснить это с позиций законов физики и периферийной физиологии совершенно невозможно. В данном случае может существовать только психологическое объяснение. Аналогична и проблема константности величины. Величина одного и того ж предмета должна постоянно меняться в зависимости от того, на каком расстоянии от нас он находится. В действительности ж ничего подобного не происходит. В определенных пределах величина предмета остается неизменной, то есть величина предмета константна. Отсюда ясно, что в данном случае говорить о константности можно лишь в определенных пределах. Несомненно, что мы имеем дело не с абсолютным изменением, а с таким, которое позволяет заявить, что по существу свойства предмета остается неизменным [22, с. 199-201]. ü восприятия фигуры и фона. В действительности мы никогда не воспринимаем предметы как отдельные, полностью оторванные от окружения, одиночные - любой предмет воспринимается на своем определенном фоне. Настоящее восприятие подразумевает и одно, и второе - как фигуру, то есть сам предмет, так и его фон. Восприятие представляет собой единство фигуры и фона. Фигура влияет на фон, а фон - на фигуру. При восприятии действительности мы всегда воспринимаем предметы на каком-то фоне. Поскольку фигура и фон воспринимаются по-разному, большое значение имеет то, что воспринимается фигурой, а что - фоном. Последователи гештальтпсихологии остаются на уровне описания, утверждая, что в виде фигуры воспринимаются те части чувственной деятельности, которые в силу наличие более благоприятных условий для создания целостности имеют лучший гештальт; в качестве не фона выступает часть среды, составляющая худший гештальт. Обычно в фигуру превращается более маленькие и более расчлененные части действительности, а фон - имеющие больший размер и хуже дифференцированные. [22, с. 208-209]. ü восприятия пространства. Предмет чувственного восприятия непременно расположен где-то в пространстве и является носителем целого ряда пространственных свойств. Во - первых, он занимает определенное место в пространстве, обязательно обладает протяженностью, то есть имеет определенную величину или определенную форму. Однако оба эти свойства могут иметь одно, два или три измерения: длину, ширину, высоту, или, как принято говорить, характеризуются емкостью. Все предметы непременно находятся где-то, располагаются в том или ином направлении и на определенном расстоянии от нас. Известно, настоящим материалом, из которого возводится мир восприятия, считали ощущения. В частности, предполагалось, что, и восприятие пространство строится из этого же материалы. Следовательно, таким образом, из ощущений возникает восприятие пространства. Либо ощущение само надежно пространственностью, либо ощущение само по себе не имеет ничего пространственного, и, следовательно, это последнее должно возникать в результате каких объединений ощущений. В первом случае подразумевается, что пространство дано изначально, являясь врожденным. Во втором случае переживание пространства является продуктом развития личного опыта. Соответственно, в классической психологии противостояли друг друга два направления - нативизм или эмпиризм или генетизм. Решению проблемы нативизма и генетизма способствовали наблюдения за процессом послеоперационного восстановления зрения у слепорожденных. В самом деле, эта была превосходная возможность проверить, имеет ли человек готовые, врожденные механизмы восприятия пространства, или не для их приобретения необходим опыт. Прооперированный больной, впервые открыв глаза, он видел лишь некое "светлое поле", но ничего более. Через несколько недель он все еще не мог различить трехмерные и плоские предметы. Больной вместе со светом видел и "поле", то есть свет имел протяженность. Следовательно, протяженность является врожденной, то есть в этом правильной оказалось точка зрения нативизма. Зато больной не мог различить близость - отдаленность и телесность даже через несколько недель. Стало быть, с данной точки зрения прав был генетизм, поскольку для овладения сложными элементами пространства оказался необходимым довольно длительный опыт. Итак на сегодня данный вопрос решается следующим образом: первичное, основное свойства пространства - протяженность - дано изначально, представляя собой такую ж сторону ощущения, как интенсивность. Однако, что касается подлинного восприятия пространства со всеми его остальными свойствами, что приобретается исключительно путем личного опыта, поэтому задача психологии пространства состоит в установлении того, каким образом человеку удается воспринимать все эти свойства [22, с.211-212]. В своих работах В.Н. Дружинин изучал: ü восприятие пространства. Восприятие глубины и удаленности предметов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчатке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение? Ответ на поставленный вопрос привело к поиску признаков глубины и удаленности - особенности стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов. Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами. За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под разным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система "отслеживает" этот угол, его величина служит ей в качестве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол - предмет близко, малый угол - предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые. Мы можем воспринимать удаленность и глубину даже одним глазом. Известно, например, что люди, слепые на один глаз с рождения, воспринимают мир трехмерно. Следовательно, существуют некоторые признаки удаленности и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпозицию, относительный размер предметов и градиент текстуры. Линейная перспектива как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты параллельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где параллельные линии "сошлись" в большей степени, чем в том месте, где находится другой объект, то как ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас. Относительно удаленности от нас двух объектов, один из которых другой? Какой из них ближе заслоняемый или заслоняющий? Ответ очевиден - заслоняющий. В данном случае при оценке удаленности использовался признак суперпозиции. Когда мы наблюдаем некоторую поверхность, мы можем судить о глубине пространства по степени близости и размером однородных объектов, находящихся на поверхности: чем дальше от нас некоторая точка пространства, тем плотнее "упакованы" ее элементы. Это признак удаленности и глубины, который получил название "градиент текстуры". Информацию об удаленности окружающих предметов нам также поставляет наше собственное движение и движение окружающих нас объектов. Движение приводит к тому, что проекция объектов на сетчатке меняется, причем близко расположенные объекты кажутся нам двигающимися относительно быстрее удаленных, что и служит дополнительным признаком при оценке удаленности [16, с.176 - 178]. ü восприятие формы. Для восприятия объекта мало видеть, где он находится и куда перемещается, желательно знать, что это за объект. Начальной стадией перцептивной сегрегации является выделение фигуры из фона. Перцептивной сегрегация - это разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты или выделение в группе объектов отдельных ее составляющих. В привычных ситуациях мы не обращаем на это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что - фоном. Существуют некоторые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона: фон обычно включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличительных особенностей по сравнению с фигурой. Однако объяснить процесс выделения фигуры и фона только особенностями стимуляции было бы неправильно. Например восприятия двойственных изображений, или изображений со взаимообратными фигурой и фоном: профили или виды. Когда мы смотри на изображение, нам попеременно видится то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Исследования показывают, что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более детальным анализом информации по сравнению с восприятием объекта как фона, проще говоря, фигура - это то, на что мы в данный момент обращаем преимущественное внимание. Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальтпсихологии, основной тезис который состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, - это нечто большее, чем простая сумма элементов. Гештальтпсихологии сформулировали целый ряд принципов, которым подчиняется перцептивная организация (группировка). Один из таких принципов - близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Другим принципом группировки является сходство: сходные объекты объединяются в единый образ. Элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура - группируются. Этот принцип получил название хорошего продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны, как бы заполнить их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости. Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распознавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать программу для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Феномены подобного рода служили гештальт-психологам одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия не сводим к сумме его частей [16, с.180-184]. С.Л. Рубинштейн занимался изучением: ü восприятия пространства. Восприятие пространства включает восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направление, в котором они находятся, величины и формы предметов. Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема пространства. Все крупные психологи предшествующего поколения уделяли ей особое внимание и делились в зависимости от различных исходных позиций, выявлявшихся преимущественно на этой проблеме, на нативистов и генетистов. Основной тезис нативизма гласит: восприятие пространства "врожденно". Утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер. Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияние (В. Вундт) непосредственных элементов - ощущений, в результате постепенно развивающихся истолкования сенсорно локальных знаков. Еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятий или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где-то, т.е. в какой-то пространственности. Основной аргумент генетистов заключается в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых и с возрастом развивается. Таким образам, на основе более дифферен6цированного анализа спор между нативистами и генетистами может получить свое разрешение примитивная в неположность, или экстенсивность, - чувственная элементарная основа восприятия пространства - дана, так же как интенсивность, непосредственно, первично, вместе с чувственными качествами ощущений. Но лишь в результате более или менее длительного развития формируется у человека восприятие пространства, в котором получают все более дифференцированное и адекватное отражение реальные пространственные свойства и отношения предметов. В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные, кинестетические. Но человек - существо по преимуществу оптическое - ориентируется в пространстве главным образом на основе зрительных данных; восприятие пространства является у него по преимуществу функцией зрения. Однако восприятие пространства - положения предмета в пространстве, его вылечены, контура, рельефа, так же как его покоя и движения, - совершается обычно движущимся глазом, и мышечное чувство - в сочетании с собственно зрительными ощущениями - играет в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря ему глаз может наподобие руки "ощупывать" предмет. В зрительном восприятии пространства существенную роль играет прежде всего глубинные своеобразные ощущения, возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точек сетчатых оболочек обоих глаз, получающих одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства. При восприятии обоими глазами двух равноудаленных от зрения точек поле зрения одного глаза как бы накладывается на поле зрения другого глаза, вследствие чего воспринимаемые изображения на сетчатой оболочке глаза не двоятся. Если раздражаются несоответствующие, или диспаратные, точки сетчатых оболочек обоих глаз, то наблюдатель видит не одну, а две точки. Вообще при расстоянии двух точек в пространстве может быть три случая. Первый случай: обе точки находятся на равном расстоянии от глаз наблюдателя. В этом случае обе точки раздражают соответствующие точки на сетчатой оболочке каждого из глаз наблюдателя при этом не возникает ни движения, ни глубинных ощущений. Второй случай: одна из точек отдалена от другой на такое расстояние, что они раздражают диспаратные, или несоответствующие, точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случае одна из точек, а иногда и обе двоятся. Третий случай: обе точки (или одна из них) раздражают не вполне соответствующие точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случае возникает ощущение глубины, благодаря которому одна из точек воспринимается как находящееся ближе, а другая - как находящаяся далее. Помимо специфических ощущений, возникающих при раздражения не вполне соответствующих точек, восприятию глубины или расстояния содействуют так же конвергенция, т.е. сведения глаз, совершающееся так, чтобы изображение фиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения. Некоторую роль в восприятии расстояния может играть и тесно связанная с конвергенцией аккомодация. Аккомодационная мышца иннервируется тем же глазодвигательных нервом, который иннервирует и мышцы, двигающие глазное яблоко. Поэтому аккомодация и конвергенция взаимно связаны; это значит, что конвергенция вызывает и соответствующее аккомодационные движения, и наоборот. О расстоянии можно косвенно судить также перспективному смещению всех точек видимых нами объектов при движении головы поскольку чем ближе объект, тем больше это смещение, и чем дальше объект, тем смещение меньше. Для того чтобы человек мог так ориентироваться в пространстве, необходимо, чтобы он мог свободно перенести свою исходную точку зрения в любое место реального пространства. Без этой возможности перехода с точки зрения одного наблюдателя на точку зрения другого а понимания соответствующего преобразования системы координат не существует понимания пространства. Ориентация в пространстве может осуществляется двумя способами. Пользуясь одним из них, человек мысленно прослеживает пройденный или предполагаемый путь, связывающий данные точки пространства, и определяет свое положение по отношению к отправной точке своего пути. Второй способ заключается в одновременном представлении всех пространственных отношений данной местности. Обычно мы пользуемся как одним, так и другим способом в зависимости от ситуации. Однако в этом отношении наблюдаются более или менее ярко выраженные индивидуальные различия: у одних людей часто преобладает первый, у других - второй способ ориентации в пространстве. Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мысленное компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении [20, с.240-245]. ü восприятия величины. Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величины определяем расстояние, на котором он находится; обратно, зная; на коком он расстоянии, мы по его угловым размерам определяем величину предмета. Развивающаяся в результате опыта способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя именуется глазомером. Трехмерный глазомер, т.е. способность сравнивать пространственные формы, расположенные в трех измерениях, включает плоскостной и глубинный глазомеры. Под плоскостным глазомером разумеют способность сравнивать формы на плоскости, расположенной в направлении, перпендикулярном зрительной оси; под глубинным глазомером - способность сравнивать пространственные формы в глубину [20, с.245]. ü восприятия формы. Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различие очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения. Константность формы по данным исследований объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Действие этого фактора компенсирует действие перспективных сокращений. С другой стороны, существенную роль в константности восприятия играют представления, прошлый опыт. В восприятии глубинной, трехмерной формы, т.е. формы реальных предметов объективной деятельности, существенную роль играют глубинные ощущения. Этой ролью глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняется ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся в близи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся в дали, напротив, более плоскостное: поэтому объекты, находящиеся в дали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на саамам деле. Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления относятся на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении - более глубокими [20, с.245-247]. ü восприятия движения. Восприятие движения - очень сложный процесс, природа которого еще не вполн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|