ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 4 страница
На киотах для икон, не взирая на их принадлежность к новому культу, истреблявшему языческую архаику и в частности культ солнца и " белого света", мы видим ту же самую систему оберегов, которая так явно проступает во внешней и внутренней орнаментике дома. Для Севера примером может служить киот из Медвежьегорского района 90. Две горизонтальных доски киота сплошь покрыты резьбой: по углам -- солнце (три в " бегущем" варианте; одно в виде " белого света" ), а между солнцами -- обычная пиктограмма вспаханной земли (перекрещенные прямоугольники); на нижней доске между солнцами и землей даны размашистые зигзаговые линии воды (подземный океан? ). Вертикальные столбики, соединяющие горизонтальные доски, сделаны витыми, струйчатыми, может быть, напоминая о дожде; рядом с ними дощечки с таким узором (зигзаг и дырочки), который в домовой резьбе присущ " хлябям". ---------------------------------- 90 Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву..., рис. 5.
Для Украины можно взять в качестве примера доски от киота из Левобережья 91. На одной доске чередуются правильные квадраты вспаханной земли (составленные из девяти маленьких квадратиков) и огромные шестилучевые солнца. Сверху вниз текут зигзаговые линии воды. Вода показана и внизу. Вторая доска более сложна: общим фоном там является небо, составленное, как соты, из множества шестиугольников с шестью радиусами внутри каждой ячейки (основа знака Рода), что в своей совокупности давало изображение " белого света", рассеянного по всему небосводу. ---------------------------------- 91 L'art populaire Ukrainien. L., 1982, tabl. 97.
Солнце здесь изображено очень оригинально: оно дано двумя концентрическими кругами, образующими неширокое кольцо, на котором косые черточки как бы обозначают " бегущее солнце". Внутри кольца точно так же. как и на первом киоте, показаны девять квадратиков вспаханной земли. С солнцами-кольцами чередуются церковные (" голгофские" ) кресты, что опять-таки подтверждает символическое, религиозное значение других знаков, изображаемых наравне с христианскими символами. Всю композицию на киоте можно выразить фразой: " солнце посреди сияющего неба обегает землю, а крест равноправен с солнцем".
Итак, расположенная в красном углу христианская божница XIX -- начала XX в. с ее набором икон оказалась примером двоеверия, сосуществования церковных изображений, заимствованных тысячу лет тому назад, с древними символами, идущими из значительно более глубоких пластов времени. Если бы мы убрали из такого киота диссонирующие с ним иконы, то оставшаяся символическая орнаментика, вышитые набожники с языческими богинями были бы вполне пригодны для размещения в божнице древнего " кутного бога", " беса хороможителя" -- домового. Новгородские раскопки и здесь радуют нас интересными находками. В ранних, языческих по времени, слоях Новгорода(X--XI вв. ) найдены небольшие схематичные деревянные фигурки бородатых мужчин в шапках, справедливо считаемые домовыми 92. ---------------------------------- 92 Колчин Б. А. Новгородские древности. Резное дерево, с. 43-44, рис. 17. табл. 33, рис. 4.
Поясные фигуры бородатых домовых изготовлены из одного куска с подставками и несомненно предназначались для установки на неподвижной полочке; божница в красном куту была самым подходящим местом для такого кутного бога. (Рис. 83). Деревянные домовые резко отличаются от детских кукол-лялек и вполне соответствуют образу " дедушки домового". Важным аргументом в пользу такой трактовки является то, что фигурки бородатых мужчин встречены только в нижних языческих пластах культурного слоя Новгорода и исчезают к середине XI в. То, что эти поясные скульптуры не являются изображениями определенных богов славянского пантеона вроде Перуна или Белеса, явствует из полного отсутствия у них каких бы то ни было атрибутов (турьего рога, молнии и т. п. ). Это -- бородатые старички, вполне подходившие под обобщенное понятие предков-дедов.
Этнографические сведения XIX в. о внешнем облике домового вполне подтверждают эту атрибуцию. С. В. Максимов пишет: " Во Владимирской губернии домовой одет в свитку... и всегда носит большую лохматую шапку; волоса на голове и на бороде у него длинные". Корреспонденция из Пензы как бы воспроизводит новгородские находки: " Из-под Пензы пишут, продолжает Максимов, что это старичок маленький, словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой" 93. ---------------------------------- 93 Максимов С. В. Нечистая сила. СПб., 1903, с. 35-36.
Именно такими обрубками и выглядят обобщенно вырезанные бородатые старички из Новгорода, как правило, одетые в шапки. Домовой Орловской губернии -- " здоровый, как медведь, на голове шапка" 94. ---------------------------------- 94 Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975, с. 102 (раздел " Рассказы о домовом" ).
Общеизвестно до сих пор выражение " чур меня! ", произносимое тогда, когда нужно было " зачураться", обезопасить себя от чего-либо. Чур или щур -- предок, дед (" пращур" ), т. е. тот же домовой. Теперь, после новгородских находок, нам станет понятнее слово " чурка", обозначающее маленькое поленце, небольшую деревяшку. Нередко словосочетание в народной речи -- " чурка бесчувственная". Очевидно, тысячу лет тому назад слово " чурка" означало деревянное изображение Чура, Пращура, Предка и лишь со временем приобрело (как и многое языческое) свой пренебрежительный оттенок. Фигурка домового, полностью сходного с новгородскими " чурками", найдена на западной окраине славянского мира в Ополье (Польша). В Белоруссии олицетворением предка-деда могло быть в прошлом изображение значительно большего размера, чем описанные выше чурочки, предназначенные для красного угла: " дедком" назывался в старину вертикальный столб-рассоха в 2-3 м высотой, ставившийся на верхний венец избы и подпиравший " князевую слегу", верхний сволок двускатной крыши 95-96. Антропоморфность этому столбу, стоявшему над жилой частью дома и упиравшемуся своим верхним концом в самый верхний угол кровли, придавали, во-первых, два развилка, державшие сволок (" руки" дедка), а во-вторых, торец князевого бревна, воспринимавшийся смотрящими как голова деда-предка, стоящего над жилой частью дома с руками, поднятыми к небу.
---------------------------------- 95-96 Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки..., с. 99.
К числу изображений домовых Б. А. Колчин присоединяет и знаменитые новгородские жезлы-навершия с тщательно сделанными личинами 97. Мне представляется, что автор ближе к истине тогда, когда он пишет о ритуальных палочках (почему-то не причисляя к ним жезлы), а эти навершия называет " домовыми" в кавычках. Это, по всей вероятности, тоже ритуальные палочки, связанные с празднествами вне дома, вроде русалий 98. У болгарских русальцев обязательной принадлежностью были жезлы-" тояги". К этим интереснейшим предметам мы еще вернемся в дальнейшем в связи с городскими игрищами XI--XIII вв. и с " палицей Перуна", якобы ввергнутой потерпевшим поражение богом в толпу новогородцев. ---------------------------------- 97 Колчин Б. А. Новгородские древности, с. 34-36, рис. 17. Текст с. 41-45. 98 Свою точку зрения я выразил в статье о Новгороде (см.: Wikinger und Slawen. Berlin. 1982. S. 254, Tabl. 267). Новгородские домовые в этом издании опубликованы на с. 30. рис. 28.
Бытовая утварь внутри дома за несколькими исключениями несла на себе охранительно-декоративную нагрузку. Интересны и исключения: почти не орнаментировался стол, так как он покрывался столешницей, скатертью с тканым или вышитым узором (чаще всего из архаичных ромбов). Совершенно не покрывались узором такие жизненно важные вместилища для воды, теста, муки, как ведра, квашни, ушаты. Это объясняется, во-первых, тем, что эти емкости обычно прикрывались холстиной, рядном (с тканым магическим узором), а во-вторых, по-видимому, тем, что круглая форма посуды как бы сама в себе заключала идею солнца. Недаром ясная солнечная погода носила наименование " вёдро". Округлость самой утвари, круглые обручи, скрепляющие клепки -- все это, вероятно, заменяло солнечные знаки.
По этнографическим данным мы ничего не знаем об украшении печных принадлежностей (ухвата, кочерги и др. ), но они в фольклоре всегда связаны с нечистой силой, как и помело. Впрочем, эти домашние вещи в сказках и поверьях никогда не выступают враждебно против своих хозяев. За этими исключениями весь движимый инвентарь дома был " поставлен на охрану" от злыдней. Жизнь домочадца начиналась с люльки, и здесь мы видим солнечные знаки и схематичную человеческую фигуру с поднятыми к небу руками 99. Солнце показано в трех позициях, по совершенно необычных: средняя позиция, которая всегда являлась приподнятой над крайними и всегда находилась как бы в зените, здесь, наоборот, опущена -- солнце спускается ниже линии горизонта, отмеченной восходящим и заходящим солнцем: орнаментальные обереги люльки рассчитаны на ночное время, когда все в доме спят и некому наблюдать за ребенком. Поэтому здесь и подчеркнуто существование солнца в мировой системе даже ночью, когда оно не видимо людям в своем подземном течении от заката к восходу. (Рис. 82). ---------------------------------- 99 Чекилов А. К. Народная деревянная скульптура..., рис. 44.
С орнаментацией мебели мы можем ознакомиться не столько по этнографическим данным, сколько по археологическим. По этнографическим данным мы знаем, что конскими головами украшались настенные полки и скамьи, но вообще украшения мебели зафиксированы недостаточно 100. Этнография свидетельствует, что наиболее украшенным и выделяющимся среди домовой утвари было обычно седалище главы семьи, " князя", по свадебной терминологии. Но характер узоров на этом домашнем троне известен нам плохо 101. ---------------------------------- 100 Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки..., рис. 85; Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура..., рис. 39; L'art rustique, N 282. 101 Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура..., рис. 119.
Новгородские раскопки и на этот раз выручают нас. Известен целый ряд обломков кресел с резными спинками 102. Здесь преобладает мотив плетении, семантика которой в данном случае недостаточно ясна. Быть может, отдельные варианты ее выражают идею воды, водного пространства, а иногда плетенка напоминает сети. Одна резная спинка кресла покрыта изображениями переплетенных между собой драконов, у которых уши переходят в плетенку из 4-5 витков, своею струйчатостью тоже близкие к символам воды. В городе былинного Садка такое увлечение водной тематикой вполне понятно.
---------------------------------- 102 Колчин В. А. Новгородские древности..., табл. 13-19.
Особый интерес представляют спинки кресел, воспроизводящие знакомую нам по наличникам XIX в. и по вщижским аркам XII в. схему небосвода. Есть кресло, спинка которого украшена солнцем в трех стандартных позициях восхода, зенита и заката, но с интересным дополнением: каждое солнце превращено в знак плодородия в форме мальтийского креста103. На нескольких креслах мы видим спинку с полукруглым завершением, оформленным волнистой или зигзаговой линией " хлябей небесных" 104. На одной доске от кресла, кроме небесной воды, мы видим и знакомую нам идеограмму земли 105 в виде прямоугольника, разделенного на квадратики, внутри которых помещены наискось квадратики меньшего размера. Над " землей" изображена небесная вода -- зигзаг, от которого, перпендикулярно ему, косой насечкой обозначена полоса, идущая от неба вниз (дождь? ); она напоминает витые столбики наличников-теремков. Неразъясненной остается сетеобразная плетенка, помещаемая выше небосвода и обрамляющих его хлябей. Быть может, так пытались передать верхние ярусы верхнего неба, над " хлябями небесными"? Образ рыболовной сети для новгородцев, обитателей берегов Ильменя и Волхова, мог дать повод для подобного сопоставления: когда рыбаки вытаскивают сеть из воды, то всегда образуется два зрительных ряда -- наверху сеть и рыба в ней, а вниз стекают обильные струи воды; это допущение требует, разумеется, доследования и проверки. ---------------------------------- 103 Колчин Б. А. Новгородские древности..., табл. 16, рис. 1. О знаке плодородия в виде креста см.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 336337. 104 Колчин Б. А. Новгородские древности..., табл. 13. рис. 1 и 2; табл. 14, рис. 1. 105 Колчин Б. А. Новгородские древности..., табл. 15, рис. 1 (деталь рис. 1 на табл. 14).
Очень тщательно и обильно покрывали заклинательным узором разные вместилища для добра: сусеки для зерна (см. выше), сундуки, укладки и скрыни для праздничной одежды и приданого девушек-невест. Система защиты здесь все та же: солнечные знаки (нередко по три), круги " белого света", иногда символы плодородия. Здесь присутствуют и " хляби небесные" и квадратики и ромбики земли по сторонам кругов 106. ---------------------------------- 106 Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки..., рис. 118; L'art populaire..., p. 111; Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси, с. 336; Круглова О. Русская народная изба..., рис. 40.
На сундуках и скрынях знак солнца с шестью лучами внутри круга нередко дается в очень своеобразном виде: три луча -- светлые, три луча -- темные (черные или синие). Не вложена ли в подобное разделение солнечных лучей на две категории та же самая мысль, что и в орнаментации люльки: отразить существование как дневного, светлого солнца, так и ночного солнца, идущего к востоку подземной областью мрака? Высказывать эту мысль позволяет повсеместность подобного раздвоения лучей: так поступали и на Гуцулыцине и в Архангельской области; " черное солнце" должно было уберечь от ночных воров. Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде орнаментировались совершенно по-другому -- здесь господствовали архаичные символы плодородия в виде ромбов и квадратов " засеянного поля", зачастую в сложной переработке. Другим элементом была плетенка 107. На крышах коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля кругом омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты. Идея полноты хорошо выявлена в печной посуде. Обычные горшки X--XIII вв., как правило, были украшены у горловины волнистым орнаментом, смысл которого с позиций заклинательного мышления ясен: " да будет всегда полон этот сосуд! " Что бы ни варилось в горшке -- щи, каша, лапша -- любое кушанье требовало воды в сосуде; поэтому и изображалась идеограмма воды. На ложках идеограмма воды была выше самого черпака ложки, что имело тот же смысл. Есть ложки со знаком плодородия в форме мальтийского креста 108. Предметы, связанные с хранением и принятием пищи, выбиваются из общего строя защитительной орнаментации и связаны с понятиями сытости, изобилия, полноты. ---------------------------------- 107 Колчин Б. А. Новгородские древности. Резное дерево, рис. 25 и табл. 43. 108 Колчин Б. А. Новгородские древности. Резное дерево, табл. 3, рис. 1, 410, 14-15. 36.
Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображалось солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух был устойчивым символом зари, восхода солнца (" chante eclaire" ) и огня, точнее пожара с его заревом (" пустить красного петуха" ). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем 109. Нередко подсвечник делался на три свечи (" три солнца" ), а его тулово представляло собой условное изображение земли в виде решетки из многих квадратиков, обведенной волнистыми линиями воды. Иногда в центре тулова подсвечника изображалось солнце в виде круглой личины с 12 лучами 110. ---------------------------------- 109 Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура..., рис. 57. 110 L'art populaire..., tabl. 106 и 107.
Совершенно естественно, что одним из наиболее нагруженных защитительной символикой разделов бытовой домашней утвари была посуда. Посуда вмещала то, что непосредственно входило в человека как еда или питье и на пути из печи или от ушата с водой могло подвергнуться нападению невидимых злых сил. Мне уже приходилось касаться этой темы 111, но для полноты обзора следует повторить основное. ---------------------------------- 111 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 237 и 305.
Солонки, в которых хранился такой дорогой в средние века продукт, как соль, сохранили богатую символическую орнаментацию вплоть до XIX в. Символы солнца и земли, сложные знаки " белого света", конские головы. Наличие сходной символической орнаментации у других славянских народов убеждает в исконной древности и полной осознанности самой символики 112. (Рис. 84). ---------------------------------- 112 Круглова О. Русская народная резьба..., рис. 150-151; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 305; Slovacko uraenie..., tabl. 381.
Пышно украшались ковши, ендовы, скобкари и другая пиршественная посуда. Здесь мы видим и знаки солнца, и символы движения светила -- коней, и водоплавающих птиц; нередко совмещение вырезанного на ручке ковша шестилучевого солнечного знака и фигуры коня (для дневного пути) или утки (для ночного пути) 113. ---------------------------------- 113 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 236246.
В орнаментике столовой посуды, являвшейся по существу ритуальной утварью, " сосудами священными" (не в церковном, разумеется, смысле) и служившей для домашних празднеств, мы наблюдаем некоторые черты отличия от многих других разделов народного искусства. Здесь, как и на верхней, самой видной точке фасада дома, в оформлении " конька" -охлупня преобладает изображение не солнца, как такового, а того существа, которое, по мысли предков, содействует движению светила -- коня или утки-гуся; знак солнца обязательно присутствует на посуде, но его движение показано не тройственным расположением, а просто изображением одного символа на груди утки-сосуда. Впрочем, идея тройственного показа хода солнца проводится и здесь, но иным способом: на ковше в его передней части изображается не одна конская голова, а целых три. Такой ковш, украшенный тремя конями, назывался " конюхом" 114. Тулово его, как и всех ковшей, воспроизводило тело птицы независимо от того, чем заканчивался ковш -- птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша-птицы вырезалось или рисовалось огромное солнце. ---------------------------------- 114 Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 40; Богуславская П. Я. Русское народное искусство, Л., 1968, рис. 27; Круглова О. В. Русская народная резьба..., рис. 157.
" Конюх" полнее, чем другие формы ковшей, выражал идею хода солнца над землей и вокруг земли. Птичье тулово сосуда намекало на ночной, подземный ход солнца; солнце на груди было смысловым центром композиции, а три конских головы в данном случае отражали три позиции солнца: утром, в полдень и на закате. По бокам " конюха" изображены ромбы, символизирующие землю. Таким образом, в этом празднично оформленном сосуде была явно выражена главная идея охранительной системы, направленной против упырей и навий, солнце, обегающее землю, разгоняет и отгоняет от людей опасных духов тьмы 115. ---------------------------------- 115 К разделу культовой (в прошлом) посуды с ее богатой и семантически насыщенной орнаментикой вплотную примыкает рассмотрение такой категории, как древнерусские и польские ковши X--XII вв. с мордами ящеров-драконов. Однако правильное определение их языческой сущности возможно только лишь после рассмотрения мифологии того времени, что и будет сделано в своем месте. *
Изготовление одежды. При самом беглом обзоре русской крестьянской утвари, связанной с обработкой льна, прядением и ткачеством, нас может поразить изобилие орнаментики не только на таких заметных и в известной мере парадных предметах, как прялки и гребни, демонстрировавшихся на публичных посиделках, но и на второстепенных орудиях вроде валька или трепала, густо усеянных солярными знаками, идеограммами земли и другими уже известными нам символами. Однако эта повсеместность защитной символики вполне согласуется с системой защиты и составляет неотъемлемую часть ее. Речь идет о той жизненной необходимости для человека, " аще вылезет он из хоромины своей", покинет надежно защищенный дом и окажется " на распутиях, при реках и берегах, в дебрях и лесах и во болотах... ", подверженный всем " злым ветрам". Одежда человека по анимистическим воззрениям должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла. Мне уже приходилось анализировать с этой точки зрения прялки, давшие драгоценнейший материал для осмысления народного искусства и его глубоких корней в первобытных и средневековых воззрениях 116. Как показал этот анализ, наши предки оборонялись от упырей показом движения солнца вокруг земли, изображением сияющего " белого света", якобы независящего от солнца. ---------------------------------- 116 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 236-248.
Оберегаемая светлым началом земля в древности изображалась только условно (прямоугольники вспаханной нивы) и лишь с середины XIX в. в это центральное пространство на лопаске прялки ворвались образы живых русских людей: всадники, пряхи на посиделках, франтоватые офицеры, школьники, гуляющие парочки etc. Но неусыпное солнце продолжало свой путь и по ночному подземному морю и по небосводу над дневной землей. (Рис. 85) Прялки -- самая яркая часть прядильно-ткацкого комплекса, наиболее поддающаяся раскрытию сущности космологической системы обороны от разных навий, но для нас интересен весь комплекс. Работы со льном начинались с вымачивания, последующей молотьбы, для которой применялись бельевые вальки, и дальнейшего " мятья" и трепания, производившегося специальными трепалами. Неожиданно оказывается, что обе категории орудий обработки льна необычайно щедро покрыты всеми видами заклинательных символов: солнечные знаки, огромные круги " белого света", обводящие по краю линии воды, квадраты и ромбы вспаханной земли, изредка знаки плодородия. Такое изобилие заклинательной символики может объясняться двумя причинами: во-первых, стремлением обезопасить, очистить лен от всего злого, что могло быть нанесено на него ветрами или наговорено людьми, а во-вторых, желанием уберечь женщин, производящих обработку льна, проводившуюся в октябре. Октябрь -- славянский " паздерник" (буквально " месяц очистки льна" ) -- холодный месяц, а длительные работы проводились вне дома, обязательно у реки и на открытых, ветряных местах, что неизбежно должно было вызывать заболевания, навеянные действительно " злымы ветрами" Севера. Вальки и трепала, снабженные колдовскими знаками, оказывались как бы воинскими мечами девушек в борьбе со злыднями, причинявшими болезни. Все женские работы, связанные с льном, пряжей и ткачеством, находились под покровительством древней богини Макоши. Ко времени этнографических записей ее первоначальные аграрные функции (" Макош" " мать урожая" ) сильно сократились и она стала на русском Севере по преимуществу покровительницей женских работ, суровой повелительницей прядения 117. Более того, ее архаичный культ был заслонен христианской святой Параскевой-Пятницей (" Пятницей-Льняницей"; ее день 28 октября). В русской вышивке удалось установить сохранность образа языческой Макоши вплоть до конца XIX в. 118 Это огромная фигура женщины с раскинутыми врозь руками; на весенних праздничных полотенцах она изображалась с руками, поднятыми к небу, к источнику тепла и влаги, а на летних -- руки склонены к земле, уже вырастившей колосья, уже готовящей новый урожай. ---------------------------------- 117 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 379-392. 118 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 496-500.
Народный календарь очень внимателен к Макоши-Пятнице -- ей посвящено 12 праздников в году, из которых самыми главными являлись две соседние пятницы (в промежутке между 25 октября и 7 ноября); кульминацией этой праздничной недели, отмечавшей окончание тяжелых трудов по обработке льна, был день Кузьмы и Демьяна (1 ноября), после которого начинались веселые месяцы прядения пряжи на посиделках. " Кузьминки" -- жизнерадостный праздник, организуемый девушками, приглашавшими па пир (куры и каша) и парней. В связи с культом Макоши, покровительницы всех работ со льном и куделью, особый интерес представляют короткие антропоморфные вальки для льна и белья, составляющие значительный процент вальков вообще. Они представляют собой схему женской фигуры с расставленными врозь руками: основа валька -- широкая юбка, ручка валька -- шея, завершающаяся круглой головой, перекрестие рукояти -- руки. Руки женщины обычно сильно обобщены, но в одном случае на вальке без перекрестия руки показаны очень реалистично четким врезом. Эта Макошь как бы прижимает к груди ромбический кусок вспаханной нивы 119. (Рис. 86). Вальки-Макоши орнаментированы так: верхнее закругление рукояти (" голова" ) обычно украшено солнечной розеткой. Подобные солнечные розетки широко известны как центральное изображение на женских кокошниках. Рукоять не орнаментировалась. На широкой части валька обязательно крупное изображение солнца (иногда в бегущем варианте, " белого света" и четких символов земли: заштрихованных квадратов и ромбов). По всему периметру широкой части обычно вырезается зигзаговая линия, обозначающая воду. Подобное окаймление знаков земли и солнца линией воды трудно истолковать однозначно. Исходя из древних представлений о том, что земля окружена мировым океаном (что применительно к любому континенту соответствует действительности), можно считать эту водяную непрерывную линию, охватывающую со всех сторон пиктограммы солнца и земли, схематичным изображением этого океана. Применительно к русскому Северу, население которого хорошо знало Ледовитый океан, это предположение допустимо. Но может быть предложено и другое толкование, основывающееся на том, что подобный водяной узор иногда окружает знак солнца-неба: не является ли он схемой горизонта, кругозора (в прямом смысле слова), т. е. той круговой линии, где видимая часть земли соприкасается с небом и откуда на ясное безоблачное небо набегают водоносные облака и тучи. Ведь дождевые тучи всегда появляются из-за горизонта. В этом случае окаймляющий зигзаг водной линии должен расцениваться как показ " хлябей небесных", дождевых запасов неба. Но в любом случае, отражает ли он географические представления об океане или космографические о " верхнем небе", этот водный символ, завершающий и объединяющий всю орнаментальную систему вальков-Макошей, оказывается важным компонентом заклинательной орнаментации. ---------------------------------- 119 Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 29 (верхний). Другие вальки типа " Макошь" см.: Круглава О. В. Русская народная резьба..., рис. 125; Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 29 (низ); Василенко В. М. Русская народная резьба. М., 1960, рис. 27. Вальки другого типа (удлиненные и без антропоморфных черт) см.: Богуславская И. Я. Русское народное искусство, рис. 20; Вишневская В. М. Резьба и роспись..., рис. 47 и 48; Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 18; Русское декоративное искусство, т. II, рис. 7.
Придание валькам вида главного женского божества, связанного с природой и плодородием, вполне естественно для предмета, с которого начиналось изготовление материала для одежды, а впоследствии, когда из этого льна одежда была уже изготовлена, валек применялся при стирке одежды и полоскании ее в реке. Второй операцией со льном было очищение вымоченных и высушенных стеблей от жесткой кострики -- трепание специальными деревянными трепалами, напоминающими сабли с очень широким клинком. Работа требовала ветра и производилась тоже вне дома. Трепала, как и вальки, сплошь покрыты охранительным орнаментом: ромбы и квадраты земли чередуются со знаками солнца (и шестилучевой вариант и " бегущий" ) или " белого света". Существенное отличие от вальков состоит в том, что трепалам никогда не придавалась форма человеческой фигуры, а кроме того, рукояти трепал, как правило, украшены фигурами коней. Это можно объяснить тем, что для работ по получению кудели необходима была сухая, солнечная (или во всяком случае не дождливая) погода. Солнечные кони дневного солнца должны были обеспечить необходимую для этой операции погоду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|