Финансы потребительских кооперативов
ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив. Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами Имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов. Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: § добровольное вступление в потребительское общество и выход из него; § обязанность уплаты вступительного и паевого взносов; § демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах); § взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды; § ограничение размеров кооперативных выплат; § доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; § забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория. В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потребительских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объединяют 11,5 млн. пайщиков.
В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 тыс. членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества с численностью, превышающей 10 тыс. пайщиков. Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. В соответствии с действующим законодательством основными задачами потребительской кооперации являются: § создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах; § закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; § производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения; § оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с Учетом их социальной значимости.
В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым. Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются: § вступительные и паевые взносы пайщиков; § прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан); § заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки. Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества. Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты. В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок). Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения: ♦ между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат; ♦ потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора; § потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;
§ с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья; § с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке; § с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов; § потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов; § с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов; § потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности; § со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков; § с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества. Отношения, возникающие в системе потребительской Кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребительского общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе принимать его устав.
Пайщики потребительского общества имеют право: § добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса; § избирать и быть избранными в органы управления и контроля потребительского общества; § получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания пайщиков; § иметь преимущества в приобретении (получении) товаров на предприятиях торговли потребительского общества; § сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сырье для переработки; § получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; § быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и наличием вакансий; § пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых собранием пайщиков; § получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности. Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации. Пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества, которая заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.
Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации. В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промыт ленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда. Однако в годы экономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась. Президентом РФ был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами", согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить численность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа. Задача восстановления численности пайщиков была поставлена в качестве одной из первоочередных в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998-2002 гг. Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента успешно выполнены во многих потребсоюзах областей и республик. По прогнозам, численность пайщиков к началу 2005 г. составила 12 млн. чел. Для того чтобы укрепить положение потребительской операции на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация той задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потоку что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации. Проблема усиления активности пайщиков имеет важное значение. Одним из способов ее решения является умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу, который выступает как реальный стимул деловой активности, как двигатель экономического развития. Данная задача, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление пайщикам преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится. Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес. Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ. Паевой фонд потребительских обществ в России на нача-0 2001 г. достигал 250 млн. руб. Средний размер паевого взноса 0 потребительской кооперации России составляет 21,7 руб. В отдельных потребительских обществах он варьирует от 15 до 50 руб. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов. Потребительской кооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшения торгового обслуживания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возможности городского населения в приобретении высококачественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребительские общества в составе действующих потребсоюзов. Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование. Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планирования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потребительских обществах. Сейчас, когда наметилась некоторая экономическая стабилизация, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику ежемесячное (квартальное) составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Плановые задания в потребительских обществах должны стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные, кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правила ГК РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы. В 1999 г. в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз РФ), Агропромышленный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производственных сельских кредитных кооперативов, Московский союз Жилищно-строительных кооперативов и др. 14.2. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. К некоммерческим организациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждений являются государственные учреждения. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательных учреждений определяется типовыми положениями об учреждениях начального профессионального образования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебном заведении3 и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учреждений культуры, науки и др. Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются: ♦ поступления (регулярные и единовременные) от учредителей (участников, членов), установленные учредительными документами; ♦ добровольные взносы и пожертвования; ♦ выручка от реализации товаров, работ, услуг; ♦ дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; ♦ доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; ♦ другие не закрепленные законом поступления. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Юридические лица, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ). При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов ее членов. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав. Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации. В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций: ♦ благотворительная общественная организация (объединение); ♦ благотворительный фонд; ♦ благотворительное учреждение; ♦ благотворительная ассоциация. Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности- Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закрепленные в уставе. Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления. Законом предусмотрено, что благотворительные организации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация. Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов. Гражданским кодексом РФ для некоммерческих благотворительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующие органы государственной власти требуют его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей. При регистрации благотворительной некоммерческой организации, создающейся за счет средств учредителей, уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные средства и иное имущество, источники формирования которых можно подразделить на две группы: 1) целевые поступления в денежной и натуральной формах; 2) доходы от предпринимательской деятельности. Целевые поступления составляют вступительные и членские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные Расходы. Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений). Взносы учреждений могут быть в натуральной форме — учредители имеют право передать фонду право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. На осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий могут быть направлены ассигнования из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Основными формами поддержки благотворительных программ и проектов со стороны государства являются: ♦ субвенции (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе); ♦ грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества; ♦ субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов); ♦ бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляемые на возвратной основе). Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот. Доходы от предпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций. Основные законы РФ, регулирующие деятельность некоммерческих организаций и их финансовые отношения, приведены в табл. 14.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|