Участники бюджетного процесса, их полномочия
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации можно определить участников бюджетного процесса. Ими являются:
Бюджетные полномочия представительных органов власти соответствующего уровня по организации бюджетного процесса включают: рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществление других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.Они выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Важным участником бюджетного процесса в Российской Федерации является главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
На ступень ниже по полномочиям в организации бюджетного процесса стоит распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
И, наконец, самым многочисленным является уровень получателей бюджетных средств. Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
Бюджетными полномочиями обладает также главный администратор доходов бюджета. Это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
Основными видами организаций (юридических лиц),участвующими в процессе использования бюджетных средств, являются бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Тема 3. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) Основные вопросы:
1. Содержание бюджетного планирования (прогнозирования), его задачи Разработке показателей бюджета уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех стадиях прохождения расчетов. В этих целях осуществляется бюджетное планирование, которое является важной составной частью финансового планирования, подчиненного требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования (прогнозирования) состоит в централизованном распределении и перераспределении части стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе прогноза социально-экономического развития страны в процессе составления, исполнения бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и бюджетных ресурсов. Бюджетное планирование представляет собой процесс определения той части бюджетных ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована в бюджет и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения функций между отдельными уровнями власти, состав и объем доходов – от особенностей бюджетно-налоговой политики, налоговой системы и порядка бюджетного регулирования. Перед бюджетным планированием стоят следующие основные задачи:
Бюджетное планирование и прогнозирование осуществляется органами власти и управления. Его основы определяются Конституцией и законами страны. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 2. Принципы бюджетного планирования К принципам бюджетного планирования относят:
С понятием «бюджетное планирование» тесно связано бюджетное прогнозирование (прогноз развития бюджета). Под ним понимается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Целью бюджетного прогнозирования является разработка, обоснование оптимального пути развития бюджета и предложений по его укреплению, проведенных на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок. Своевременный учет результатов такого прогнозирования есть важное условие для принятия наиболее эффективных мер бюджетной политики на соответствующем уровне. Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы ХХ столетия практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. В них необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей для планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 году Г.Б. Поляком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|