Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производительность труда — динамичный показатель, т. е. имеет значение лишь при прогрессирующем изменении.




Именно повышение производительности труда является наиболее важным условием, обеспечивающим рост объемов материального производства и доходов.

Рост производительности труда зависит от многих факторов. Факторами роста производительности труда (или его резервами) считается совокупность объективных и субъективных причин, обусловливающих изменение уровня производительности труда. Классическое определение роли повышения производительности труда и основных его факторов дал Адам Смит: "Годовой продукт земли и труда любого народа не может быть увеличен... иначе как только посредством увеличения числа его производительных работников и производительной силы уже занятых... в результате увеличения капитала, то есть фондов... или в результате более целесообразного разделения и распределения занятых". За время, прошедшее с момента написания этих слов, произошла лишь небольшая конкретизация указанных факторов.


16.Формы оплата труда. Особенности их применения.

Оплата труда – осн источник дохода наемного работника.

Сдельная - находится в зависимости от количества и качества изготовленной продукции, за каждую единицу продукции устанавливается определенная ставка.

Сдельная расценка: Р(сд)=Т(ст.ч)/Н(выр) Р(сд)=Т(ст)*Н(вр)

Прямая сдельная оплата осуществляется по сдельным расценкам: З(сд)=Р(сд)*Vвп

Сдельно-премиальная: З(сдп)=Р(сд)*V+Премия за своевременное выполнение задания или перевыполнение его.

Сдельно-прогрессивная –в пределах установл норм по прямым расценкам, а изделия сверх нормы по повыш расценкам согласно установленной шкале.

Косвенно-сдельная применяется для оплаты вспомогательных рабочих. % от зп осн раб

Аккордная –до начала работы и сразу на весь объем работы, который должен быть выполнен в определенный срок. (ремонт)

Коллективно-сдельная оплата зависит от конечных результатов работы всей бригады и далее распределение происходит по персональному вкладу каждого участника.

Повременная оплата труда.

невозможно или нецелесообразно устанавливать количественный параметр труда. Заняты умственным и физическим трудом.

Прямая повременная – определяется как часовая тарифная ставка умноженная на количество отработанных часов. З(пов)=Т(ст ч)*Ч(отр)

Повременно- премиальная – сочетание повременной зарплаты с установленным премиальным положением – премией – за качественное выполнение работы. З(пов-пр)=З(пов)+Пр

Окладная специалистам, служащим и руководителям в соответствии со штатным расписанием.

Оплата труда руководителей государственных предприятий обозначается в трудовом договоре – контракте.

 

плата труда работников предприятия осуществляется за счет и в рамках фонда заработной платы работников (ФЗП) предприятия. Основу его составляет фонд оплаты труда. Предприятия самостоятельно планируют сумму средства, предназначенные для выплаты работникам, выбирают формы и системы оплаты труда, разрабатывают систему планирования.

Главной целью планирования оплаты труда является обеспечение высоких конечных результатов производства, непосредственной зависимости размера оплаты труда от объема работ и прибыли.

Средства, направляемые на оплату труда, образуют фонд заработной платы (ФЗП), который состоит из фонда оплаты труда (ФОТ) и средств, выплачиваемых из прибыли. Фонд оплаты труда входит в состав себестоимости продукции (работ, услуг) и регламентируется действующими нормативными документами, в первую очередь положением о составе затрат, включаемых в себестоимость. Размер средств, направляемых предприятием из прибыли, зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Планирование оплаты труда включает:

планирование фонда заработной платы; планирование средней заработной платы.

Исходными данными для планирования фонда оплаты труда являются:

производственная программа; численность работающих по категориям; действующая тарифная система; нормы труда; расценки на изделия, детали; штатное расписание; применяемые формы и системы заработной платы; законодательные акты по труду.

Определение средств на оплату труда происходит на основе плановой численности и установленных должностных окладов (тарифных ставок), которые учитывают минимальный размер оплаты труда и разряд работника по единой тарифной сетке.

Планирование фонда оплаты труда на предприятии может осуществляться с помощью следующих методов:

по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда; на основе средней заработной платы; нормативный; поэлементный (метод прямого счета).

Планирование ФОТ по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В основе данного метода лежит базовый фонд оплаты труда (ФОТбаз), планируемый коэффициент роста объема производства (Коп), планируемое сокращение численности (Эч) и среднегодовая заработная плата одного работника в плановом периоде (ЗПср):

ФОТпл=ФОТ*Коп+-Эч*ЗПср

Хотя этот метод и получил широкое применение в практике, ему присущ большой недостаток: в плановый фонд переносятся все нерациональные выплаты заработной платы, имевшие место в базисном году, следовательно, он не нацеливает коллектив на эффективное использование живого труда.

Планирование ФОТ на основе средней заработной платы. В основе данного метода лежат плановая численность работников по категориям (Чсп) и планируемая средняя заработная плата одного работника данной категории (ЗПС):

ФОТ=Σ Чсп* ЗПС

ЗПС= ЗПб * Кзп

где ЗПб – достигнутый уровень заработной платы работника i-й категории, руб.;

Кзп – планируемый коэффициент роста средней заработной платы i-й категории работников.

Данный метод более точен, сложность его применения связана со сложностью обоснования планового уровня заработной платы.

Нормативный метод планирования фонда оплаты труда.

В настоящее время выделяют два варианта нормативного метода: уровневый и приростный.

При уровневом нормативном методе ФОТ определяется на основе планируемого объема выпуска продукции (товарной, валовой) в стоимостном (трудовом) выражении (ОП) и планового норматива заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции (Нзп):

ФОТ= ОП* Нзп

Нзп= ФОТб * (1+ ΔЗП) / (ОПб * (1+ ΔПТ))

где ФОТб – фонд оплаты труда в базисном периоде за вычетом относительного перерасхода;

ОПб – фактический объем производства базисного года, р. или нормо-часы;

ΔЗП – плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному периоду, %;

ΔПТ – плановый прирост производительности труда, %.

Прирост средней заработной платы (ΔЗП) определяется по формуле:

ΔЗП= ΔПТ* Нз

где Нз – норматив прироста в % средней заработной платы на один процент повышения производительности труда.

Использование данного метода требует наличия стабильных нормативов.

Приростный нормативный метод базируется на нормативе прироста ФОТ на один процент прироста объема производства (Нзп):

ФОТ= ФОТб +-(ΔОП*Δ Нзп* ФОТб)/100

 

Данный метод, в отличие от вышерассмотренного, характеризуется большим стимулирующим эффектом и получил широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой.

Нормативные методы достаточно активно применяются и в отечественной практике.

Поэлементный метод (метод прямого счета) предусматривает подробный ее расчет каждой статьи планового фонда оплат труда раздельно по категориям:

ФОТ=Σ ЗПiпл * Чiпл

где ЗПiпл – среднегодовая заработная плата одного работника;

Чiпл – плановая численность, i-й категории персонала, чел.;

Планирование ФОТ основных производственных рабочих предполагает выделение основной и дополнительной заработной платы.

К основной заработной плате рабочих относят прямую заработную плату и премии в соответствии с действующим премиальным положением.

К дополнительной заработной плате относят различные выплаты, предусмотренные законодательством о труде.

Как уже отмечалось ранее, кроме ФОТ в фонд заработной платы входят выплаты из фонда потребления, формируемого за счет чистой прибыли предприятия. Размеры фонда потребления и направления его использования устанавливаются в финансовом плане. Обычно, на заработную плату направляется часть фонда потребления, а остальная часть передается в распоряжение руководства и используется для стимулирования работников предприятия. При планировании средней заработной платы устанавливают среднюю заработную плату по категориям персонала. Различают среднечасовую, среднедневную, среднемесячную (среднегодовую) заработную плату. Каждая из них определяется делением соответствующего планового фонда на количество отработанных часов, человеко-дней, среднесписочную численность.

Средняя заработная плата может определяться и рассчетно-аналитическим методом, исходя из отдельных факторов:

повышение минимума заработной платы; изменение условий труда; сокращение потерь рабочего времени; рост производительности труда; изменение удельных весов отдельных категорий и т.д.

Для каждого фактора отдельно рассчитывается соответствующий индекс. Совокупное влияние всех факторов определяется перемножением этих индексов.

При планировании заработной платы необходимо обеспечивать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Коэффициент, отражающий соотношение темпов роста производительности труда (ПТ) и средней заработной платы (ЗПср), определяется по формуле:

Ko=LПТ/LЗП >1

Для выполнения данной задачи на предприятиях должны максимально использоваться все резервы роста производительности труда. В результате определиться возможный прирост заработной платы на 1% повышения производительности труда.

Полученные плановые показатели численности работников и фонда заработной платы позволяют провести проверочный расчет соответствия предполагаемых данных объему деятельности в плановом периоде: товарная продукция, ФОТ, среднесписочная численность, производительность труда, средняя зарплата и их соотношение.

Соотношение приростов производительности труда и средней заработной платы должны подтвердить правильное обоснование плановых показателей.


17. Расходы и затраты предприятия. Понятия. Классификация

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов, направленных на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Группируются по трем признакам:

1. Затраты, связанные с извлечением прибыли

1.1. На производство и реализацию продукции (себестоимость)

1.2. Инвестиции – капитальные вложения для расширения объемов производства или извлечения прибыли на финансовых и фондовых рынках.

2. Затраты, не связанные с извлечением прибыли

2.1. Расходы на социальную поддержку работников и прочие гуманитарные цели, создающие благоприятный климат на производстве.

3. Принудительные затраты

3.1. Налоги и налоговые платежи

3.2. Отчисления на социальное страхование

3.3. Расходы по обязательному страхованию имущества

3.4. Экономические санкции

  1. Расходами называют экономически оправданные и документально подтвержденные, отраженные в балансе затраты.
  2. Состав расходов.
Вид расходов Направление расходов
  Расходы по обычным видам деятельности Потребление сырья и материалов, расходы на производство, переработку продукции, выполнение работ и услуг, содержание и эксплуатация основных фондов, коммерческие расходы, управленческие расходы, амортизация, оплата труда, отчисления в страховые фонды
  Операционные Представление организациями активов во временное пользование за оплату, пользование за оплату интеллектуальной собственностью, участие в уставном капитале других организаций, оплата услуг и процентов кредитным организациям, продажа, выбытие и списание основных средств, а также бракованной товарной продукции
  внереализационные Штрафы, пенни, неустойки за нарушение условий договоров и убытки, которые причинены организации; сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовая разница; сумма уцененных активов
  чрезвычайные Расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями

 

Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции.

1. В зависимости от характера и участии в производственном процессе

1.1. Производственные

1.2. непроизводственные

2. По экономическому содержанию

1.1 по экономическим элементам (экономически однородные, неделимые затраты(сырье, амортизация и т.д.))

1.2 по калькуляционным статьям (разнородные затраты в зависимости от направления расходов и места их возникновения(основное производства, вспомогательное производство, эксплуатация оборудования))

2. по степени однородности

1.1. простые (состоящие из одного экономического элемента(зп))

1.2. комплексные (общие цеховые расходы)

2. по способу отнесения затрат на себестоимость

2.1. прямые (непосредственно связанные с изготовлением продукта по установленным нормативам)

2.2. косвенные (связанные с функционированием подразделений фирмы, которые невозможно отнести на себестоимость конкретного изделия)

3. В зависимости от объемов производства

3.1. Условно переменные (затраты, сумма которых зависит от изменения объема производства – сырье, материалы, зп и т.д.)

3.2. Условно постоянные (расходы, которые не изменяются в результате изменения объема производства – арендная плата)

4. По функциональной роли

4.1. Основные

4.2. Накладные

5. По времени возникновения

1.1 Текущие (возникают в данном периоде и относятся на затраты данного периода)

1.2 будущих периодов (производятся в данном периоде, но относятся на себестоимость последующих или будущих периодов – маркетинговые исследования техническая документация, производство опытной партии)

1.3 предстоящие (еще не возникшие затраты, но на которые резервируются средства в нормативном порядке – командировочные, отпускные, сезонные расходы)

 

Представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и ма­териалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фон­дов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень кото­рой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельнос­ти организации (предприятия).

По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразде­ляются на три вида:-затраты на производство и реализацию продукции, образу­ющие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выруч­ки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капи­тала. По своей экономической сущности эти затраты обеспечивают про­цесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных активов; -затраты на расширение и обновление производства. Как пра­вило, это крупные единовременные вложения средств капитального харак­тера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют при­меняемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и иму­щество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты фи­нансируются из амортизационного фонда, прибыли, кредита и др.;- затраты на социально-культурные, жилищно бытовые и иные аналогичные непроизводственные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством, не включаются в себестоимость продукции, финансируются из специальных фондов, формируемых из распреде­ляемой прибыли.

 


18. Прибыль предприятия. Порядок формирования прибыли.

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности компании, который представляет собой разницу между ценой продукциии ее совокупными затратами. Прибыль – результат рыночных отношений.

Функции прибыли:

1. Показатель эффективности деятельности компании

2. Стимулирующая

3. Источник прироста собственного капитала и обновления производственных фондов

4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является источником социальных благ и льгот

5. Прибыль через взимание налогов является источником пополнения бюджетных средств.

МЕХАНИЗМ ФОРМИР ПРИБЫЛИ

Выручка от реализации продукции-> косвенные налоги (НДС, акцизы, другие) -> валовый доход ->затраты на материалы, заработная плата, отчисления, налоги валовая прибыль->коммерческие расходы и управленческие расходы->прибыль от продаж +/- операционные доходы/расходы и +/- внереализационные доходы/расходы-> прибыль до налогообложения->налог на прибыль и – обязательные платежи прибыль от обычных видов деятельности-> чрезвычайные расходы ->чистая прибыль (нераспределенная).

 

Доходом предприятия называют увеличение экономических выгод в результате получения денежных средств или иного имущества, а также погашение обязательств, что приводит к увеличению капитала. Валовый доход (В) – полная сумма денежных поступлений (количество продукции * цену) + Прибыль от реализации материальных ценностей и прибыль от внереализационных и операционных доходов.

Валовая прибыль – разница между валовой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж – разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами. Прибыль до налогообложения – вычитание (прибавление) операционных и внереализационных доходов или расходов. Прибыль от обычн деят – ДО налогообл – нал на приб Чистая прибыль =приб от обычн деят +сальдо дох и расх

К внереализационным доходам или расходам относятся:

- Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров

- Возмещение причиненных убытков

- Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде

- Сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок давности

- Курсовая разница

К операционным расходам относятся:

- Оплата во время использования активов организации;

- Оплата интеллектуальной собственности;

- Участие в уставном капитале организации;

- Выбытие основных средств и иных активов;

- Проценты за предоставление в пользование денежных средств.

Методы планирования прибыли.

Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности, что обусловлено различиями в методах исчисления и налогообложения. Используют следующие методы:

1 Метод прямого счета;

2 Аналитический метод;

3 Метод эффекта производственного рычага.

 

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 20.4.

Рис. 20.4. Основные направления распределения прибыли

Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.


19. Ценообразование, виды цен, порядок формирования.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, продукции, работ, услуг, количество денег, которое покупатель платит за товар. На формирование цены влияют рыночные факторы:

Цена - альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей от альтернативных товаров)

Цена – информационный сигнал, который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодные направления деятельности

Цена – пропорция обмена товаров на деньги.

Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и на уровень жизни населения.

Цены различают:

1 Рыночная – формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства и цен конкурентов;

2 Регулируемые государством.

Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на ценообразование (косвенные – с помощью налогов).

Ценовая конкуренция – это борьба на рынке через изменение цен на товары, основой является снижение себестоимости.

Государственное регулирование цен.

Прямое регулирование: жесткий контроль ценообразования на отдельные виды товаров.

Косвенное регулирование: изменение положения в сфере финансов, валютных, налоговых операций и оплаты труда.

Ценовая политика включает:

1 Выбор цели ценообразования;

2 Выбор ценовой стратегии;

3 Выбор метода ценообразования.

Существуют 3 основные цели:

1 Обеспечение выживаемости

В условиях жесткой конкуренции на рынке производители идут на изменение цены для ликвидации запасов продукции, увеличения объемов продаж, захвата большей доли рынка.

Производство и сбыт будут осуществляться по цене, установленной на нижнем пределе, пока возможно покрывать издержки.

2 Максимизация прибыли

Краткосрочная цель, увеличивающая доходность и расширяющая инвестиционные способности. Фирма делает оценку спроса и издержек и применительно к различным уровням цен останавливается на той, которая обеспечивает максимальную прибыль.

3 Обеспечивает удержание рынка, завоевание лидерства.

Проявляется в производстве и реализации продукции гарантированно высокого качества. При этом назначается более высокая цена по сравнению с ценами конкурентов для компенсации повышения затрат.

Ценовая стратегия – обоснованный выбор из нескольких вариантов цен, направленный на получение максимальной прибыли.

Разделяют:

1 Стратегию дифференцированного ценообразования

Основана на неоднородности и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам в разным регионам.

Стратегия конкурентного ценообразования

2 Строится с учетом конкурентоспособности предприятия, базируется на относительно низких затратах, как правило в начале делового цикла, а также для внедрения новых товаров на рынок.

3 Стратегия ассортиментного ценообразования

У фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров и этот набор предлагается по цене ниже, чем сумма цен его элементов.

Выбор метода ценообразования.

1 На основе издержек производства (затратный метод);

Предприниматель имеет полную информацию об издержках и меньшую о спросе товара на рынке. При принятии решения о цене он опирается на калькуляцию издержек. Модель изменения цены выглядит так:

P=C(1+R)

2 Метод с ориентацией на спрос.

Основан не на издержках производства, а на восприятии товара потребителем, то есть определяется как соотношение между ценностью товара и его ценой, а также сравниваются аналогичные показатели конкурентных товаров.

3 Метод идеальной цены.

Определяется базовый показатель старого товара, который сравнивается с подобным показателем нового товара.

Р(н)=П(н)/П(б)*Р(б)

Цена – стимул сбыта продукции через систему скидок.

Скидки бывают:

- За количество приобретенного товара;

- За внесезонную покупку;

- Для постоянного покупателя;

- За сокращение срока оплаты (предоплата, коммерческий кредит);

- На новый товар, при условии сдачи старого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...