Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Станция «Литературная».




Тема: Лесные тайны

Цели: повторить экологические правила, правила поведения людей в лесу; учить устанавливать связи в природе; рассмотреть значение леса для природы, для человека; обобщить знания о растительном и животном мире лесов; развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; воспитывать любовь к природе, лесу.

Оборудование: рисунки, фотографии растительного и животного мира лесов; гербарий; экологические знаки, карточки с заданиями; запись песни «Лесной марш», романса «Благословляю вас, леса» П. И. Чайковского.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

Из всех земных cокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шепот тишины –

Загадочными знаками полны...

Кусты, деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А красота для всех земных людей–

Учитель жизни до заката дней...

Игорь Кобзев

– Сегодня мы отправимся в лес, чтобы узнать его тайны.

II. Экологическая остановка.

Учитель. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Кто еще не успел это сделать, постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станьте надежными друзьями леса. Давайте посмотрим, какие удивительные деревья растут в наших лесах.

Выходят дети в костюмах: Ель, Лиственница, Клен, Береза, Дуб.

Ель. Я ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе со мной на Новый год приходит сказка. В еловом лесу всегда прохладно и темно. Ель растет 150–200 лет.

Лиственница. Королевой лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки падают на землю, словно листья. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Она не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы.

Клен. Я – клен. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее применяют в токарном деле, в машиностроении. Кларнет и флейта, из которых музыканты извлекают нежные звуки, тоже сделаны из клена.

Береза. Полюбилась издревле русскому народу белоствольная береза. Сколько песен и стихов сложено о ней! Часто упоминается она в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры.

Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. Из него делают мебель, паркет. А несколько листов дуба в банке с солеными огурцами сделают огурцы хрустящими, крепкими, вкусными.

Учитель. Послушайте экологическую сказку об известном дереве.

Сказка «О чем дрожит осинка»

…Взгляд останавливается на деревце с трепетной листвою, зеленая волна непрерывно движется от нижних ветвей к вершине. Кажется, что хозяйка зеленого сарафана все время любуется им и поправляет свой летний наряд... Это осинка, вечно трепетная, поющая нежную лесную песенку.

Почему же дрожит осинка? Боится, или ветер-озорник не покидает лесную красавицу с крупными листьями на длинных и тонких ножках?

Убаюканный деревцем, я задремал, а осинка все продолжала шептать свою песенку, то взволнованную, то озорную, то нежную, грустную.

– А вы рассудите, – жаловалась она, – разве мне можно не волноваться, не трепетать. Со дня своего рождения я вся дрожу от страха... Как только я упала маленьким семечком на землю, меня чуть не съел долгоносик. Спасибо, выручила черноголовая синичка: долгоносик попал к ней в желудок. Я спряталась в щелку и сидела там, изнывая от голода и жажды, и только спасительный дождь вернул меня к жизни. Когда я стала маленьким деревцем, меня грыз заяц, а потом лось. Какой только ужас я не испытывала: этот лесной великан дважды ломал мне вершину... Не понимаю, почему бы ему не выбрать Лещину, у нее такие вкусные орешки.

Мой родной братец Тополь и тот в почете. Его в городах выращивают, холят, поят, ухаживают за ним, а в действительности – это же пустой франт. Забейте в землю осенью тополиную палку – весною она листьями оденется. Я так не могу, я нежное создание. Толстуха Липа живет пятьсот лет. Наш лохматый, твердолобый староста Дуб – тысячу, ядовитый Тис, говорят, – целых четыре тысячи. Я же, бедная, в пятьдесят лет старуха. Какая несправедливость.

Взять двоюродных сестричек, Ель и Пихту, они и в темноте расти могут, а мне без солнышка смерть. Закроют меня своими колючками, тут и конец. Поэтому и жмусь к опушкам леса. Но и там страшновато: вдруг придет человек с топором, а еще ужаснее – с пилой. Мне первой и достанется.

Осинка тяжело вздохнула и продолжала:

– Возьмите хотя бы эту пышнотелую Липу. Теперь она только пчел обслуживает, а раньше всю Россию обувала, сто миллионов лаптей в год делали из ее луба!

– А я, несчастная, до сих пор горю, как спичка. Да, да, сгораю! Многих моих родственников вывозят из леса на спичечную соломку. И потому, что я мягка, легка, прямослойна.

Шепот осинки перешел в рыдания. Она вся задрожала, затрепетала. Взволновались и рядом стоящие деревья. Зашумели, закивали вершинами, спрашивая друг друга:

– Что случилось? Что случилось?

Учитель. Что вы узнали нового об осинке? Чем она знаменита?

– Вот, ребята, какой удивительный у нас лес!

Дети (хором). Эту истину знаю отроду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!

Учитель. Что же дает человеку лес?

1-й ученик. В лесу я видел огород: на грядках зеленели

Побеги всех родных пород – березы, сосны, ели.

И столько было здесь лесной кудрявой,

свежей молоди!

Дубок в мизинец толщиной тянулся вверх из желудя.

2-й ученик. Он будет крепок и ветвист, вот этот прут дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист – дубовый, настоящий.

С. Маршак

3-й ученик. Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода-водица вкусна и холодна.

III. Станция «Литературная».

Учитель. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лес – это необыкновенное чудо природы.

– А кто из вас знает стихи о лесе?

1-й ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же знаешь, мы свои!

2-й ученик. Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и летней тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат весны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок,

Шуршит густой листвой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапных елок

Сливается с листвой рябины и берез.

Ты полон свежести, и все в тебе живое!

А сколько у тебя загадок и чудес!

Учитель. Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.

Прислушайтесь! Присмотритесь повнимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.