V. Викторина «Лесные тайны».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. К о н к у р с «Представление». Представление команд друг другу и жюри: а) название команды («Листопадничек», «Зеленый друг»); б) девиз («Охранять природу – значит охранять Родину»; «Природа – наш дом, и мы в нем живем»); в) эмблемы. 2. К о н к у р с «Музыкальный». Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц. 3. К о н к у р с «Животные леса». Вопросы командам: У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.) Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова «соха», на которую похожи рога старого лося.) Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.) Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.) Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.) Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.) Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.) Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.) На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.) Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу.) Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.) Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.) Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)
Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.) Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.) Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.) Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.) Что делают некоторые животные, чтобы предотвращать у своих детенышей развитие рахита? (Устраивают им солнечные ванны. Например, барсук, лиса выносят малышей из нор и держат на солнце.) 4. К о н к у р с «Птицы лесов». Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.) Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.) У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.) Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.) Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.) Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.) Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.) Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.) Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
Рассмотрите рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.) С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.) Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.) 5. К о н к у р с «Растения лесов». Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.) Из древесины какого дерева делают карандашные палочки? (Из кедра.) Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Из ели.) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое растение. Нижним веткам темно.) Из какого дерева делают спички? (Из осины.) Плоды каких кустарников богаты витамином «С»? (Черная смородина, шиповник.) У какого хвойного дерева не шишки, а шишкоягоды? (У можжевельника.) На каком лиственном дереве растут мелкие шишечки с самыми мелкими орешками в мире? (У ольхи.) У какого лиственного дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (У березы.) Древесина какого хвойного дерева не гниет в воде? (Лиственница.) 6. К о н к у р с «Фотоохота». Каждая команда получает лист с контурами животных. За 5 минут участники должны записать названия изображенных животных. За каждое правильное название животного команда получает 1 балл. З а д а н и е: найдите и назовите животных по контурам. 7. К о н к у р с «Экологический». Каждая команда составляет экологические знаки о поведении человека в лесу. За каждый знак команда получает 2 балла. Защита экологических знаков: Запрещена охота на животных.
Запрещена вырубка деревьев.
Нельзя рвать цветы.
Нельзя разводить костры в лесу. VI. Итог занятия. Жюри подводит итоги викторины «Лесные тайны». Учитель. Когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы в нем в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вреда. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, Давайте же с природою дружить. Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым... Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим. Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда. Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда. Учитель. Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. А может быть, кто-то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить музыку. Мы будем этому очень рады.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|