Когда исчезнут двоечники?
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Русский репортер. №7 2010 О муштре в школе От редакции Обязательные атрибуты современной городской школы, причем далеко не только в России, — это решетки, охранники, вахтеры, замки и затворы. В это относительно отгороженное от внешнего мира дисциплинарное пространство мы добровольно отдаем своих детей. По коридорам во время перемен по-прежнему ходят дежурные с красными повязками. А помните, как нас строили на линейку? В современных школах ничто не изменилось: дети, построенные в классные подразделения в спортзале или в школьном дворе, вынуждены с тоской в глазах слушать речь директора или завуча о достижениях школы, об успеваемости. Но перед этим непременно все вместе слушают гимн и поднимают государственный флаг. В школе мы получаем первые представления о социальной иерархии. Кабинет директора — сакральное место небожителя. Завучи по учебной работе и воспитанию — его правая и левая рука — обычно также имеют свои кабинеты. Остальные учителя помещаются за своими столиками в учительской, но детям туда вход воспрещен. В школе каждому предписывается свое место и одновременно присваивается ранг. Ведь дисциплина — это разработанная система ранжирования. Каждый отдельный класс также подлежит классификации и ранжированию, при этом каждый ученик получает свое место в зависимости от успеваемости и поведения. Он постоянно перемещается из одного разряда в другой: каждый день, каждый месяц, каждую четверть он то двоечник, то троечник, то отличник. Причем, несмотря на новые педагогические веяния, учеников в классе по-прежнему располагают в зависимости от их места в иерархии знаний, способностей или «усидчивости». И раз в год или полугодие по школе пробегает нервная дрожь: учителя и ученики носятся с полотерами и тряпками в ожидании какой-нибудь проверяющей комиссии. В общем, все как в мире взрослых — именно в школе мы постигаем, как устроены общество и межчеловеческие отношения.
Мы отдаем в школу своих детей потому, наверное, что думаем: современный цивилизованный человек является продуктом муштры. Ребенок должен обрести не только знания, но и элементарные навыки социальной жизни — научиться исполнять в срок задания, не опаздывать на уроки, следовать правилам гигиены и, наконец, правильно, то есть согласно общепринятым нормам, пользоваться своей личной свободой. Так вот, если убрать из школы систему оценок, все это здание школьных отношений рухнет — исчезнет иерархия, системы отличий, стимулы к самосовершенствованию. Внутри существующего дисциплинарного устройства школы проблему шкалы оценки — пяти— или десятибалльной — можно обсуждать, но только с точки зрения того, насколько эффективно она помогает решать главные задачи школы: контроль знаний и поведения, воспитание гражданина согласно заказу общества и государства. Существующая сегодня школа кажется нам консервативной и даже тоталитарной. Но нужна ли нам новая школа? И имеет ли смысл вообще создавать такую школу — ту самую, где нет оценок, если отношения в мире взрослых требуют уважения принципов иерархии, норм, производственной и общегражданской дисциплины? Говорят: сегодняшняя школа травмирует детей. Но жизнь вообще довольно жесткая штука. И мы не избавимся от линеек, от болезненных систем оценок, от муштры и классных подразделений в школе до тех пор, пока само общество не сформулирует запрос на другого человека. Пятерка» должна умереть [ 4 ] Григорий Тарасевич, редактор отдела «Науки» журнала «Русский репортер»
Введение ЕГЭ было лишь началом реформы среднего образования, но оно уже вынудило школы в корне пересматривать учебный процесс. Теперь реформаторы предлагают отказаться от пятибалльной системы и перейти к десятибалльной. Формальность? Но вместе с чисто технической модификацией шкалы может произойти изменение самой системы оценки, а затем и содержания учебного процесса. Может, стоит обсудить проект новой школы, а затем уже думать о формальной стороне? — Качество образования в нашем учебном заведении увеличилось на восемь целых шесть десятых процента, — торжественно рапортовала завуч одного из московских лицеев. И у любого нормального человека тут же возникал вопрос: как этой женщине в красном пиджаке советского покроя удалось так точно проcчитать качество образования? Все-таки речь идет о довольно сложном понятии. Оказывается, все просто: берется количество пятерок и четверок, соотносится с двойками и тройками — и получается точная цифра. Пять баллов — это не только технический инструмент, которым измеряют знания и навыки. По этой шкале определяют все: кто дурак, кто умный, кто хороший, кто плохой, какая школа качественная, какая так себе. Школа кажется закрытой от внешнего мира: решетка, охранники, свой стиль общения, свои законы. Но именно здесь задается траектория дальнейшего развития человека — его самооценка, его выбор правил игры во взрослой жизни. И проблемы, порожденные школьной системой оценивания, становятся проблемами общественных отношений. Когда исчезнут двоечники? Сейчас идея реформирования пятибалльной системы снова бродит по коридорам власти. Осенью, во время встречи с победителями конкурса «Учитель года», президент Медведев признал: да, пятибалльная система неудобная и давно пора ее менять. Вслед за Медведевым это подтвердил министр Фурсенко, а потом и чиновники рангом пониже. Не исключено, что первые эксперименты по переходу на десятибалльную систему начнутся уже в следующем году. И если реформа будет идти разумными темпами, то те, кто сейчас ходит в первый класс, будут заканчивать школу на шестерки и девятки.
Сейчас каждая школа может сама определять, как оценивать своих учеников — закон «Об образовании» это разрешает. И есть учебные заведения, которые этим правом воспользовались. Где-то давно применяется десятибалльная система, где-то — стобалльная, где-то вообще отказались от текущих отметок и используют только зачет/незачет. Но все это — частные инициативы очень немногих продвинутых школ, не подчиненные какой-то единой стратегии. И остается только посочувствовать школьнику, который из лицея с двенадцатибалльной системой перешел в гимназию со стобалльной. Кстати, аналогичная неразбериха царит и с отметками в младшей школе. Где-то их не ставят вообще, где-то вместо цифр используют «звездочки» или «солнышки», где-то ставят обычные отметки, начиная с первого класса. Но не надо забывать, что речь идет о государственной школе. И правила в ней должны быть едиными. Точно так же, как по всей стране должно быть единое трудовое законодательство или система уплаты налогов. Низшая математика Чем же так плоха столь привычная для нас пятибалльная система? Первый аргумент, rоторый приводят все учителя, — никакая она не пятибалльная. — Кто встречал в аттестате оценку «два»? Или за первое полугодие оценку «единица»? — спрашивает директор Центра образования № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский. — Получается, что у нас не пятибалльная система, а трехбалльная. Чисто технически эта шкала очень неудобная и непонятная. Вроде бы простые цифры: пять, четыре, три, два. Но законам математики они не подчиняются, ведь за каждой отметкой стоит скорее эмоциональное высказывание, чем просто число. Большинство педагогов не видят особой разницы между 5, 10 или 12 баллами. Важнее изменить принципы оценивания Ну, например, почему три с плюсом меньше, чем четыре с минусом? Или какое число ближе всего к единице? Математика подсказывает, что это двойка, но реальная практика сближает единицу с четверкой: так легче исправлять… — С методической точки зрения поменять систему отметок несложно. Это как деноминация в конце девяностых, — продолжает Рачевский. — А что касается необходимости, то она очевидна: система отметок в нашей советской школе — я не оговорился, именно советской — очень архаична. Всем знакома ситуация, когда учитель говорит ученику: «У тебя между тройкой и четверкой». А была бы десятибалльная система, он бы просто получил шесть. Пройдет одно-два поколения — и люди привыкнут к такой системе и перестанут переводить эти баллы в тройки, четверки и пятерки.
Но и Рачевский, и его коллеги признают: главное — это не количество баллов в шкале, а сами принципы оценивания. — Шкала не имеет принципиального значения. Ну, наверное, десять лучше, чем пять, потому что не надо плюсы и минусы ставить, — говорит Михаил Шнейдер, директор 45−й московской гимназии. Может быть, президенту и министру образования кто-то сказал, что переход с пяти баллов на десять — это революция. Но на самом деле никакой революцией здесь и не пахнет. — Десять баллов, двенадцать баллов, сто баллов — это условность, которая, по сути, не влияет ни на качество образования, ни на мотивацию ребенка. Менять надо не систему отметок, а систему оценивания, — уверен Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика».
Читайте также: FreshLine - никогда вас не бросит в трудной ситуации и не повернется к вам спиной. Главное ничего не подписывать. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|