Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советско-финская война (1939—1940)

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года, сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 года — звание старшины. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.

Является одним из четырех финнов, дважды награждённых крестом Маннергейма II класса (и единственным среди них, не имеющим офицерского звания).

С 1947 года в отставке, работал частным пилотом.

Оставил воспоминания «Я бил „сталинских соколов“».

Тип и номер самолета Период Число побед лично/в группе
Fokker D.XXI 01.12.39—13.03.40 2/1
Brewster B-239 BW-364 25.06.41—06.02.43  
Bf.109 G-2 MT-7, MT-222 05.06.43—06.03.44  
Bf.109 G-6 МТ-426, МТ-457 05.44—09.44  

Как и японский ас Сакаи и многие советские асы, ни разу не потерял в бою своего ведомого.

 

Сакаи, Сабуро

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Сакаи.

Сабуро Сакаи
яп. 坂井三郎
Дата рождения 26 августа 1916
Место рождения с. Нисиёка, уезд Сага, преф. Сага, Японская империя
Дата смерти 22 сентября 2000 (84 года)
Место смерти Япония
Принадлежность Японская империя
Род войск Морская авиация Императорского флота Японии
Годы службы 1933—1945
Звание Лейтенант
Часть 12, 343, авиагруппы «Тайнань», «Йокосука»
Сражения/войны Вторая мировая война
Награды и премии Серебряные Императорские часы
Сабуро Сакаи на Викискладе

Сабуро Сакаи (яп. 坂井三郎; 26 августа 1916 — 22 сентября 2000) — младший лейтенант Флота Японии — японский лётчик-истребитель, ас (яп. 撃墜王 гэкицуй-о:), лётчик-испытатель. Четвёртый по числу побед японский ас (в Японии не велись личные списки воздушных побед, поэтому принято использование американских подсчётов его побед — 64 сбитых).

Содержание

 

· 1Биография

· 2В кино

· 3См. также

· 4Сочинения

· 5Примечания

Биография

Сакаи родился в семье потомков самураев, которые после реставрации Мэйдзи и запрещения самурайского сословия вели жизнь крестьян. Он был третьим сыном в семье (его имя значит «третий сын»). В 11 лет он потерял отца. Сакаи был первым учеником в деревне, где он жил. Затем его дядя забрал Сакаи в Токио на обучение. Там он учился плохо, хотя и прилагал все усилия, чтобы стать лучшим. 1 мая 1932 года, в возрасте 16 лет, он поступил в японский императорский флот. После первоначальной подготовки он служил комендором на линейном крейсере «Кирисима» до 1936 г., когда подал заявку на переход в авиацию. Обучение было суровым. Для воспитания боевого духа курсантов заставляли участвовать в многочисленных — до десятков раз в день — рукопашных боях. Крайне жёсткой была программа физической подготовки. В 1937 году он закончил подготовку первым из курса, был награждён серебряными часами от имени императора Хирохито. Сакаи был выпущен как пилот авиации авианосного базирования, хотя никогда и не служил в таком качестве, каждый раз взлетая с наземных аэродромов. В 1938—1939 годах принял участие во второй китайско-японской войне (в воздухе его противниками были русские и американцы), сперва на Мицубиси А5М, потом на Мицубиси А6М2 («Зеро»). В октябре 1939 года сбил ДБ-3.

В ходе Войны на Тихом океане с самого начала добился больших успехов, сбив в первый день «Томохок» и на третий день B-17 (первым в ходе войны). Затем был переброшен на Борнео, где за короткое время добился 13 воздушных побед. После болезни переброшен в Лаэ, где добился большей части своих побед. Основными жертвами его здесь были американские истребители, в том числе «Аэрокобры». По его воспоминаниям они несколько уступали «Зеро» по скорости. Хотя это и противоречит табличным ЛТХ «Зеро» и американских истребителей, достоверность его побед подтверждена американской стороной, а используемая им в боях с «Аэрокобрами» тактика базировалась на более высокой скорости. Возможными причинами такого несоответствия следует назвать водяное охлаждение «Аэрокобры», которое делало невозможным продолжительный полёт на максимальных табличных скоростях, в то время как воздушное охлаждение «Зеро» позволяло длительное время поддерживать максимально возможную скорость.

Следующим местом его базирования был Рабаул. В одном из воздушных боёв в ходе битвы за Гуадалканал он принял четыре торпедоносца «Эвенджер» за одноместные истребители F4F и подошёл к ним близко, как для атаки истребителей. Слишком поздно поняв свою ошибку, он всё же сумел выпустить по противнику 232 снаряда и патрона. Хвостовые стрелки американцев имели перед собой отличную мишень — их сосредоточенный огонь сорвал фонарь с «Зеро» Сабуро, повредил ему правый глаз; та же пуля задела его мозг, оставив левую половину тела парализованной. Кровь из раны заливала лицо, однако через некоторое время слезы из оставшегося глаза (который тоже был повреждён) смыли её до такой степени, что он смог что-то видеть. Приняв решение умереть как воин, Сакаи хотел врезаться в американский корабль, однако такового не нашёл. В результате он совершил полёт длительностью 4 часа 47 минут и длиной в 1040 км. После посадки он настаивал на докладе вышестоящему командиру. Его товарищ, также великий японский ас, Хироёси Нисидзава, вместе с лейтенантом Сасаи насильно доставил Сакаи в госпиталь. Но это были временные меры перед отправкой в Японию на операцию. После пятимесячного лечения контроль над левой частью тела был восстановлен; благодаря сложнейшей операции у лучшего японского офтальмолога удалось восстановить левый глаз, однако правый, разумеется, был потерян безвозвратно. В медицинском заключении врача, доктора Сакано, было сказано: «Я сделал всё, что только мог, но ваш правый глаз никогда не будет видеть нормально. Вы сможете видеть предметы на расстоянии фута или двух, но не более. Но с вашим левым глазом всё будет в порядке».

Длительное время Сакаи тренировал молодых пилотов, однако в апреле 1944 года добился разрешения участвовать в боях. 24 июня он был атакован 15 «Хеллкэтами», значительно превосходящими по ЛТХ его самолет. Бой продолжался 20 минут, и за это время ни один снаряд не попал по самолету Сакаи. Благодаря своему мастерству, он уклонялся от атакующих самолетов и постепенно смещался в сторону острова, где зенитные орудия Японии отразили атаку самолетов Союзников[1]. 5 июля 1944 года ему удалось впервые после потери глаза сбить американский истребитель. До конца войны он добился ряда воздушных побед, в том числе сбил (совместно с другим пилотом) B-29. 11 февраля 1945 года Сабуро Сакаи женился на своей двоюродной сестре Хацуё Хирокаве, которая умерла в 1954 году. Позднее он женился во второй раз, и его дочь от этого брака была отправлена отцом на обучение в США.

После войны Сабуро Сакаи обратился к буддизму и дал клятву не убивать ни одного живого существа.

Сабуро Сакаи скончался 22 сентября 2000 года в Токио от сердечного приступа.

Нисидзава, Хироёси

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2016; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Нисидзава.

Хироёси Нисидзава
(яп. 西澤 広義 )
Хироёси Нисидзава в 1943 году
Прозвище «Рабаульский дьявол»
Дата рождения 27 января 1920
Место рождения Нагано, Япония
Дата смерти 26 октября 1944 (24 года)
Место смерти Миндоро, Филиппины
Принадлежность Японская империя
Годы службы 1936—1944
Звание Младший лейтенант (посмертно)
Часть Тайнаньский авиакорпус
Сражения/войны Вторая мировая война: · Новогвинейская кампания · Битва за Соломоновы острова · Сражение в заливе Лейте
Хироёси Нисидзава на Викискладе

Хироёси Нисидзава (яп. 西澤 広義 Нисидзава Хироёси ?, 27 января 1920 — 26 октября 1944) — японский ас, лётчик ВВС Императорского флота Японии во Вторую мировую войну.

Возможно, Нисидзава был лучшим японским асом за всю войну: к моменту своей смерти им было одержано 87 воздушных побед. Эта статистика не очень точна, так как в японской авиации было принято вести статистику эскадрильи, а не персонально пилотов, а также из-за чрезмерно жёстких требований при учёте. Газеты писали после смерти про 150 побед, семье он сообщил про 147, в некоторых источниках упоминаются 102, а предполагается даже и 202.

Содержание

 

· 1Биография

o 1.1В Новой Гвинее

o 1.2Гуадалканал

o 1.3Возвращение в Японию

o 1.4Филиппины

o 1.5Гибель

Биография

Нисидзава родился в горной деревне в префектуре Нагано. Он был пятым сыном Микидзи и Миёси Нисидзавы. Его отец был управляющим на фабрике по производству сакэ. Хироёси окончил школу и работал на текстильной фабрике. В июне 1936 года ему на глаза попался плакат, призывающий добровольцев в Ёкарэн — школу подготовки лётчиков-резервистов.

В Новой Гвинее

Когда началась Война на Тихом Океане, Нисидзава находился в эскадрилье (яп. 中隊 тю:тай) группы Титосэ (ja:千歳海軍航空隊), укомплектованной устаревшими самолётами Mitsubishi A5M «Клод». Его направили на аэродром Вунаканау на только что занятой японцами Новой Британии. На той же неделе эскадрилья получила свои первые самолёты Mitsubishi A6M «Зеро» (A6M2, тип 21).

3 февраля 1942 года, все ещё летая на устаревшем A5M, Нисидзава одержал свою первую победу — сбил гидросамолёт «Каталина». Впоследствии было установлено, что гидросамолёт был только повреждён и сумел вернуться на базу. 10 февраля эскадрилья Нисидзавы была переформирована в 4-й авиакорпус. Как раз стали готовы к вылетам новые самолёты, и Нисидзава получил «Зеро» A6M2 с бортовым номером F-108.

1 апреля эскадрилья Нисидзавы была переброшена в Лаэ на Новой Гвинее и приписана к авиакорпусу Тайнань кокутай. Там Нисидзава летал с асами Сабуро Сакаи и Тосио Отой под командованием Дзюнъити Сасаи. Сакаи в воспоминаниях описывает своего друга Нисидзаву постоянно бледным и измождённым, страдающим от малярии и тропических кожных заболеваний. О его способностях Сабуро Сакаи, сам один из ведущих асов империи, писал: «Я никогда не видел, чтобы пилот проделывал на своем самолёте то, что Нисидзава на своём Зеро. Его пилотаж был блестящим, совершенно непредсказуемым, невозможным, потрясающим всех, кто это видел».

Они постоянно сталкивались с ВВС Австралии и США, которые базировались на Порт-Морсби. Первая подтвержденная победа Нисидзавы произошла 11 апреля — он сбил американский Bell P-39 Airacobra. Он сбил ещё 6 самолётов за 72 часа между 1 и 3 мая, благодаря чему стал официально признанным воздушным асом. Нисидзава стал одним из знаменитой тройки — вместе с Сабуро Сакаи и Тосио Отой.

Ночью 16 мая Нисидзава, Сакаи и Ота слушали австралийское радио, и Нисидзава узнал «Данс Макабр» французского композитора, пианиста и органиста Камилла Сен-Санса. У Нисидзавы возникла сумасшедшая идея: «Знаете про завтрашний налёт на Порт-Морсби? Почему бы нам не устроить небольшое представление — танец смерти в нашем исполнении? Сделаем несколько демонстративных петель над их аэродромом, это сведет их с ума.»

17 мая Ота повел эскадрилью в налет на Порт-Морсби, и Сакаи с Нисидзавой шли как его ведомые. На обратном пути Сакаи просигналил Нисидзаве, что он идет к вражескому аэродрому. Через минуту они трое встретились и устроили демонстрацию пилотажа, сделав три петли в тесном построении. Затем Нисидзава показал, что хочет повторить; они спустились до 1800 метров и сделали ещё три петли, все ещё без всякого огня с земли. Затем повернули к своему аэродрому и вернулись в Лаэ, опоздав на 20 минут.

В 9:00 лейтенант Дзюнъити Сасаи срочно вызвал его в штаб. Когда Нисидзава прибыл, Сасаи показал ему письмо. «Знаете, где я нашёл эту штуку?», кричал он. «Нет? Я скажу вам, идиоты, его сбросили нам на базу несколько минут назад с вражеского самолёта!». Письмо, написанное на английском, гласило:

Командующему Лаэ: Мы были очень впечатлены теми тремя пилотами, что посетили нас сегодня, всем нам понравились петли, которые они показали над нашей базой. Это было настоящее представление. Мы оценили бы, если бы те же самые пилоты возвратились сюда ещё раз, с зелёными шарфами на шее. Мы сожалеем, что не могли уделить им должное внимание, но мы постараемся в следующий раз встретить их как следует [2].

Нисидзава, Сакаи и Ота стояли смирно и сдерживали смех, пока Сасаи ругал их за «идиотское поведение». Он запретил им впредь устраивать подобные шоу перед американскими позициями. Лётчики про себя решили, что представление того стоило.

Гуадалканал

В начале августа 1942 авиагруппу перебросили в Рабаул, и они сразу приступили к вылетам на Гуадалканал. В первом бою 7 августа Нисидзава сбил шесть истребителей Grumman F4F Wildcat (исторически подтверждено 2 сбитых самолёта).

8 августа 1942 Сабуро Сакаи, близкий друг Нисидзавы, серьёзно пострадал в бою против торпедоносцев «Grumman TBF Avenger». Нисидзава заметил исчезновение Сакаи, бросился на поиски — Сакаи или американцев. Потом несколько остыл и вернулся в Лукунау. Позже, ко всеобщему изумлению, Сакаи вернулся, серьёзно раненый. С пробитой навылет головой, весь в крови и ослепший на один глаз, он вернулся на базу на своем поврежденном Зеро после перелёта в 4 часа 47 минут, одолев 560 морских миль (1040 км.). Нисидзава, Сасаи и Ота отправили Сакаи в госпиталь. Нисидзава удалил шофера и лично вез Сакаи — как можно быстрее и осторожнее — до хирурга. Сакаи был эвакуирован в Японию 12 августа.

Возвращение в Японию

Он вернулся в Рабаул 7 мая 1943 года и продолжил участвовать в операциях над Новой Гвинеей и Соломоновыми островами. Как правило, он летал на A6M3 тип 22 с хвостовым номером UI-105. 14 мая 32 истребителя сопровождали 18 бомбардировщиков G4M во время их рейда на Оро Бэй в Новой Гвинее. Они встретили американские истребители P-40 и новые «Лайтнинги» из 49-й группы. Произошёл бой, во время которого японцы сбили около 13 американских самолётов, но американцы успели сбить 11 G4M и 10 Зеро. Только 4 бомбардировщика смогли дотянуть до аэродрома.

В этом бою Нисидзава с напарником сбили P-38 Артура Баухоффа, который выпрыгнул с парашютом над морем, но был съеден акулами. Когда P-40 атаковали бомбардировщики, лейтенант Шелдон Бринсон был атакован необычно маневренным Зеро, пилот которого явно был ветераном, и Бринсон едва успел уйти. Вероятно, это был Нисидзава, стиль пилотажа которого узнаваем в описании Бринстона.

К середине июня Нисидзава записал на свой счет ещё 6 сбитых самолётов. В этот момент в авиации прекратили вести индивидуальную статистику, и с этого момента деятельность Нисидзавы проследить сложно. За свои заслуги командование 11-го воздушного флота (лично вице-адмирал Дзюнъити Кусака) наградило Нисидзаву боевым мечом с надписью Буко бацугун («За военную доблесть»).

В феврале 1944 он был отправлен защищать Северные Курилы от американских бомбовых рейдов. Однако в этом регионе ему не удалось сбить ни одного самолёта.

Филиппины

Группа «Сикисима» лейтенанта Юкио Сэки из первого Корпуса Специальной Атаки готовится к вылету с авиабазы Мабалакат на Филиппинах (25 октября1944).

В октябре 1944 авиагруппа 203 была переброшена на Лусон. Нисидзава и ещё четыре лётчика были размещены на маленьком аэродроме в Себу.

25 октября он повел 4 истребителя сопровождения (A6M5), прикрывая первый за ту войну вылет лётчиков-камикадзе. С ним летели Нисао Сугава, Синго Хонда и Рёдзи Баба, целью было соединение вице-адмирала Спрэга «Таффи-3», прикрывающее американские десанты во время Битвы в заливе Лейте. Лётчиков-камикадзе вёл лейтенант Юкио Сэки, всего было 5 самолётов A6M5 тип 52, снаряженных 250-килограммовой бомбой. Это были первые камикадзе, которые смогли потопить американский корабль. Атака была успешной, 4 из 5-ти самолётов достигли цели и нанесли тяжёлые повреждения. Юкио Сэки врезался в полётную палубу эскортного авианосца «Сен-Ло», который затонул через полчаса. Перед вылетом Юкио Сэки сказал: «Плохи дела Японии, если она заставляет гибнуть своих лучших пилотов. Я иду на это не за Императора и не за Империю. Я иду, потому что мне так приказано!».

Прикрывая этот налёт, Нисидзава записал на свой счет 86-й и 87-й сбитый самолёт — ему удалось сбить два Хэллкета. Это были последние сбитые самолёты в его жизни.

За всё время полёта у Нисидзавы были дурные предчувствия — ему было видение его гибели. Он написал рапорт об успешном вылете и попросил разрешения полететь самому в качестве камикадзе. Ему было отказано, он был слишком ценен в качестве истребителя.

Гибель

Через день после гибели своего самолёта Нисидзава и другие лётчики 201-го корпуса сели в транспортный самолёт Nakajima Ki-49 Donryu («Helen») и вылетели из Мабалаката в Себу, за новыми самолётами с аэродрома Кларкфилд. У Калапана на острове Миндоро, Ki-49 был атакован двумя Хэллкетами из эскадрильи VF-14 соединения CV-18 и загорелся. Нисидзава погиб как пассажир, став жертвой предположительно американского лётчика Харольда Невилла.

Боевой офицер Хироёси Нисидзава, ведущий ас Японии, погиб в возрасте 24 лет.

Услышав про гибель Нисидзавы, адмирал Соэму Тоёда, командующий объединённым флотом, посмертно повысил его в звании до младшего лейтенанта, так как на момент гибели он был всего лишь старшим унтер-офицером. Нисидзава также получил посмертное имя Букай-ин Кохан Гико Кёси, что переводится как «В океане войны, один из почитаемых лётчиков, чтимое в буддизме лицо». После войны его имя из-за недоразумения исчезло из списков и похоронного обряда не проводили до 2 декабря 1947 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...