Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документирование хозяйственных операций




Оценка имущества и обязательств предприятия

Оценка - это способ выражения объектов БУ в обобщающем денежном измерителе. Оценка производится в валюте РФ — в рублях.

Оценка объектов БУ зависит от их видов и цели, с которой она производится:

- при постановке объекта на бухгалтерский учет;

- для отражения в бухгалтерской отчетности;

- для налоговых расчетов;

- для статистической отчетности;

- для прочих целей.

Оценка при постановке объекта на БУ производится, если имущество: - произведено в самой организации, - по фактическим затратам, связанным с производством этого имущества (затраты на использование основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др.); - приобретено за плату, - суммированием фактически произведенных затрат на его покупку (цена самого объекта имущества, комиссионные вознаграждения снабженческим, посредническим и иным организациям, затраты на транспортировку, хранение и др.); - получено безвозмездно, - по текущей рыночной стоимости на дату оприходования, подтвержденной документально или экспертным путем; - внесено в качестве вклада в уставный капитал, - по соглашению между учредителями; - имущество и обязательства, выражены в иностранной валюте, - в руб. на основании пересчета инвалюты по курсу ЦБР на дату совершения операции. Порядок оценки конкретных видов имущества как объектов БУ регулируется отдельными ПБУ, в частности: по учету основных средств — ПБУ 6/01, по учету МПЗ — ПБУ 5/01, по учету договоров строительного подряда — ПБУ 2/2008, по учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, — ПБУ 3/2006. Обязательства оценивают при постановке на БУ в суммах, вытекающих из договора, установленных по соглашению сторон, участвующих в сделке. В процессе их использования они могут уменьшаться или увеличиваться на сумму %-ов, предусмотренных к получению на соответствующие отчетные даты до момента завершения сделки.

Документирование хозяйственных операций

Документ (латинское - доказательство)— это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмот­ренном законом, и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Показатели, характеризующие такой факт, отраженный в документе, называют реквизитами.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления совершенной сделки, либо за правильность оформления свершившегося события, их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель эк. субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение БУ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Документы бухгалтерского учета классифицируются по различным признакам:

1. по назначению

- организационно-распорядительные - содержат распоряжение, разрешение, указание на проведение хоз.операции (приказы, распоря­жения, указания, доверенности и т. д.)

- оправдательные - составляются в момент совершения операции, отражая ее исполнение (требования, приходные ордера, накладные, акты и т. д.)

- бухгалтерского оформления - заполняются в учетных целях для обеспечения и ускорения работы (справки, расчеты и т. п.)

- комбинированные - сочетают в себе разреши­тельный и оправдательный характер (платежная ведо­мость, расходный кассовый ордер и т.д.)

2. По содержанию хоз.операции

- материальные - отражают движение товарно-материальных ценностей;

- расчетные - оформление расчетных взаимоотношений с партнерами по возникшим обязательствам;

- денежные - оформление операций с наличными и безналичными ДС.

3. По степени обобщения учетной информации

- первичные – составляются в момент совершения хозяйственной операции

- сводные – для обобщения учетной информации из первичных документов

4. По способу охвата операций

- разовые - для отражения одной или нескольких одно­родных хоз.операций, совершаемых одновременно

- накопительные - для регистрации и накапливания однородных хоз.операций, совершаемых в разное время

5. По числу учитываемых позиций

- однострочные - содержат одну учетную позицию

- многострочные - содержат две или более учетные позиции

6. По месту составления

- внутренние - для оформления внутренних операций

- внешние - поступающие от других организаций

7. По способу заполнения

- вручную

- автоматизированно.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подвергаются обработке для подготовки их к записям в регистры БУ. Основным этапом бух. обработки на предприятии является обязательная проверка документов:

- по форме – полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов, наличие подписей;

- по содержанию (по существу) – законность документированных операций, т.е. соответствие документов требованиям законодательных и нормативныx актов; целесообразность совершенных операций; логическая увязка отдельных показателей;

- арифметически – правильность произведенных вычислений и подсчетов.

Документооборот это движение документов на предприятии от их создания или получения от других организаций до принятия к учету, обработки и передачи в архив.

Процесс документирования регулируется графиком, который составляет гл. бухгалтер и утверждает приказом руководитель предприятия. Контроль за выполнением графика осуществляет главбух. Требования гл. бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгал­терскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организа­ции.

Первичные учетные документы, регистры БУ, бух. (фин) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением БУ, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов БУ и их защиту от изменений.

Учетные регистры

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра или период, за который составлен регистр;

4) хронологическая или систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов БУ с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы регистров БУ утверждает руководитель эк. субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение БУ. Регистр БУ составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Учетные регистры классифицируются:

1. По внешнему виду

- бух. книги - сброшюрованные листы определенного формата и графления (кассовая книга, Главная книга);

- карточки - отдельные разграфленные листы стандартного размера. Они предназначены для аналитического учета ОС (инвен­тарные карточки), МЦ по местам их хранения (карточки складского учета М.) и т.п. Совокупность карточек однородного назначения называется картотекой;

- свободные листы учетные регистры большого формата и с большим количест­вом сведений но отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и выполняют роль комбинированных регистров (журналы-ордера, ведомости). Хранятся обычно в папках.

2. По характеру регистрации записей

- хронологические – записи ведутся в порядке поступления документов (регистрационный журнал);

- систематические – однородные по содержанию х.о. группируются на счетах синт. и аналит. учета (главная книга);

- комбинированные сочетают хронолог. и системат. записи (журналы-ордера).

3. По объему содержания (степени детализации) информации

- синтетические открываются для ведения синт. счетов(главная книга, журналы-ордера);

- аналитические – каждая х.о. записывается с необходимой полнотой, пояснениями. Эти регистры ведут в развитие какого-либо синт. счета(карточки аналитического учета).

4. По форме

- двусторонние применяются в основном при ведении учета в книгах. Запись хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту соответствующих счетов;

- односторонние это различные карточки для учета МЦ, расчетов и др. операций. Применяются в синт. и ан учете;

- многографные – используют для отражения дополнительных показателей внутри ан. учета.

-линейные запись хозяйственной операции по дебету и кредиту счета отра­жается на одной строке (журнал хоз. операций);

- шахматные — запись хозяйственной операции, при которой сумма, запи­санная один раз, будет отражена по дебету и кредиту соответствующих сче­тов (шахматная оборотная ведомость).

5. По способу заполнения

- вручную;

- на ПВМ.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...