Особенности черт характера вербуемого
Для проведения успешной вербовки агенту следует вникнуть в характер вербуемого и выяснить его возможные недостатки и пороки, в основе которых чаще всего лежат индивидуальные черты характера. И именно распознание характера вербуемого и выявление его недостатков позволят агенту‑ вербовщику со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые поступки. В характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными жизненными ситуациями, в которых протекает социализация субъекта, его воспитание и вместе с тем зависящее от природных предпосылок развитие индивидуальности. Среди множества черт характера вербуемого некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств. При этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется, обнаруживая зависимость как от ее содержания и личностного смысла для вербуемого, так и от ее реальной, объективно оцениваемой успешности и от субъективного отношения вербуемого к своим успехам и неудачам, характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности; в отношении к другим людям (общительность или замкнутость), правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.; в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. д. ); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость).
Методы вербовки, основанные на использовании человеческих пороков, слабостей и желаний, были разработаны еще до нашей эры в Китае. Так, китайский военный теоретик Сунь‑ Цзы (VI–V вв. до н. э. ) дает следующие рекомендации по вербовке чиновников в стане врага: «Среди чиновников противника есть люди умные, но потерявшие должность; есть люди провинившиеся в чем‑ либо и подвергшиеся за это наказаниям; есть любимцы, жадные до богатства; есть люди, поставленные на низшие должности; есть люди, не выполнившие возложенных на них поручений; есть люди, стремящиеся приобрести более широкое поле для приложения своих способностей, пользуясь несчастьем других; есть люди, склонные к хитрости и обману, двоедушные. С такими людьми надлежит тайно вступить в шпионские сношения, щедро одарить их, привязать их к себе и через них узнавать о положении в их стране, разведывать о планах против себя, а также заставлять их сеять рознь между их государем и его вассалами». О вербовке же внутренних шпионов среди местного населения сказано так: «Когда местные жители не получают чинов и жалованья, чувство долга у них очень слабое. Если обласкать их своими милостями, они, привлеченные этими милостями, расскажут о слабых и сильных местах противника. Низменных из них можно прельстить деньгами и драгоценностями; другим можно внушить, что они и есть те самые правители, которые в случае, если они будут у власти, будут полезны для народа; третьих можно заставить говорить, припугнув их своей силой. Это значит пользоваться жадностью и отсутствием чувства долга. Среди местных жителей могут найтись и благородные, которые потерпели неудачи и скрываются. Такие люди стремятся проявить свои таланты, получать чины и жалованье. У таких людей можно пользоваться их честолюбием».
С тех пор прошли многие века, но человеческая натура не изменилась, и все людские пороки остались такими же. Курсантам указывают на наиболее перспективные из них (с точки зрения вербовки) и дают им общие характеристики, которые представлены ниже. Зависть – неприязненно‑ враждебное чувство досады по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Тщеславие – социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Когда подобные мотивы становятся характерными для повседневного поведения того или иного человека, тщеславие приобретает значение морального качества личности, которое имеет индивидуалистический характер. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения. Последнее он учитывает лишь постольку, поскольку это отвечает его жажде славы. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих. Тщеславие представляет собой преувеличенную меру самолюбия, когда изначальное стремление быть «ничем не хуже других» перерастает в желание казаться лучше других. Зазнайство – моральное качество, характеризующее поведение человека, который утратил критическое отношение к себе, переоценивает свои способности и достоинства, перестал считаться с мнением окружающих, отвергает без достаточных оснований общепризнанные представления в той или иной области знания и культуры. Как правило, зазнайство возникает у людей на почве достигнутых в прошлом успехов (действительных или мнимых), к нему склонны люди с преувеличенным самолюбием, тщеславием и самомнением. Высокомерие – моральное качество, характеризующее неуважительно‑ презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.
Трусость – чувство, которое является слабым местом эгоистов, если им что‑ то угрожает. Кроме того, в этих случаях, особенно если они чувствуют за собой вину, применение шантажа бывает особенно эффективным. Лень – отсутствие желания работать. Как ни странно, но это очень сильное качество, и предложение ленивому человеку более легкой работы в сочетании с более высокой должностью легко подкупает его. Гневливость – регулярное впадание в состояние сильного возмущения. В этом состоянии человек перестает себя контролировать, его поступки переходят черту разумного и он легко становится игрушкой в руках более спокойного, с трезвым разумом человека. Если при имеющихся недостатках человек окажется еще и подвержен внушению, то работа вербовщика может оказаться особо эффективной. Следует сказать, что степень восприимчивости к внушению определяется субъективной готовностью человека подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой вербуемого, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности. Можно выделить следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: психофизическое состояние вербуемого (при покое и релаксации внушаемость возрастает так же, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе); низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности; дефицит времени для принятия решения. Практический опыт работы агентов‑ вербовщиков показывает, что к числу качеств, способствующих вербовке, относятся, помимо вышеперечисленных, следующие: эмоциональная неустойчивость; разочарованность в своих способностях и возможностях; острое недовольство служебным или материальным положением; лживость; недисциплинированность; неаккуратность; безответственность; крайний эгоизм; склонность к поиску радости или забвения в наркотиках, острых ощущениях; хвастовство, стремление казаться значительнее, чем есть, «пускать пыль в глаза»; неумение предвидеть последствия своих поступков; завышенная самооценка собственного «Я», своих возможностей контролировать людей и ситуацию.
Из вышесказанного вовсе не следует, что вербуемый должен состоять из одних пороков и быть страшен как смертный грех. Нет, это может быть самый обычный человек, но поставленный в такую ситуацию, когда вербовка для него – меньшее из тех зол, которые могут ожидать его в будущем при отказе сотрудничать с ЦРУ. Конечно лучше, если человек принимает решение работать на управление «по зову сердца», но в любом случае что‑ то (или кто‑ то) должно его подтолкнуть к такому шагу, и задача вербовщика ЦРУ – помочь человеку сделать этот шаг.
Диагностика
Хотя большая часть сведений о кандидате на вербовку собирается агентом в ходе тщательного отбора различной информации о нем из разных источников, но определенное представление о фигуранте можно составить из его манеры держаться и говорить, маленьких особенностей поведения. Часть информации может быть вообще получена простым рассматриванием вербуемого, наблюдением его физиологических особенностей, проведением так называемой диагностики. «Диагностика» на жаргоне вербовщиков означает выявление по определенным признакам, к какому из перечисленных недостатков имеет наибольшую склонность вербуемый. Диагностика – это одно из основных искусств агентов‑ вербовщиков. У них имеется еще один специальный термин «cold reading» – «холодное чтение», что означает способность по внешним чертам фигуранта различать его внутренние характеристики. У некоторых людей существуют врождённые способности считывать внутреннее состояние другого человека по его мимике и выражению лица, такими способностями должны обладать и агенты‑ профессионалы, к которым относятся вербовщики. Следует сказать, что стремление выявить наличие определенного соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека было свойственно всем историческим эпохам. Люди всегда вели поиск телесных примет, которые отражали бы душевные качества их обладателя, а знание таких примет особенно интересовали «рыцарей плаща и кинжала», для которых такое знание позволяло «влезть в душу» к нужному им человеку и манипулировать им.
Эмпирическая практика, поразительная человеческая наблюдательность порой выявляли здесь самые неожиданные корреляции. Физиогномика, френология и хирология – три основных направления, которые по внешним признакам тех или иных частей тела человека иногда позволяют выявить не только профессию субъекта, но и его внутреннюю психическую сущность. Хотя каких‑ то 100 %‑ ных выводов на их основании не всегда можно сделать, вместе с тем агенту‑ вербовщику для первого общего впечатления о фигуранте и этого может быть достаточно. Физиогномика разработала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами, достоинствами и недостатками. Начала физиогномики находятся у истоков искусства, которое через внешние формы человеческого лица стремится уловить внутреннюю сущность изображаемого человека. Так, писатели, характеризуя своего героя, подробно описывают его внешность и черты лица. Швейцарский ученый Гарре стал родоначальником новой науки – скарпологии (от лат. scarpo – подошвы). Он писал, что помимо прочего психические особенности человека проявляются и в походке. Гарре доказывал, что именно психика ответственна за то, как у человека стираются подошвы на обуви. Он брался узнать характер любого человека по манере того протирать подошвы. Состояние мышечной системы и всего опорно‑ двигательного аппарата, манера движений, в том числе ходьбы, весьма тесно связаны с тонусом коры головного мозга и особенностями реагирования человека. В манере ходьбы человека отражаются многие нервные заболевания. Так, недостаток циркуляции крови в головном мозге приводит к неустойчивости походки и уменьшению длины шагов. Нарушения походки указывают на психологические отклонения у человека, кажущегося на первый взгляд совершенно здоровым. Следует упомянуть и о книге русского психолога Н. Белова «Физиология типов» (1924). Говоря о выразительных свойствах внешности человека, он пишет, что социальная жизнь, предполагающая непрерывное и неизбежное общение людей между собой, вольно или невольно заставляет считаться с типичными особенностями отдельных лиц, и есть возможность распознавать многие характерные психические и физиологические особенности личности на основании внешности. Очевидно, что нервно‑ психическая система развивается в соответствии с остальными частями человеческого организма. Действительно, некоторые психические особенности человека, его темперамент имеют и определенный «мимический паспорт». По складу и подвижности лица можно в определенной степени судить и о типе нервной деятельности. Недаром считается, что в глазах отражается интеллект, а в движениях рта, рисунке морщин проявляются эмоции. Существует, например, выражение «омега меланхоликов». Так, немного приподнятые и сдвинутые брови, напоминающие греческую букву «омега», свидетельствуют о чувстве скорби. «Мышцей приветливости» названа нижняя часть кругового мускула глаза. Если при улыбке он не напрягается и нижние веки не поднимаются, это довольно верный признак неискренности. Душевное состояние физиологически всегда выражается главным образом сокращением глаз и мышц бровей. При неожиданном затруднении человек начинает испытывать какую‑ то неловкость в горле, которая заставляет его сделать глоток, прочистить горло или кашлянуть слегка. При удивлении и испуге человек мигает, хотя для глаз не представлялось никакой опасности. Отворачивание глаз на мгновение может служить вполне надежным симптомом того, что ваше предложение пришлось не по вкусу данному лицу. Лучи морщин вокруг глаз свидетельствуют о веселом характере, искренней смешливости. Все эти факты, говорящие о том, что то или иное психическое состояние человека находит какое‑ то свое внешнее выражение, в какой‑ то степени подтверждают выводы физиогномики и френологии о связи между внешним обликом человека и типом его личности, характера. Что же касается хирологии, то она обращает внимание на информационные аспекты человеческих рук и делает выводы исходя из строения кистей рук, формы пальцев, выпуклостей и впадин на ладони, а также линий и бороздок, имеющихся на ладонной поверхности. Вряд ли можно сомневаться в том, что характер трудовой деятельности часто накладывает определенный отпечаток на руки человека. Рука слесаря, пианиста, швеи – каждая из них несет признаки своей профессии. Присмотритесь внимательнее – и руки расскажут о его профессии. Возможно, что именно богатство подлинно объективной информации, которую несут руки, дало повод людям искать еще и некие дополнительные «магические» и «оккультные» знаки, определяющие не только прошлое человека, но и предсказывающие по руке его будущее (хиромантия). Заканчивая тему, следует заметить, что хотя диагностика фигуранта довольно сложное и небыстрое дело, но владеть хотя бы ее основами необходимо, так как диагностика может (и должна) стать тем ключом, который поможет агенту открыть прямой путь к вербовке кандидата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|