Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура отбора кандидатов. Проверка по сопряженно‑моторной методике




Процедура отбора кандидатов

 

 

«Техническое интервью» – проверка на детекторе лжи  

 

После поступления от кандидата заявления с просьбой принять его на работу в ЦРУ проводится полная всесторонняя проверка его прошлого, которая продолжается около 6 месяцев. Если с биографией у кандидата всё в порядке, то ему сообщают о том, что он допускается к отбору.

Первоначальный сбор слушателей проводится в Лэнгли в здании, называемом «Ку‑ ортерс‑ Ай», у реки Потомак. Там после ознакомительной беседы каждый кандидат дает подписку о неразглашении всего того, что ему станет известно в стенах ЦРУ. Затем каждому кандидату вручается график прохождения различных тестов, которые он должен пройти в течение трех дней. В графике указываются: вид предстоящего теста, время и место (номер здания и комната) его проведения. Все дальнейшие тесты также проводятся на территории Лэнгли, но в разных зданиях. Так как корпуса отстоят друг от друга на весьма значительных расстояниях, то между ними ходит специальный автобус ЦРУ.

Всех кандидатов в сотрудники ЦРУ на первом этапе отбора в обязательном порядке проверяют на детекторе лжи (полиграфе), установленном в здании № 13 в отдельной комнате, потолок и стены которой отделаны звукопоглощающими плитками. У испытуемого берут подписку, что он по своей воле соглашается подвергнуться испытанию и не будет иметь никаких претензий ни к кому, в том числе и к ЦРУ, каким бы ни был результат тестов. Использование детектора лжи является обычной процедурой при приеме в ЦРУ, и каждого кандидата заранее предупреждают, что ему предстоит проверка на этом приборе. Отказ от испытания на полиграфе расценивается как нежелание сотрудничать с ЦРУ и как неготовность работать в органах разведки, и такой кандидат автоматически отчисляется. Кандидат также отсеивается, если детектор лжи выявляет неискренность испытуемого.

Детектор лжи, или полиграф (polygraph ), – аппарат для объективного исследования физиологических показателей, характеризующих аффективное состояние кандидата. К испытуемому, присоединяются датчики приборов, регистрирующих кожно‑ гальваническую реакцию (изменение электрического сопротивления кожи), электроэнцефалограмму (запись биотоков мозга), плетизмограмму (сосудистую реакцию организма), тремор (дрожание мышц) и т. д. Во время опроса показатели всех приборов выводятся на одну ленту, и оператор по их данным судит о правдивости ответов кандидата. В ЦРУ этот опрос называют «техническим интервью».

Испытуемому говорят, чтобы он смотрел прямо на стену перед собой, был спокоен и на каждый вопрос отвечал только «да» или «нет». Задающий вопросы располагается у пульта управления, за спиной испытуемого, напротив его затылка. Таким образом, оператор полиграфа задает вопросы в спину испытуемого, а тот отвечает как бы в стену напротив.

Обычному (нетренированному) человеку обмануть полиграф чрезвычайно сложно, практически невозможно.

Правдивость испытуемого определяется по его ответам на ряд вопросов, причем серия задаваемых вопросов может быть самой различной, например: «Ваше имя такое‑ то?; Вы родились тогда‑ то?; Использовали ли Вы другое имя?; Правдиво ли Вы заполнили бланк‑ заявление о приеме на работу в ЦРУ?; Были ли Вы когда‑ нибудь членом какой‑ либо подрывной организации, указанной в списке министерства юстиции США?; Были ли Вы когда‑ либо коммунистом?; Были ли Вы за границей?; Были ли Вы в коммунистической стране?; Знаете ли Вы каких‑ либо служащих иностранного правительства?; Знаете ли Вы каких‑ либо служащих коммунистического правительства?; Знали ли Вы когда‑ нибудь офицера разведки иностранного государства?; Работали ли Вы когда‑ либо на иностранное правительство?; Работали ли Вы когда‑ либо на иностранную разведку, на коммунистическую разведывательную службу?; Не просил ли Вас кто‑ нибудь поступить на работу в систему ЦРУ?; Не говорили ли Вы кому‑ нибудь вне пределов ЦРУ о своей попытке поступить на работу в ЦРУ?; Не занимались ли Вы когда‑ либо гомосексуализмом?; Не употребляли ли Вы когда‑ нибудь наркотики?; Не принимали ли Вы сегодня успокаивающих средств? »

Одни и те же вопросы могут повторяться по нескольку раз, иногда в чуть видоизмененном виде.

 

Проверка по сопряженно‑ моторной методике

 

При необходимости кандидат дополнительно может быть проверен еще одним способом исследования реакций человека – по сопряженно‑ моторной методике. В отличие от методов регистрации симптомов реакций через изменение вегетативных функций (дыхания, артериального давления, пульса и др. ), которые фиксируются на полиграфе, сопряженно‑ моторная методика позволяет исследовать отражение этих реакций в речевых и двигательных процессах. Испытуемому последовательно предъявляется ряд словесных раздражителей. На каждое слово ряда он должен ответить в порядке свободной ассоциации другим словом и одновременно нажать на пневматический ключ пальцами правой и левой рук. Вызванное словом эмоциональное состояние регистрируется по речевым ответам и деформации двигательных реакций (изменению их длительности, форм и т. д. ).

Сочетание речевых и двигательных симптомов более полно отражает динамику эмоциональных состояний, чем вегетативные показатели.

 

Тестирование (определение внутренних качеств кандидата)  

 

Лицам, прошедшим проверку на детекторе лжи, предлагается пройти тестирование, представляющее собой метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (шесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тестирование применяется для стандартизированного измерения индивидуальных качеств кандидата.

Понятно, что разведчик как агент‑ профессионал должен обладать рядом внутренних качеств, без наличия которых его миссия рано или поздно может оказаться под угрозой провала.

Одни качества могут быть у человека врожденными, другие при желании можно в себе воспитать самостоятельно. Некоторым же качествам могут и научить в школе ЦРУ, но это возможно только при должном желании и прилежании будущего агента. Тестирование же позволяет с большой вероятностью определить уровень развития у кандидата необходимых для разведчика навыков, знаний, личностных характеристик и выявить его потенциальную способность к самосовершенствованию.

Основными из требуемых секретному агенту качеств являются следующие.

Внутреннее спокойствие. Это важное условие сохранения ясности ума и четкости поведения, это психологический иммунитет от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств. Именно в состоянии внутреннего спокойствия лучше всего удается гасить одни побуждения и правильно оценивать другие. Это состояние не только создает оптимальную психическую настроенность, но и способствует лучшей самоорганизации.

Состояние внутреннего спокойствия отнюдь не означает снижение энергичности и активности агента, наоборот, этот принцип позволяет ему стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не терять самообладания даже в самые трудные, критические моменты.

Предвидение меры воздействия на события. Каждая складывающаяся ситуация, всякое событие имеют свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания. На определенном этапе какого‑ то события агент при необходимости способен изменить его ход своим вмешательством. С другой стороны, обстоятельства могут сложиться и так, что даже максимум проявленной активности реально ничего не меняет. Понять объективный ход событий и уметь нужным образом вовремя вмешиваться в них может только человек, обладающий определенной мудростью. Мудрость же в данном контексте – это понимание разницы, чувство границы.

Умение подходить к проблеме с разных точек зрения. Во многих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобретают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят. Агент может по‑ иному взглянуть на многие вещи, разрешить некоторые проблемы, реально оценив различные стороны предмета своих размышлений. Стремление избежать односторонности рассуждений не означает потерю собственной позиции. Любая позиция только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях «кризиса принятия мотива», когда агенту необходимо сопоставлять, оценивать, соединять или разъединять различные ситуационные мотивы.

Готовность к любым неожиданным событиям. Такая способность дает возможность быстро перестроить мотивационные тенденции с учетом объективных обстоятельств. Гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения – важные и необходимые качества агента.

Дальновидность. Это качество означает способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития. Дальновидность предохраняет агента от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергать непродуктивные действия.

Умение понять других. Понимание помыслов и поступков людей создает условия для успешной работы с ними. Выработка способности понять мотивацию других, встать на их точку зрения облегчает общение и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации, выявить единомышленников. Разведчик должен быть психологом по натуре, рационалистом в своей области, обладать моральной интуицией, граничащей с прозорливостью: ему нельзя ошибаться в людях, так как любая ошибка может загубить всё дело или даже стоить жизни.

Естественность и простота должны быть нормой поведения разведчика. В его облике не должно быть какой‑ то таинственности и загадочности.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Для агента никакой опыт, в том числе и негативный, – не оказывается бесполезным. Предыдущие события служат действенным источником жизненных аналогий, которые агент не забывает учитывать в последующем. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу. Важно учитывать причины прежних ошибок и своевременно отказываться от сомнительно‑ авантюрных и неконструктивных побуждений, могущих оказаться опасными.

Выдержка – качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания агента. Выдержка включает: умение осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); верность избранным принципам; умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения.

Наблюдательность и запоминание – способность заметить и удержать в памяти информационный материал. Запоминание – важнейшее условие последующего восстановления материала. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания агент не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких‑ либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показывает опыт, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого – запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания – определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного запоминания относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения материала. Запоминание связано с долговременной и кратковременной памятью.

Долговременная память – это подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда и десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти.

Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в кратковременную память считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический (акустико‑ артикуляционный) характер и не приводит к каким‑ либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации – переходом от разрозненных букв к словам, от слов к предложениям и т. п. ). В отличие от долговременной памяти, в кратковременной может храниться лишь очень ограниченное количество информации. Вместе с тем ограничения кратковременной памяти не служат агенту препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица и др. ). Синонимы кратковременной памяти – «оперативная» и «рабочая» память.

Подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств, называется сенсорной памятью (от лат. sensusr – чувство, ощущение). В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), память эхоическую (слух) и другие виды сенсорной памяти. В сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, для которых типично соответственно вербально‑ акустическое и семантическое кодирование.

С целью определения у кандидата перечисленных качеств и проводятся специальные тесты. Кандидаты проходят следующие тесты (устные и письменные): тесты интеллекта; тесты достижений; тесты, ориентированные на критерий; проективные тесты и др.

Тесты интеллекта предназначены для выявления степени владения кандидатом действиями преимущественно с вербальным (словесным), числовым и графическим материалом.

Тесты достижений выявляют степень владения кандидатом конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей, однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. Кандидату предлагается три вида тестов достижений – тесты действия, тесты письменные и тесты устные. Тесты действия предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами. Письменные тесты достижений оформляются на специальных бланках с вопросами. Кандидату предлагается либо выбрать правильный словесный ответ среди нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти в рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение поставленного вопроса. Устные тесты достижений – заранее подготовленная система вопросов, на которые кандидат должен дать ответы.

Тесты, ориентированные на критерий, учитывают степень выполнения определенных классов задач – учебных, профессиональных и других, включенных в предстоящую испытуемому деятельность. Их назначение в том, чтобы установить, какие классы задач доступны кандидату. В соответствии с этим при разработке тестов логико‑ психологическому анализу подвергаются те задачи, выполнение которых предстоит испытуемому в его будущей деятельности, в содержание заданий включаются те понятия и термины и в тех их взаимосвязях, которые вытекают из назначения тестов – прогнозирование выполнения испытуемым определенного класса задач.

Проективные тесты – совокупность методик целостного изучения кандидата, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Кандидат, оказавшийся в какой‑ либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные проективные тесты (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (психодрама, рисование на свободную тему, игра и др. ). Один из наиболее распространенных ассоциативных проективных тестов разработан профессором Г. Роршахом. Он отобрал 10 стимулов – чернильных пятен, реакции на которые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются кандидату, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напоминают. Психологи ЦРУ рассматривают проективные тесты как наиболее ценные личностные тесты, ибо они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности кандидата, невротические реакции и т. п.

Кандидат, положительно сдавший в Лэнгли все тесты и благополучно прошедший окончательную проверку на благонадежность, зачисляется слушателем (курсантом) ЦРУ и направляется для дальнейшего обучения в спецшколу, расположенную под Вильямсбургом (штат Вирджиния).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...