Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью




 

Международное сотрудничество в области борьбы преступности осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и доброй воли всех заинтересованных сторон.

К наиболее распространенным формам межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, детерминированными правовыми, экономическими организационными и техническими возможностями большинства стран, можно отнести:

заключение и реализацию международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями;

оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

регламентацию уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов разных государств;

проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

обмен опытом правоохранительной работы;

оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Координатором международного сотрудничества в борьбе с преступностью выступает ООН и входящие в ее состав специализированные органы. Функции ООН по борьбе с преступностью заключены в ее Уставе.

В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН (1950 г.) эта организация каждые пять лет проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они направлены на координацию деятельности государственных и общественных организаций, обеспечивающую обмен опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности законодательных органов и органов уголовной юстиции (наша страна - постоянный участник таких конгрессов с 1960 г.)

Среди документов, касающихся вопросов международной борьбы с преступностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, можно назвать минимальные стандарт правил обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов, программа по контролю над наркотиками и др.

Российская Федерация как член ООН является участницей практически всех международных конвенций и соглашений по борьбе с преступностью. В настоящее время в нашей стране активное участие в борьбе с преступностью и защитой жертв преступлений принимают такие органы ООН, как Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Управление по наркотикам и преступности, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и др.

Активными субъектами международного сотрудничества в данной сфере выступают межправительственные организации, среди которых особенно выделяются Международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная организация по миграции (МОМ), Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца и др.

Отдельное внимание среди названных межправительственных организаций следует уделить созданной в 1923 г. Международной организации уголовной полиции (с 1956 г. называемой Интерполом). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную. В настоящее время он объединяет 190 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят ежегодно. Существенным отличием Интерпола от других международных организаций выступает наличие в каждой стране национального центрального бюро (НЦБ).

Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждение уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.

НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.

Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.

Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:

Конвенции ООН:

О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);

Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция)

О борьбе с финансовым терроризмом от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);

Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);

Конвенции совета Европы:

Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);

Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;

Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.

Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).

Среди них: Конвенция о правовой помощи правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств - участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ (1996 г.), оглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011 - 2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011 - 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 - 2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012 - 2014 гг. и др.

На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:

Совет министров внутренних дел (СМВД);

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);

Совет министров юстиции (СМЮ);

Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);

Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);

Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС);

Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);

Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);

Антитеррористический центр (АТЦ);

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП).

В систему обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на пространстве СНГ включены практически все государства Содружества.


 

Заключение

транснациональный преступление терроризм конвенция

С развитием общества и тенденций к глобализации возник феномен транснациональной и международной преступности.

Территориальная (глобальная) распространенности этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последнее время количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо (по отдельным видам преступлений) или косвенно зависят от совокупности внешних факторов. В этой связи приоритетное значение должно отводиться вопросам координации предупредительной работы на межгосударственном и международном уровнях.

В условиях глобализации экономики, культуры, политики и иных сфер жизни общества транснациональная преступность стала представлять серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Ее общественная опасность стала выражаться в рассредоточенности преступных деяний и субъектов одновременно на территории нескольких государств, при этом социальные последствия таких деяний нередко проявляются за пределами государств, на территории которых они были совершены, и представляют опасность для интересов более чем одной страны.

В подобных условиях межгосударственное, межправительственное и иные формы взаимодействия приобретают приоритетное значение.


 

Список использованной литературы

 

1. Устав Организации Объединенных Наций // http://base.consultant.ru

.   Алауханов Е.О. Проблемы соотношения национального уголовного права с международным уголовным правом // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2010. - № 10. С. 62-65.

.   Баранник И.Н. Транснациональная организованная преступность и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с ней. - М., 2007 // http://www.crime.vl.ru

.   Бирюков П.Н. Международное право. Учебник для бакалавров. 5 изд. - М.: Юрайт, Гарант, 2012. - 793 с.

.   Вихляева А.О. О формировании правовых основ пресечения транснациональных преступлений на единой территории Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. - С. 33-38.

.   Зелинская Н.А. Международное уголовное право в системе юриспруденции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 3. - С. 134 - 142.

.   Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. Формирование понятия «междун ародный терроризм»: история и современность // Правовое государство: Теория и практика. - 2011. - № 24. - С. 58-60.

.   Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2006. - 625 с.

.   Меркушин В.В. Противодействие транснациональной организованной преступности. - М.: Юрайт, Гарант, 2005. - 193 с.

.   Никитина Е.В. Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными преступлениями // Юристъ - Правоведъ. - 2010. - № 5. - С. 89-93.

.   Решетников А.Ю. Криминология: краткий курс лекций / А.Ю. Решетников, О.Р. Афанасьева. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 166 с.

.   Шумилов В.М. Международное право: Учебник. - М.: Велби, 2008. - 611 с.

.   Энтин Л.М. и др. Актуальные проблемы европейского права: учебное пособие / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2008 - 161 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...