Психологические заповеди будущего педагога
Стр 1 из 52Следующая ⇒ Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. Оглавление Психологические заповеди будущего педагога Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности Раздел I. Общие вопросы специальной психологии 1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики 1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии 1.3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии 1.4. Факторы психического развития человека Механизмы генетических влияний Соматический фактор Индекс повреждения головного мозга Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития 1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении) Возрастная обусловленность дизонтогении Этиология нарушений Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации Основные виды психического дизонтогенеза 1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития Контрольные вопросы и задания Литература Приложение к разделу 1 Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка 1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей 1.2. Исторический экскурс 1.3. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу 1.4. Особенности развития познавательной сферы 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
1.6. Особенности деятельности Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР) 2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии 2.2. Исторический экскурс 2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу 2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР 2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии 2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания Контрольные вопросы и задания Литература Приложение к разделу II Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) 1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии 1.2. Исторический экскурс 1.З. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей 1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 1.6. Особенности деятельности 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей Контрольные вопросы и задания Литература Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология) 2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии 2.2. Исторический экскурс 2.3. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей 2.4. Особенности развития познавательной сферы 2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 2.6. Особенности деятельности 2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений
Контрольные вопросы и задания Литература Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) З.1. Предмет и задачи логопсихологии 3.2. Исторический экскурс 3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений 3.4. Особенности развития познавательной сферы 3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 3.6. Особенности деятельности 3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей Контрольные вопросы и задания Литература Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 4.2. Исторический экскурс 4.3. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича 4.4. Особенности развития познавательной сферы 4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 4.6. Особенности деятельности 4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений Контрольные вопросы и задания Литература Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма 1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА 1.2. Исторический экскурс 1.3. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА - классификация состояний по степени тяжести 1.4. Особенности развития познавательной сферы 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 1.6. Особенности деятельности 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме Контрольные вопросы и задания Литература Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности 2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности 2.2. Исторический экскурс 2.3. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров 2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития Контрольные вопросы и задания
Литература Приложение к разделу IV Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития 5.1. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития 5.2. Исторический экскурс 5.3. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития 5.4. Особенности развития познавательной сферы 5.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы 5. 6. Особенности деятельности 5.7. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития Контрольные вопросы и задания Основная литература Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики) 6.1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения 6.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики Контрольные вопросы и задания Литература Приложение к разделу VI Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями 7.1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции 7.2. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений 7.3. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте Работа с родителями Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ Контрольные вопросы и задания Литература Приложение к разделу II
В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии. Если вы не видите немедленного результата
хорошего или плохого, — будьте терпеливы и наблюдайте Дипак Чопра Психологические заповеди будущего педагога Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет». Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека — сегодня!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|