Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методы контроля за исполнением бюджета





Существует несколько методов контроля за исполнение бюджета:

  1. Документальная проверка, которая проводится непосредственно на предприятии, в организации или учреждении в присутствии должностных лиц.
  2. Камеральная проверка, которая проводится по месту нахождения контролирующею органа на основе документов, представленных ему предприятиями, организациями и учреждениями и имеющихся у субъектов контроля документов и сведений.
  3. Обследование, которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.
  4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней бюджетной системы, смет доходов и расходов бюджетных учреждений.
  5. Ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, а также работу финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, направленные на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль за исполнением бюджета включает также:

  • анализ представляемой получателями бюджетных средств отчетности по исполнению смет доходов и расходов;
  • ревизии и проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, правильности расходования бюджетных ассигнований учреждениями, финансируемыми из бюджета;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств.

Наряду с контролем за исполнением бюджета, важной составной частью бюджетной работы является экономический анализ бюджета.

Тема 10. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА

Основные вопросы:

  1. Содержание анализа бюджета и задачи его проведения.
  2. Принципы проведения анализа бюджета.
  3. Методика и методы проведения бюджетного анализа.
  4. Виды и этапы анализа бюджета.

Содержание анализа бюджета и задачи его проведения



Важнейшим этапом бюджетного процесса является экономический анализ бюджетных показателей, который проводится на всех его стадиях.

Целями проведения анализа бюджета являются:

  • оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
  • обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
  • обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
  • выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
  • обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
  • выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
  • обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
  • обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
  • выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  • определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
  • выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
  • совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

  • определить уровень финансовой самодостаточности территории;
  • определить уровень устойчивости территориального бюджета;
  • выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
  • определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Одним из направлений анализа бюджета является анализ его исполнения. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличение контингентов федеральных, региональных и местных налогов, их собираемости. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, по нижестоящим бюджетам, по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получать необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении бюджетной политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования и усиления контроля. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:

  • объективной оценки результатов исполнения бюджета;
  • выявления причин отклонений от утвержденных показателей;
  • разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету;
  • обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению;
  • укрепления финансовой дисциплины;
  • совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и осуществлении расходов бюджета;
  • выработки предложений по совершенствованию бюджетных процедур.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.