Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе – 9, 5 часов.
Введение
Одним из направлений деятельности «Службы социальной помощи молодежи» является организация профилактики наркомании в молодежной среде. Актуальность и целесообразность данной работы не требует доказательств, поскольку употребление психоактивных веществ сегодня признается общенациональным бедствием, статистические данные, характеризующие распространенность наркотических веществ среди подростков и молодежи опубликованы в ряде нормативных документов в области образования и молодежной политики. Исчерпывающая картина представлена в статье «Распространенность потребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков в Российской Федерации», опубликованной в методическом пособии Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике «Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково–молодежной среде». Новосибирск - индустриальный город, значительная часть населения которого занята в сфере промышленного производства. Снижение уровня производства, порождающее проблему занятости населения, тенденции социального расслоения в обществе, невротизация социума создают условия, благоприятствующие распространению наркотических веществ среди населения. В этих условиях самой незащищенной частью оказываются подростки и молодежь, в среде которых растет число лиц, вовлеченных в употребление наркотиков. С целью развития системы общественного сдерживания наркомании в городе создана межведомственная комиссия по борьбе с распределением наркотиков и психоактивных средств, разработана городская комплексная программа, обеспечивающая системное скоординированное взаимодействие всех городских структур, ответственных за состояние наркоситуации в городе.
Специалистами «Службы социальной помощи молодежи» была разработана программа профилактики химической зависимости, включающая индикативную интервенцию, направленную на группы риска, личностно-центрированную, предполагающую работу с детьми в целом, без выделения групп риска, универсальную: просвещение всех категорий населения - и средоцентрированную, в рамках которой выделили два направления: работу с родителями и работу с педагогами. Выбор последнего направления был продиктован следующими обстоятельствами. Профилактику наркомании мы рассматриваем как «процесс, побуждающий индивидуумов принять вызов, бросаемый жизненными обстоятельствами и изменениями путем создания условий, поддерживающих здоровый образ жизни». Одним из таких условий является целенаправленное педагогическое руководство жизнью и деятельностью ребенка. Наличие взрослого, играющего позитивную роль в жизни подростка, - фактор, влияющий на правильный выбор последнего в отношении психоактивных веществ. Таким образом, очевидно, что ответственность за организацию первичной профилактики возлагается на педагогов: школьных учителей, преподавателей профессиональных учебных заведений, организаторов детского и молодежного досуга. Именно они призваны обеспечить «изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества». Однако уже первые попытки совместной деятельности работников «Службы социальной помощи молодежи» с педагогами выявили следующие проблемы: 1. отсутствие широкой и достоверной информации у педагогов о наркомании как болезни; 2. дистанцированность большинства педагогов от антинаркогенной работы;
3. неумение педагогов определить свою профессиональную нишу в борьбе с наркоманической эпидемией; 4. низкую компетентность педагогов, пытающихся организовать профилактическую работу со своими воспитанниками. Более того, прежние стереотипы воспитания (в частности установка на «запугивание», запрет) неизбежно оказались неэффективными перед лицом нынешнего социального кризиса. Типичность этих проблем подтверждают слова: «Профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками - школьные учителя, психологи, инспекторы ИДН и т.д. также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самому обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с ребенком, а во-вторых, обладать знаниями, умениями, навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения». Попыткой решения проблемы стала разработанная работниками «Службы социальной помощи молодежи» программа работы с педагогами школ города и работниками Центра досуговой деятельности молодежи. В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».
Паспорт программы Назначение программы - развитие сети специалистов в области профилактики подростковой наркомании, обеспеченных концептуально обоснованным системным подходом к организации данной деятельности. Компоненты программы. Программа включает в себя образовательный и психологический компоненты. Образовательный предполагает, с одной стороны, обеспечение педагогов объективными знаниями о сущности наркозависимости (действие химических веществ, изменяющих состояние сознания, механизмы развития заболевания во всех аспектах, последствия химической зависимости). С другой - формирование и развитие навыков проектировочной и аналитической деятельности на уровне составления и реализации программ, рассчитанных на конкретное образовательное учреждение, частных программ классных руководителей и учителей-предметников.
Психологический компонент включает формирование психологической готовности педагога к данному виду деятельности. Многим взрослым, работающим с детьми, прежде чем начать профилактическую работу, необходимо изменить собственные установки, отказаться от определенных стереотипов. Существенное место отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной системы взаимоотношений с подопечными, развитию эмпатии, способности к оказанию поддержки и другим необходимым умениям. Кроме того программа несет значительную мотивационную нагрузку. В процессе занятий участники программных мероприятий определяют степень личной заинтересованности в решении общей проблемы, уровень собственных возможностей и границы ответственности. Цель программы - формирование и развитие готовности педагогов к антинаркогенной деятельности в рамках первичной профилактики, выработка единого подхода к организации профилактической работы. Задачи программы: 1. формирование представлений о химической зависимости в рамках био-психо-социо-духовной модели; 2. ознакомление с основными существующими подходами к проблеме лечения и профилактики химической зависимости; 3. формирование представлений о роли и месте педагога в профилактике химической зависимости; 4. создание условий, способствующих принятию педагогом ответственности за осуществление профилактической работы; 5. формирование и развитие навыков проектировочной деятельности; 6. развитие навыков самоанализа и механизмов рефлексии; 7. развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни. Структура программы. Обучение педагогов ведется по блочно-модульной схеме, включающей цикл трехдневных семинаров, сочетающих теоретические и практические формы работы, тренинг личностного роста, работу профессиональных групп в виде проблемных совещаний. Предполагается последующая методическая курирование педагогов на уровне индивидуальных консультаций.
Программа состоит из двух разделов, каждый из которых реализует определенное направление деятельности «Службы социальной помощи молодежи»: а) работу с заместителями директоров по воспитательной работы в школе; б) работу с педагогами. Реализация первого направления предполагает обучение заместителей директоров школ по воспитательной работе правилам и способам организации системной профилактической работы в учебном заведении. Назначение второго направления - привлечение внимания к проблеме наркозависимости, обучение основам профилактической работы. Содержание разделов перекликается в плане освещения некоторых общих вопросов (цель этого - формирование единого понимания проблемы и выработка единых подходов к организации профилактической работы). Акцент при реализации первого направления делается на организационных моментах профилактической работы в школе, в работе же с учителями мы в первую очередь стремимся пробудить не только профессиональный, но и личный интерес к участию в решении проблемы, повысить компетентность педагогов, формировать готовность к осуществлению нового вида деятельности. Любой из разделов построен по блочно-модульной схеме. Смысловым стержнем блока является определенная проблема, но блоки логически связаны, каждый является продолжением предыдущего. Кроме того, организация транслируемого материала предполагает мотивацию участников семинаров на освоение последующего блока. Формы работы. Обучение предполагает использование различных теоретических и практических форм работы: семинаров, проблемно-деловых игр, тренингов, групп профессионального роста, научно-практических конференций. После освоения основных блоков программы предполагается методическое курирование педагогов в виде организации работы профессиональных групп и индивидуальных консультаций. Ожидаемые результаты. По завершению цикла занятий педагоги должны владеть следующими знаниями: а) содержание био-психо-социо-духовной модели химической зависимости; б) основные факторы и причины подросткового наркотизма как одной из форм девиантного поведения; в) сущность профилактической работы, основные цели, задачи, формы антинаркогенной деятельности педагога; г) основные функции педагога в организации профилактической работы; д) основные требования к составлению профилактических программ и организации профилактических мероприятий
Умения и навыки, приобретаемые педагогами в процессе освоения программы: а) умение спланировать работу, направленную на предотвращение девиантного поведения подопечных; б) умение на практике применять в работе с детьми и родителями различные формы и методы профилактики; в) умение определить стратегию собственного поведения в работе с детьми; г) умение анализировать и вносить своевременные коррективы в собственную деятельность; д) навыки оказания психологической поддержки ребенку. Социально-педагогическая деятельность по реализации программы занимает: Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе – 9, 5 часов. а) Блок I. Обучающий семинар «Основы профилактики наркомании» - 3 часа. б) Блок II. Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного заведения по организации профилактики подросткового наркотизма» – 3, 5 часа. в) Блок III. Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебных заведениях города» – 3 часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|