Работа с учителями и организаторами досуга молодежи – 9, 5 часов
а) Блок I. Обучающий семинар «Химическая зависимость как социально-психологический феномен. Подросток и наркотики» – 5 часов.
б) Блок II. Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога» – 2, 5 часа.
в) Блок III. Семинар-тренинг «Формирование навыков эффективного, социально-поддерживающего поведения педагога в процессе взаимодействия с ребенком» – 2 часа.
Итого: 19 часов.
План работы по программе
Наименование работы
| Наименование блока
| Основное содержание работы
| Форма работы
|
1. Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе
| Блок I. Обучающий семинар «Основы профилактики наркомании»
| 1. Анкетирование участников.
2. Наркоманическая эпидемия - одна из основных проблем современного общества.
3. Наркомания как сложное, многоуровневое явление.
4. Подростковый наркотизм как форма девиантного поведения:
5. Сущность профилактической антинаркогенной деятельности.Основные подходы к профилактической работе.
6. Комплексный, системный подход как условие эффективности профилактической и реабилитационной работы. Необходимость координации усилий всех структур, система взаимодействия.
| Анкетирование
Лекция
Лекция
Лекция, демонстрация видеофильма
Лекция
Групповое обсуждение
|
| Блок II. Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного
заведения по организации профилактики подросткового наркотизма».
| 1. Постановка проблемы «Функции школы в системе социально-педагогического взаимодействия городских структур».
2. Определение основных целей,задач, направлений деятельности. Определение механизмов взаимодействия школы с другими структурами.
3. Пленарное обсуждение субъективных представлений о месте и роли школы в организации профилактической работы.
4. Рефлексия заявленной проблемы.
5. Постановка проблемы «Система
профилактической работы школы.
Новые подходы к проектированию
воспитательного процесса».
6. Программа профилактической ра-
боты учебного заведения:
- принципы
- цели и задачи
- содержание и формы работы
- предполагаемые результаты.
7. Демонстрация и обсуждение наработок творческих групп.
8. Рефлексия заявленной проблемы.
9. Общегрупповая рефлексия игры.
| Установочная лекция
Уабота в малых группах
Общегрупповая работа
Работа в малых группах
Установочная
лекция
Работа в малых группах
Общегрупповая работа работа в малых группах
|
| Блок III. Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебных заведениях города».
| Содержание конференции:
1. Состояние наркоситуации в городе на текущий период (доклад представителей Горздравотдела и правоохранительных органов).
2. Анализ состояния профилактической работы в школах города. Проблемы комплексной профилактики в школе (доклад методиста по воспитательной работе).
3. Опыт организации работы по профилактике наркомании Службой социальной помощи молодежи города.
4. Опыт создания и реализации системы антинаркотического воспитания в учебных заведениях города (доклады организаторов профилактической работы в уч. заведениях).
5. Из опыта антинаркогенной деятельности классного руководителя (доклады классных руководителей).
| Конференция
|
2. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи
| Блок I. Обучающий семинар «Химическая зависимость как
социально-психологический феномен. Подросток и наркотики».
| 1. Анкетирование участников.
2. Наркоманическая эпидемия – одна из основных проблем современного общества. Актуальная наркоситуация в городе.
3. Наркомания как явление: выявление субъективных представлений участников семинара о сущности наркомании, выявление личного отношения к данной проблеме.
4. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости:
а) Химическая зависимость как хроническое, неизлечимое и смертельное заболевание.
б) Биологический аспект химической зависимости: биологические предпосылки заболевания, механизм возникновения и развития зависимости.
в) Психологический аспект: психологические предпосылки употребления ПАВ: психологическая зависимость как»болезнь страха, стыда и вины», болезнь отрицания.
г) Социальный аспект: социальные предпосылки употребления ПАВ, проявление химической зависимости на социальном уровне.
д) Духовный аспект: понятие «духовность» как заполнитель духовного вакуума.
5. Классификация психоактивных веществ. Внешние признаки наркотического опьянения.
6. «Подросток и наркотики».
| Анкетирование
Лекция
Дискуссия
Цикл лекций
Лекция
Демонстрация видео-
фильма
|
| Блок II. Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога».
| 1. Проблемы комплексной профилактики наркомании в школе: основные положения Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
2. Сущность профилактической работы: выявление субъективных представлений участников семинара о характере профилактической работы,о задачах различных социальных структур в организации и развитии профилактики.
3. Субъективные затруднения педагогов в организации профилактической деятельности.
4. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания: причины низкой эффективности реализации зарубежных профилактических программ в России условия эфффективности профи-лактической работы.
5. Свобода выбора подростка как условие формирования адекватного отношения к проблеме химической зависимости.
6. Границы педагогического воздейсвия в условиях свободы выбора ребенка: роль и место педагога в организации профилактической работы.
| Доклад методиста по воспитательной работе
Работа в малых группах с последующим совместным обсуждением
Работа в малых группах
Лекция
Групповая дискуссия
Работа в малых группах
|
| Блок III. Семинар-тренинг
«Формирование навыков эффективного,
социально-поддерживающего поведения педагога в процессе взаимодействия с ребенком».
| План семинара-тренинга:
1. Ресурсы личности. Ресурс Я (Я-концепция). Точки соприкосновения педагога и ребенка, стратегии взаимного развития.
2. Субъективный контроль над собственным поведением и поведением ребенка.
Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения.
3. Общение. Психологическая поддержка, ее эффекты. Эмпатия. Аффилиация.
Социальная компетентность.
4. Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, путей их развития или изменения. Проблеморазрешающее поведение педагога и ребенка.
5. Социально-поддерживающее поведение. Как сделать детский коллектив открытой и социально-поддерживающей системой.
| Семинар-тренинг
|
Заключение
Мы живем в эпоху, когда отстраненность значительной части наших сограждан относительно проблем жизни общества является печальной реальностью. Но истина в том, что какую бы позицию мы не занимали, происходящее вокруг рано или поздно сказывается на судьбе любого. Еще несколько лет назад большинство из нас демонстрировало полное безразличие к проблеме наркомании, полагая, что лично он и близкие ему люди не имеют никаких отношений с психоактивными веществами. Сегодня даже при этом условии мы начинаем понимать, что это не чужая беда: современную ситуацию можно определить как наркоманическую эпидемию. И любой здравомыслящий человек не может не понимать, что не только будущее, но и настоящее нас, наших детей зависит только от нас самих и не может уклоняться от участия в профилактической работе. Говоря о профилактике, мы имеем в виду прежде всего подготовку растущего человека к свободному, а значит осознаннному и ответственному выбору в пользу здорового образа жизни, формирование такой системы ценностей, которая бы позволила ему сказать нет любому психоактивному веществу.
Львиная доля ответственности в этом случае возлагается на институты воспитания человека: семью и школу. Школьные работники как профессиональные педагоги должны донести до детей и родителей объективные знания о болезни химической зависимости, сформировать у тех и других способность определять верную стратегию собственного поведения.
Данная программа не претендует на всестороннесть освещения профилактической антинаркогенной деятельности педагога, поскольку система деятельности находится в стадии разработки, но автор надеется, что помещенные здесь материалы помогут многим педагогам, делающим первые шаги в указанном направлении, получить достоверную информацию о наркотиках и наркомании, определить собственную позицию и в различной форме донести эти сведения до детей.
Список литературы
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 2004. – 207 с.
2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 235с.
3. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы». - Барнаул: Общий отдел администрации Алтайского края, 2001. – 573 с.
4. Исмуков, Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
5. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям // Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. – 117 с.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 448 с.
7. Потолова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально педагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Образование и социальное развитие региона. - 1995. - N 2.
8. Современные социальные технологии: теоретико-прикладные аспекты: Сборник научных трудов / Под науч. ред. Б. Ф. Усма-нова.— М.: МГСА, 2000.— 155 с.
9. Социальная работа с подростками девиантного поведения // Проект алтайского краевого кризисного центра для мужчин. – Барнаул: UNICEF, 2002. – 58 с.
10. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992. – 357 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: