Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы сбора зрительной информации




Рис. 72.

 

Рис. 73.

 

Рис. 74.

 

Рис. 72 – наблюдение невооруженным глазом; рис. 73 – наблюдение с помощью бинокля, рис. 74 – общее устройство бинокля (1 – диоптрийное кольцо; 2 – окулярная труба; 3 – шкала расстояний между окулярами; 4 – окуляр; 5, 7 – призмы оборачивающей системы; 6 – объектив; 8 – шарнирная ось)

 

При доступе к телефонным линиям каждая телефонная трубка становится таким образом потенциальным жучком, с которого при помощи сложной электронной техники можно снимать информацию.

Также возможно прослушивание так называемой «ВЧ наводкой», когда к одному телефонному проводу подключается высокочастотный генератор, а к другому – амплитудный детектор с усилителем.

При помощи такой системы помещение также может прослушиваться через телефон, на котором лежит трубка. Через телефонный аппарат можно слушать разговоры в комнате, используя и «звонковый эффект». Звонок телефона работает как микрофон, он передает в линию сигнал достаточной силы, такой, чтобы его можно было принять, еще немного усилить, прослушать и записать.

 

Способы сбора зрительной информации

 

Выше был рассмотрен сбор аудиоинформации (подслушивание), т. е. такой информации, которая воспринимается органами слуха человека – ушами. Однако известно, что основным органом получения человеком информации являются органы его зрения – глаза, поэтому при всей важности аудиоинформации в деле сбора разведывательных сведений основной обычно является все‑ таки зрительная информация. Ее можно разделить на визуальную, фото– и видеоинформацию.

Так, наблюдение, которое не фиксируется никакой съемочной аппаратурой, а осуществляется невооруженным глазом (рис. 72) или с помощью оптического прибора, например бинокля (рис. 73, 74), называется визуальным. Если же увиденное записывается с помощью специальной техники на информационный носитель: кино‑, фото‑, видеопленку или другие устройства, «запоминающие» изображение, то такой способ уже не является визуальным (но часто осуществляется параллельно), а называется, согласно применяемому способу съемки, «фотографирование», «видеосъемка» и др.

 

Фотографирование

 

В традиционном представлении облик шпионов неразрывно связан с их «шпионскими фотоаппаратами», которые вражеские агенты прячут в самых невероятных местах. Это представление не столь уж далеко от истины. Действительно, «оптика – механическое приспособление для получения светообразов», или фотоаппарат – самое старое техническое средство для фиксирования изображения, и со времени его изобретения разведчики во всем мире пользуются им для фотографирования всего, что представляет военный, экономический или политический интерес для их стран.

 

Рис. 75. Таким получается объект съемки при различном положении солнца

 

Производство фотосъемки  

 

Освещение. Освещение играет при съемке важнейшую роль, так как все фотопроцессы по определению основаны на действии света. Предметы мы видим и можем сфотографировать (обычным фотоаппаратом) лишь постольку, поскольку они освещены.

Освещение может быть естественным (дневное, или солнечное) и искусственным (электрическое и др. ). Существенное значение для результатов съемки имеет не только сила света, но и направление его как по отношению к освещаемому предмету, так и к фотоаппарату.

Здесь можно привести несколько простых правил. При съемке на улице ни в коем случае нельзя допускать, чтобы солнце светило в объектив. Это испортит негатив (на нем получится туманное пятно, заволакивающее изображение). Значит, желательно, чтобы солнце находилось где‑ то за вашей спиной.

Однако если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, примерно на продолжении его оптической оси (по отношению к объекту такое освещение называется передним), предметы на снимке получатся лишенными теней и потому плоскими (рис. 75а ).

Как известно, объемность, выпуклость предметов трехмерного действительного мира выявляется и передается на плоскостном фотоснимке именно благодаря сочетанию света и теней. А такой вид освещенности получается при косом направлении лучей источника света (рис. 75с ). Следовательно, наиболее благоприятным освещение для съемки бывает тогда, когда солнце находится позади фотоаппарата, но несколько в стороне, так, чтобы тени от предметов (или их продолжение) встречались с направлением оптической оси объектива под углом 45°.

Освещение под углом, близким к 45°, – наилучшее, оно является общепринятым для всевозможных съемок.

Если обстоятельства вынуждают снимать в условиях, когда солнце находится где‑ либо впереди аппарата (высоко или в стороне), но не закрыто объектом, то на пути непосредственных солнечных лучей (вне поля зрения объектива) следует по возможности поместить прикрытие (книгу, головной убор, крышку кассеты) таким образом, чтобы передняя линза объектива оказалась в его тени.

Если же солнце полностью прикрыто объектом, то последний, неосвещаемый спереди, выходит чрезмерно темным, почти без деталей (рис. 75б ).

Сказанное выше в полной мере относится и к размещению источников искусственного света.

Каждую съемку по возможности начинайте с предварительного всестороннего осмотра намеченного объекта. Если обстоятельства позволяют, то при съемке зданий и сооружений следует выбирать хорошую ясную погоду и время дня, но следует иметь ввиду, что на техническое качество снимка сильно влияют точка и угол съемки (даже легкий поворот объектива в сторону удаляет из поля зрения аппарата одни предметы и вводит другие).

Получение резкого изображения. Световое изображение объекта съемки, которое проецируется объективом на пленку, должно быть резким. Под резкостью изображения подразумевается резкость контуров его составных частей, отчетливость линий, его образующих (но отнюдь не контраст между светом и тенью).

Оптическое изображение становится резким тогда, когда расстояние между объективом и плоскостью светочувствительного слоя определенным образом соответствует расстоянию между объективом и предметом съемки. Малейшая неточность может погубит изображение.

Изменение расстояния между объективом и фотослоем, или наводка на резкость, в одних аппаратах производится вращением оправы объектива по спирали, а в других осуществляется вращением передней линзы объектива (вследствие чего изменяется фокусное расстояние объектива, а результат наводки получается тот же).

В соответствии с конструкцией фотоаппарата и обстоятельствами съемки для наводки на резкость используется одно из трех приспособлений:

1) матовое стекло (зрительная наводка);

2) шкала метража – после определения (на глаз, шагами, рулеткой) расстояния до снимаемого предмета;

3) оптический дальномер. В зависимости от расстояния между фотоаппаратом и объектом съемки для наводки на резкость избирается один из трех ориентиров: а) бесконечность;

б) непосредственно сам объект;

в) некоторая условная дистанция, которую назовем промежуточной. Если фотографируемый предмет (или предметы) находится далее определенного для каждого объектива расстояния, обозначенного последним числом шкалы метража (это может быть, например, 10, 20, 30 м), указатель шкалы нужно установить на последнее деление –∞ «бесконечность». Тогда все удаленные предметы, как бы далеко от аппарата они ни были, получатся на негативе резкими. Пример такой съемки – значительно удаленный объект.

Советы. При изменениях выдержек, выраженных долями секунды, помните, что увеличенная вчетверо 1/100 секунды равна 1/25 секунды, а уменьшенная вчетверо 1/25 секунды равна 1/100 секунды, но не наоборот. Увеличить или уменьшить диафрагму в четыре раза – значит переставить ее на два деления: вместо 8 взять 4 или 16.

Экспонирование. Съемочный процесс завершается экспонированием – освещением светочувствительного слоя изображением, которое проецируется объективом. Экспонирование происходит в результате работы затвора, открывающего световым лучам доступ к пленке на тот или иной промежуток времени, называемый выдержкой.

Количество освещения, которое при экспонировании получает фотослой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещенности на выдержку).

Величина экспозиции должна быть достаточной для того, чтобы в фотослое образовалось скрытое изображение снимаемого предмета вплоть до подробностей в наименее освещенных его местах (тенях). От правильности экспозиции главным образом и зависит успешный результат съемки, правильное тоновоспроизведение объекта.

Нормально экспонированная пленка после нормального проявления превращается в нормальный негатив, его тональности соответствуют (обратно) объекту съемки, все подробности которого отчетливо видны.

Если экспозиция была недостаточной, негатив получается недодержанным: слишком светел (прозрачен), излишне контрастен, без подробностей в прозрачных местах (тенях объекта съемки).

В случае чрезмерной экспозиции негатив будет передержанным: слишком темен (плотен), недостаточно контрастен (монотонен), темные его места (света объекта) лишены подробностей.

Нормальная экспозиция для каждого фотослоя – величина постоянная, зависящая от его светочувствительности. Регулируется она яркостью светового изображения и продолжительностью его воздействия: с увеличением одного уменьшается другое (они обратно пропорциональны). Нужно отметить, что в абсолютной точности экспозиции нет необходимости: в черно‑ белой фотографии возможен целый ряд нормальных экспозиций, дающих негативы с правильным тоновоспроизведением объекта. Их диапазон зависит от так называемой фотографической широты негативного материала и от величины контраста объекта съемки. Однако по возможности следует оставаться в пределах нормальных экспозиций.

Очевидно, яркость оптического изображения (освещенность фотослоя) находится в прямой связи с яркостью объекта съемки.

Задача снимающего, правильно оценив яркость объекта (то есть его отражательную способность и освещенность), определить необходимую при ней выдержку.

Решить эту задачу не так просто, как может показаться с первого взгляда. Дело в том, что человеческий глаз оценивает не яркость, а контраст. Вследствие этого определить на глаз сравнительную интенсивность (силу) освещения почти невозможно, так как между зрительной яркостью и фотографической актиничностью (способностью света оказывать фотографическое действие на светочувствительный материал) разных видов освещения имеется значительная разница. Во‑ первых, глаз, легко приспосабливаясь к самым различным по интенсивности освещениям, воспринимает весьма слабые интенсивности как гораздо более сильные. Во‑ вторых, цветовой состав различных родов освещения неодинаков. Наконец, чувствительность негативных материалов к тем или иным лучам спектра не соответствует чувствительности к ним глаза: на фотослой наиболее сильно воздействуют лучи сине‑ фиолетовые и ультрафиолетовые, между тем первые кажутся глазу наиболее темными, а вторые – глазом вовсе не воспринимаются (невидимы).

Для определения выдержек служат подвижные счетчики, оптические и фотоэлектрические приборы; они носят общее название экспонометров.

Соблюдайте все предосторожности, чтобы во время выдержки не шевельнуть аппарат.

 

Пересъемка различных документов (репродуцирование)  

 

Одной из основных задач, решаемых агентом с помощью фотографирования, является пересъемка (называемая также репродуцированием) секретных документов.

Главная цель пересъемки – копирование оригинала, и по возможности получение лучшего по контрасту изображения этого оригинала (под термином «оригинал» будем понимать любой переснимаемый документ: чертежи, военные карты, изображения фотографических снимков, машинописные и рукописные тексты, типографские оттиски и другие подобные материалы).

 

Рис. 76. Съемка за столом (локти опираются на крышку)

 

Рис. 77. Использование штатива для фотосъемки

 

Рис. 78. Съемка с опорой локтей на ограду

 

Рис. 79. Съемка с опорой локтей на ограду

 

Рис. 80. Съемка с опорой локтей на ограду

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...