Специальные фотоаппараты и фотоустройства
Рис. 81.
Рис. 82.
Так, линии карандашного рисунка можно получить не серыми, а черными; синие чернила, фиолетовый шрифт пишущей машинки и фиолетовую печать на документах можно воспроизвести не сероватыми, а почти черными; чертежная «синька» может иметь на снимке не серый фон со слабыми линиями, а совершенно черный фон с белыми линиями и т. д. В подобных случаях посредством пересъемки можно получить отпечаток более контрастный, нежели оригинал. Кроме обычных требований (правильный подбор негативного материала и правильная выдержка), агенту при проведении пересъемки нужно выполнить два условия, имеющие здесь особо важное значение: максимально параллельное положение фотослоя и оригинала и равномерное освещение оригинала. Конечно, иногда бывает сложно их соблюсти (например, при недостатке времени или отсутствии возможности открыто использовать нужный источник света), но стремиться к этому нужно, так как обидно было бы рисковать и не получить нужный результат из‑ за каких‑ то собственных недочетов. Советы. Заканчивая разговор о фотографировании и подводя итоги темы, дадим некоторые советы и повторим основные принципы фотосъемки. • Если пересъемка ведется сидя за письменным столом, то локти должны опираться на крышку стола (рис. 76). В тех случаях, когда это возможно, следует пользоваться штативом (рис. 77). • При небольших скоростях затвора полезно, если есть такая возможность, поставить локти на ограду (рис. 78–81). В момент спуска затвора задержите дыхание. • Нажимая на спусковое приспособление, остерегайтесь невольно качнуть аппарат, резко наклонив его книзу: именно из‑ за этого ваш ценный негатив, ради которого вы, возможно, сильно рисковали, может стать браком.
• Нажим на спусковую кнопку нужно амортизировать давлением руки с противоположной стороны. • Постарайтесь выработать в себе привычку так же спокойно, без толчка, нажимать спусковую кнопку затвора, как это вы делаете со спусковым крючком вашего огнестрельного оружия при стрельбе. • Не забудьте перед съемкой снять крышку с объектива (рис. 82), следите также, чтобы в момент спуска затвора перед объективом не оказались ваши пальцы, что у агента может случиться при волнении и спешке.
Рис. 83.
Рис. 84.
Рис. 85.
• Во всех случаях фотосъемки при передвижении на транспорте следует, помимо обычных условий, учитывать весьма существенное обстоятельство, осложняющее съемку: тряска, вызываемая неровностями почвы при езде на автомобиле; толчки поезда, покачивание и сотрясение вагона на стыках рельс; а также вызываемая работой двигателей вибрация корпуса автомашины, теплохода, самолета, даже когда они стоят на месте, – всё это легко передается фотоаппарату, причем даже, казалось бы, незначительное колебание вызывает существенное смещение изображения на фотослое. Не пытайтесь для смягчения этих сотрясений прислонять аппарат к какой‑ либо твердой опоре такого транспортного средства и не опирайтесь на что‑ либо – это только ухудшит качество снимка. Если фотосъемку из движущегося автомобиля вы ведете с водителем‑ напарником, то (если нельзя останавливаться) предупредите его в момент съемки, что он должен вести машину как можно медленнее. Съемку ведите через стекло, при этом, разумеется, стекла должны быть чистыми. В то время как при обычной съемке с рук в положении стоя следует стоять прочно, не сгибая колени, плотно прижав локти к телу и твердо держа аппарат, то если вы снимаете в положении стоя из движущегося транспортного средства (например, из тамбура или коридора вагона, палубы судна), то всё следует делать с точностью до наоборот: слегка согните ноги в коленях, чуть оторвите пятки от пола и немного разведите локти: в таком положении ваш корпус будет как бы подпружиниваться, амортизируя те сотрясения, которые могли бы служить дополнительной причиной смазанности снимка. При такой съемке правильно вычисленную выдержку для перестраховки всё же лучше несколько сократить (компенсировав увеличением диафрагмы).
В поездке удобен и практичен портативный малоформатный аппарат. Футляр для камеры и кассет предохранит их от дождя и пыли. Аппарат и кассеты должны лежать в футляре плотно, не соприкасаясь друг с другом, для чего между ними кладется прокладка. При передвижении пешком футляр кроме плечевого ремня прикрепляйте еще к поясу, чтобы он не болтался. В пути надо заботиться о сохранности фотоаппарата. При переездах на мотоцикле от тряски и толчков могут ослабнуть винты камеры, пружины затвора. Для предотвращения этого на багажнике следует установить рессорную площадку, подкладывать резиновую подушку.
Специальные фотоаппараты и фотоустройства
В XX веке фотографирование стало едва ли ни самым распространенным видом сбора разведывательной информации. Фотосъемка осуществляется с помощью современной аппаратуры и при дневном освещении, и ночью, на сверхблизком расстоянии и на удалении до нескольких километров, в видимом свете и в инфракрасном диапазоне (в последнем случае можно выявить исправления, подделки, а также прочесть текст на обгоревших документах). Современные шпионские фотоаппараты поражают воображение. Так, известны телеобъективы размером со спичечный коробок, однако четко снимающие печатный текст на расстоянии до 100 м. А миниатюрная фотокамера в наручных часах (типа РК‑ 420) позволяет делать 7 кадров на одной кассете с расстояния от 1 метра и далее без наводки на резкость, установки выдержки, диафрагмы и прочих параметров. Понятно, что в целях конспирации разведчики обычно вынуждены скрывать сам процесс фотографирования. А для этого необходимы специальные скрытые камеры уменьшенных размеров, способные делать фотографии высокого качества. Разведслужбы используют в своих целях разные типы камер в зависимости от конкретных требований. Достаточно миниатюрные для того, чтобы их можно было переносить в кармане, сверхминиатюрные камеры можно использовать для широкого спектра задач. В дополнение к обычному копированию их можно приспособить и для фотографирования документов. Для упрощения задачи многие из таких камер не обладают настраиваемой диафрагмой, и фотографирование происходит интуитивным методом.
Вообще, деление фотоаппаратов на «шпионские» и «нешпионские» довольно условно. Конечно, существуют единичные (или малосерийные) экземпляры, изготовленные исключительно для шпионских целей (о них будет сказано ниже), но довольно часто разведслужбами используются незначительно переделанные стандартные промышленные камеры, отвечающие требованиям конкретной операции. В частности, КГБ для съемки широко использовал (вообще безо всякой переделки) фоторужье «Фото‑ снайпер». А ЦРУ использует фотоустройство, основу которого составляет известная камера «Nikon» – «Camera Set, Still Picture, 35‑ mm; Nikon F250; Special». Это устройство предназначено для длительного наблюдения, с автоматической съемкой людей (движущихся объектов), попадающих в зону обзора аппарата, либо выборочная съемка производится по специальному радиосигналу. Устройство устанавливается на треноге за окном с односторонним стеклом, прозрачным только с одной стороны (изнутри), что не позволяет заметить фотоаппарат с улицы. Разумеется, следует следить за чистотой окна, особенно со стороны улицы, и тем более если устройство установлено на первом этаже. Управление аппаратом может осуществляться с помощью дистанционного пульта «Nikon Radio Control Set MW‑ 1». Полученные фотографии помогают, в частности, идентифицировать личности сотрудников учреждения, за которыми осуществляется наблюдение. Рассмотренные выше камеры довольно велики, и скрытая съемка с их помощью может производиться только из какого‑ либо укрытия. Понятно, что шпионские аппараты стараются сделать поменьше, чтобы их можно было спрятать в кармане или кулаке. Некоторые фотоаппараты вообще имеют, например, размеры и внешний вид спичечного коробка. Но известными шпионскими камерами являются и не отличающиеся особо малыми размерами «Robot Star» и «Leica», о которых мы еще упомянем ниже.
Что касается анализа тенденций развития шпионской фототехники, то он показывает, что этот процесс идет по двум направлениям: усовершенствование традиционной аппаратуры и создание принципиально новых систем для получения фотоизображения. Первое направление – совершенствование аппаратуры – базируется на применении электроники и автоматики в камерах «классического» типа – дальномерных и зеркальных (последний тип аппаратов является доминирующим). Большая роль отводится моторному приводу, который повышает оперативность работы аппарата как благодаря возможности фотографирования в некомфортных условиях при дистанционном управлении, так и автоматизации покадровой съемки со скоростью от 1, 4 до 9, 5 кадр / сек; транспортирования фотоматериала в обе стороны; управления основными процессами и др. Большое значение уделяется вопросам отображения информации установленных параметров. Анализ аппаратуры выпуска 80‑ х годов показывает, что в камерах разных типов, а также в других технических средствах индицируется свыше 130 наименований разных характеристик. Дальнейшее применение электроники вполне позволяет решить задачу сведения всех устройств индикации в одно – дисплейного типа. В случае же выхода условий съемки и иных параметров за разрешенные пределы индицируется информация о недопустимом отклонении параметра. При этом количественная индикация используется лишь для ручного режима. Получает дальнейшее развитие и широкое применение устройств паспортизации отснятых кадров. Паспортизация кадра позволяет вести фотодневник для последующего анализа и систематизации моментов съемки, фиксировать необходимые данные съемки, дату, условия съемки и т. д. Разработки подобных устройств ведутся с применением как оптико‑ механических, так и оптико‑ электронных регистрирующих устройств, размещенных на задней крышке камеры. Например, в одном из подобных устройств размещены электронные часы, управляемые компьютером, запрограммированным до 2030 года. В настоящее время создано, а в дальнейшем будет широко использоваться управление съемочным процессом посредством кнопок и клавишей, резко повышающее оперативность работы агента; автоматический ввод информации в фотоаппарат с помощью системы кодирования DX (для 35‑ мм фотопленок). Так, появились фотоаппараты с кнопочным управлением, на верхней крышке которых размещена индикаторная панель с возможностью получения 152 вариантов информации.
Автоматический ввод информации в камеру позволяет упростить процесс съемки и обработки фотоизображений, оптимизировать и автоматизировать процесс цветной печати (что имеет особое значение при съемке карт). Ввод информации осуществляется с помощью кодовых меток, нанесенных на кассете и пленке, отражается на экране дисплея камеры и обеспечивает автоматический ввод предварительных установок в систему автоматики аппарата (при съемке) и систему визуализирования (при обработке). Из основных направлений развития съемочных объективов можно отметить следующие: разработка новых сортов стекла; применение оптических элементов с асферической поверхностью; разработка сверхширокоугольных объективов, в частности с переменным фокусным расстоянием; разработка объективов с переменной кривизной поля, позволяющих фотографировать объекты, имеющие выпуклую или вогнутую поверхность; улучшение качества многослойных просветляющих покрытий и т. д. Например, дальнейшее увеличение светосилы осуществляется путем усложнения компоновки объектива и добавления ко второй половине объектива положительных линз – одной при относительном отверстии 1: 1, 4 и двух – при относительном отверстии 1: 1, 2. Эти схемы позволяют повысить разрешающую способность до 40–50 лин / мм. Кроме того, применяются оптические системы, в которых при фокусировке на ближнюю дистанцию вместе с перемещением всего объектива по определенному закону перемещается и один или несколько оптических компонентов, компенсируя при этом возникающее из‑ за смены дистанций снижение разрешающей способности. Новое качественное развитие получают схемы зеркально‑ линзовых телеобъективов при замене первичного и вторичного зеркал более сложными компонентами, сочетающими в себе как линзовые, так и зеркальные элементы. Широко применяются сверхширокоугольные объективы, а также, сочетающие в себе параметры широкоугольного, нормального и длиннофокусного объективов с переменным фокусным расстоянием. При этом обеспечиваются шести – семикратные перепад и изменения фокусных расстояний с одновременным уменьшением массы до 500–600 г. Для коррекции перспективных искажений при съемке объектов с протяженными прямыми линиями и при съемке крупных объектов применяются широкоугольные объективы со смещением оптической оси. Кроме смещения по вертикали и горизонтали некоторые объективы допускают одновременный поворот на 180–360° с фиксацией через 30°. Из других направлений усовершенствования фотоаппаратуры следует отметить, например, улучшение качества и удобства пользования камерами для одноступенчатого фотопроцесса, позволяющего получать готовые черно‑ белые и цветные снимки в течение 1–2 мин без трудоемких процессов проявления и печати. Повышается чувствительность фотоматериала, разрабатываются и совершенствуются системы, позволяющие наряду с готовым отпечатком получить и негатив для последующей контактной или проекционной печати, ускоряется процесс обработки фотоматериала на свету и т. д. Применяются новые источники питания фотоаппаратуры, в частности кремниевые солнечные батареи, подключаемые параллельно аккумуляторам и размещенные вместе с ними в камере; новые методы индикации – команды типа «Зарядите пленку», «Используйте вспышку» и т. д., загорающиеся на табло. В ряде моделей заменяются механические узлы современных камер – привод диафрагмы и затвора – оптикоэлектронными, например ячейкой жидких кристаллов, ячейкой Керра или электронно‑ оптическим преобразователем, пьезоэлектрической линзой с переменным фокусным расстоянием и пр. Большое внимание уделяется ускорению процессов обработки фотоматериалов. Ускорение достигается как повышением температуры, так и изменением химического состава обрабатывающих растворов. Разрабатываются и новые виды высокочувствительных фотоматериалов с большой разрешающей способностью. Важной является и разработка новых систем для воспроизведения стереоизображений. Усовершенствуются растровые системы съемки и воспроизведения изображений, упрощается технология их изготовления (производится специальная съемка и получение стереопары на обычном фотоматериале с последующим нанесением растрового слоя или съемка на фотоматериале с уже изготовленным в процессе его производства растровым слоем). Большими возможностями обладают интегральная фотография, производство совместимой с существующей системы стереотелевидения, новые методы, упрощающие запись и воспроизведение цветных голограмм, снятых на натуре, и т. д. Осуществляется применение дистанционного управления фотовспышками, когда синхроконтакт фотоаппарата подключает источник инфракрасного излучения, который, в свою очередь, вызывает включение заданного числа фотовспышек. Инфракрасный (ИФ) импульс, распространяясь в пространстве, отражается от стен и потолка помещения, воспринимается ИФ‑ приемником и включает импульсный источник света. Развитие принципиально новых систем для получения фотоизображения основывается на использовании мало– и бессеребряных фотоматериалов, упрощающих или вовсе исключающих применение «мокрых» процессов обработки. Одним из примеров использования принципов магнитной видеозаписи является японская фото‑, видеокамера «Мавика». В камере в плоскости изображения размещен прибор с зарядовой связью, который преобразует сфокусированное на нем оптическое изображение в электрический сигнал подобно развертке изображения в передающей телевизионной трубке. Полученный таким образом сигнал фиксируется на гибкий магнитный диск диаметром 45 мм, находящийся в камере. На одном таком диске «Мавипак» можно записать до 50 цветных фотоизображений, которые с помощью «Ма‑ випак‑ проигрывателя» воспроизводятся на обычном цветном телевизоре с четкостью порядка 350 строк (например, четкость телевизионного канала равна 625 строкам, что почти в два раза выше. Следовательно, разрешающая способность указанных фотоизображений почти в два раза меньше разрешающей способности телевизионной «картинки» при идеальной настройке телевизора). С помощью устройства «Мавиграф» возможно получение и цветных снимков на бумаге. Кроме того, записанное изображение можно передать в другое место и по телефонной сети. Магнитный диск для записи изображения находится в кассете размером 60х53х3 мм и массой всего 8 граммов. Новая система представляет большой интерес для агентов, так как обеспечивает оперативную скорость передачи информации. Для оценки перспективы применения камеры важную роль играет качество получаемого изображения. Удобным является способ «пересылки» снимка по телефонной сети. Подключаясь к линии любой АТС, камера без какой‑ либо дополнительной аппаратуры самостоятельно осуществляет передачу всей фото и видеоинформации в заранее запрограммированное в ней нужное место. Однако, учитывая, что в настоящее время существует огромный парк средств традиционной галоидосеребряной фотографии, можно сделать вывод, что в обозримом будущем галоидосеребряные, бессеребряные и электронные фотопроцессы будут существовать совместно и такая аппаратура, как «Мавика» также будет существовать одновременно с другими, традиционными средствами фиксации фотоизображения. Рассмотрим теперь устройство, которое не вполне соответствует традиционным представлениям о фотоаппарате – это цифровая камера с монитором на жидких кристаллах – «QV‑ 10А». Внутри фотоаппарата вместо пленки – микропроцессор, который преобразует «увиденное» в информацию, на манер сканера (о нем ниже), и запоминает 96 кадров. Эти кадры процессор может обратно преобразовать в видеоинформацию и перенести, например, на экран телевизора или на видеокассету. Можно перенести изображение в память обычного компьютера и сохранить его там в виде рисунка. По сути, при использовании такого аппарата отпадает необходимость использовать сканеры. Дело еще и в том, что изобретатели «QV‑ 10А» создали функцию макросъемки, которая настраивает камеру таким образом, что ею можно снимать с расстояния в несколько сантиметров, что позволяет снимать документы и схемы. Монитор (на жидких кристаллах) на этой камере занимает почти всю заднюю панель аппарата, хотя сложно сказать, где у «QV‑ 10А» передняя, а где – задняя панель. Считается, что «где объектив – там и перед». Только объектив здесь поворачивающийся. Если сравнивать эту камеру с обычным фотоаппаратом по чисто техническим характеристикам, то можно сказать, что он отвечает уровню среднестатистической «мыльницы» Kodak. Фотоэлемент, встроенный в аппарат, обладает чувствительностью, близкой к 400‑ й пленке. И поэтому вспышка таким аппаратам не нужна. Качество фотографии, которую можно распечатать на любом, в том числе и на цветном принтере, отвечает качеству телевизионного и видеоизображения, только не стоп‑ кадра, а нормальной, движущейся картинки. К другому типу устройств, позволяющему считывать с листа и запоминать его содержание, относится сканер. Это прибор размером чуть больше ладони, он снабжен микропроцессором, запоминающим информацию. Сканер помещают вплотную к поверхности снимаемого документа и проводят им по странице. Если размеры листа превосходят ширину считывающего окна сканера, то съемка осуществляется в несколько проходов (проводок). Процессор запоминает отдельные части документа и самостоятельно соединяет их в своей памяти в единое целое. Для последующего прочтения информации сканер подключается к компьютеру, изображение выводится на монитор и может при необходимости распечатываться на принтере. Возвращаясь к классическим шпионским фотоаппаратам, следует упомянуть применяемый агентами ЦРУ фотонабор разведчика – «Сатега Set, Still Picture, 35‑ mm, KS‑ 15 (3)», который носится в стандартном футляре. В набор входят: 1 – фотоаппарат «Leica» М‑ 3, 35 mm; 2 – объектив Sammicron; f2, 50 mm; 3 – объектив Elmar; f4; 135 mm; 4 – объектив Summaron; f2. 8, 35 mm; 5 – вспышка «Leica СЕYОО: и 6 – запасные кассеты с пленкой в кармашке футляра. Фотоаппарат «Leica» со сменными принадлежностями позволяет производить съемку практически любых объектов и документов. В работе с фотоаппаратом «Leica» (как, впрочем, и с другими незамаскированными фотоаппаратами, о которых уже упоминалось выше) существуют некоторые общие моменты, которые агенту нужно иметь в виду.
Рис. 86. Маскированный автоматический фотоаппарат «Robot Camera Star II»
1. Съемка уличных объектов из помещения. Съемка производится только при выключенном свете, комната должна быть затемнена как можно больше; при съемке особо удаленных объектов и, соответственно, использовании длиннофокусного объектива применять (если есть возможность) штатив (треногу); приоткрыть, если возможно, окно, а шторы закрыть как можно плотнее, оставив только щель на величину сектора съемки, и поставить на подоконник цветок, создавая таким образом затемнение комнаты и одновременно маскируя свою фигуру; съемку производить из глубины комнаты.
Рис. 87. Съемка с помощью камеры «Robot Camera Star II»
2. Съемка из движущегося автомобиля. Правила съемки из движущегося автомобиля: 1) съемку производить сквозь стекло двери (не опуская его); 2) автомобиль вести как можно медленнее; 3) не прикасаться локтями ни к каким частям салона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|