Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I этап. Определение методологических основ проблемы исследования




Выбор и обоснование темы

Тематика работ соответствует учебным дисциплинам, исходя из этого, и составляется, примерная тематика учебно-исследовательских работ, утверждаемая на кафедре. При формулировании темы работы научным руководителем желательно, помимо названия, определить и круг вопросов, подлежащих решению. Такой подход позволяет студентам глубже представить направление работы, трезво оценить свои возможности, способствует осознанному, продуманному выбору темы с учетом своих способностей. Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах работы.

Примечание: доминирующими терминами считаются понятия, заявленные в названии работы.

Изучение литературных источников, их анализ

Проработка проблемы работы начинается со знакомства с выполненными ранее работами, полученными в них результатами, рекомендациями, методикой. Изучение научной литературы позволяет глубже понять исследуемый вопрос. Одновременно дает возможность избежать ошибок, не допустить излишних затрат времени и сил на создание созданного.

Работа по изучению литературы начинается с составления, подбора литературы по своей проблеме. При этом следует придерживаться определенных правил работы с книгой (см. раздел Методика работы с книгой и с интернет-ресурсами).

Отдельно следует остановиться на особенностях работы по поиску информации в сетях Internet. Сегодня Internet предоставляет большие возможности в поиске информации по любому направлению. Существует большое разнообразие источников, электронных каталогов, библиотек разноплановой направленности.

Имея общие представления о проблематике исследования, можно запустить поиск информации. Для этого в сети существуют серверы — мощные поисковые системы. Назовем, в частности, следующие: www.yahoo.ru; www.yandex.ru; www.rambler.ru; www.google.com; www.google.ru; www.altavista.ru и др.

В командной строке Internet Explorer необходимо ввести одно из вышеприведенных имен - загрузится искомая страничка.

Для поиска информации с помощью поисковой машины имеются следующие возможности:

·В строке — «Найти» («Seach») указывается ключевое слово поиска. Далее выставляются списки страниц сайтов, в которых упоминается (упоминаются) ключевые слова. Открывая каждую страницу в новом окне, идет знакомство с её содержанием. При необходимости — копируется информация на компьютер, затем перейдя в строку «Файл» — «Сохранить как…» указывается путь к папке, в которую следует поместить найденную информацию.

·Обычно на главной странице вышеназванных сайтов имеется раздел «Top100», в которые обычно помещаются ссылки на часто запрашиваемые вопросы. Они, чаще всего, сгруппированы для удобства работы по темам, также можно обратиться в тематическую подборку и продолжить поиск информации.

·Поиск информации возможен в следующих системах (имеется договор университета с данными ресурсами):

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online», договор с ООО «Нексмедиа» № 587 от 29.07.2015

2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», договор с ООО «Издательство «Лань» № 586 от 29.07.2015

3. База данных периодических изданий (на платформе EastViewEBSCO), договор с ООО «ИВИС» № 381 от 08.06.2015

4. База данных периодических изданий на платформе Научной электронной библиотеки (eLibrary), Договор с ООО «РУНЭБ» № 1051 от 18.11.2015.

5. Электронно-библиотечная система «Электронный читальный зал», договор с ООО «Библиотех» № 059 от 13.09.2010.

6. Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ», договор с ООО «Открытые библиотечные системы» № 095 от 01.09.2014.

7. Электронно-библиотечная системаZNANIUM.COM, договор с ООО «Научно-издательским центром ИНФРА-М» от 21.03.2016.

8. Электронно-библиотечная система «Электронный читальный зал», договор с ООО «Библиотех» № 059 от 13.09.2010.

9. Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ», договор с ООО «Открытые библиотечные системы» № 095 от 01.09.2014.

10. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online», договор с ООО «Нексмедиа» № 690 от 26.07.2016.

11. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», договор с ООО «Издательство «Лань» № 691 от 01.08.2016.

12. База данных периодических изданий (на платформе EastViewEBSCO), договор с ООО «ИВИС» № 85-П от 10.06.2016.

13. База данных периодических изданий на платформе Научной электронной библиотеки (eLibrary), Договор с ООО «РУНЭБ» № 1051 от 18.11.2015.

Разработка структуры и плана выполнения работы

Продуманный план и структура работы во многом определяют ее результативность, дают возможность четко представить себе цель, задачи, объем и содержание работы. Процесс разработки, составления плана и структуры «погружает» студента в проблему исследования, позволяет осуществлять планирование тесных взаимосвязей с другими предметами, разделами. Поэтому желательно, чтобы первоначальный набросок план и структуры работы составил сам студент. При его обсуждении студент предлагает и аргументирует свои предложения, учитывает пожелания руководителя. Разработанные план и структура в ходе работы могут претерпевать изменения, в них могут вноситься коррективы. Это зависит от успешности выполнения отдельных пунктов плана, результатов опытно-экспериментальной работы для курсовых и дипломных работ (см. Приложение).

Введение включает в себя (научный аппарат в работе оформляется именно в такой последовательности):обоснование актуальности проведения исследования по избранной теме; разработанность (изученность) проблемы, определение темы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, методы исследования, экспериментальная база исследования, практическая значимость, апробация результатов исследования, структура работы.

Актуальность – теоретическая и практическая значимость исследования в современных условиях. Выделяют два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с не изученностью данной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое студентом исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Разработанность (изученность) проблемы в научной литературе - перечисление прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой.

Проблема определяется на основе краткого анализа современного состояния проблемы, это выявление противоречий между достигнутым уровнем знания и потребностью развития этого знания, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Определение т емы исследования - это представление о проблеме изучения.

Объект — некоторые реальные предметы, процессы, явления, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Предмет – это наиболее значимое с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Именно предмет определяет тему исследования.

Цель — дает возможность мысленно предвосхитить, определить научное исследование. Обычно выделяются следующие виды целей:

Гипотеза – это предположение о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления.

Задачи исследования – характер и круг вопросов, которые предполагается решить в работе. Определение задач – это выбор путей и средств достижения цели исследования, как правило, решаются три основных вопроса: теоретический – анализ научной литературы; экспериментальный – проведение экспериментального исследования по выявлению определенных проблем, связей, явлений, проведение сравнительно-сопоставительного анализа; практический – разработка программы (комплекса занятий) при формирующем эксперименте, при констатирующем – разработка психолого-педагогических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Методы исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы исследования.

Экспериментальная база исследования: это образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала, так же определяется контингент и количество испытуемых.

Практическая значимость: определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы.

Апробация результатов исследования (в основном, для выпускных квалификационных работ): основные положения, результаты исследования, представленные на конференциях, в каких-либо учреждениях, изложенные в статьях.

Структура работы: составные компоненты (введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение).

В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы, она представляет собой теоретическое, реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области). Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного материала. При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы, его эрудиции и культуры.

Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:

·стремление построить его на основе только книжного материала;

·неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;

·изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;

·стремление насытить текст различными пространными цитатами;

·написание обзора без ссылок на проведенную предыдущими исследователями работу;

·включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме.

Во всех случаях, обязательно приводить ссылки на литературные источники, с указанием авторов, из которых взяты те или иные сведения, данные (даже если вы не цитируете их авторов). Оформление ссылок и цитат в тексте представлены в квадратных скобках (см. пункт Оформление работы). В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...