Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Вступила в силу 24 января 1965 г. (для России с 31 мая 1992 г.).




o Отмена процедуры легализации документов, ее замена на проставление удостоверительной отметки – апостиля. Легализация - порядок, при котором дипломатическое или консульские представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо, подписавшее документ, и идентичность печати и штампа.

o Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец - в приложении к конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и носящем название аллонжа.

o Каждое Договаривающееся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства - депозитария конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля. В России к числу таких органов относятся Министерство обороны; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Министерство юстиции и его территориальные органы; органы записи актов гражданского состояния. За проставление апостиля в РФ взимается госпошлина.

o Распространяется на следующие официальные документы: 1) документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя; 2) административные документы; 3) нотариальные документы; 4) официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей.

o Не применяется к документам: выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.

o Доказательственная сила апостиля. В Конвенции не решен вопрос о доказательственной силе апостиля, тк в государствах-участниках доказательственная сила официальных документов регулируется по-разному: в одних - по праву страны места составления документа (например, во Франции), в других - по праву страны, где документ был предъявлен (например, в Австрии). Стороны согласились лишь в том, что апостиль удостоверяет подлинность подписи; качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ; подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

 

3. Гаагская конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. Вступила в силу 10 февраля 1969 г. (для России с 1 декабря 2001 г.). Заменила главу I "Вручение судебных и внесудебных документов" Гаагской конвенции 1954 г.

o Новшество по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.: назначение каждым государством-участником центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других государств-участников, и распоряжаться об их исполнении. Если государство места вручения не заявит возражений, Конвенция не препятствует: 1) пересылке судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей; 2) осуществлению вручения судебных документов по усмотрению должностных лиц, судебных чиновников или других компетентных лиц непосредственно соответствующими работниками государства места вручения; 3) допускается вручение документов находящимся за границей лицам через собственные дипломатические или консульские учреждения непосредственно без применения мер принуждения.

o Подлежащие вручению судебные документы направляются компетентным органом и не нуждаются в легализации.

o Пересылаемые документы должны быть переведены на английский или французский язык, или на тот язык, который государство указало при присоединении к Конвенции, заверены гербовой печатью, перевод – удостоверен. Следует учитывать, что при отсутствии перевода судебных документов на официальный язык запрашиваемого государства или иной понятный адресату язык, он может отказаться от их получения.

o Основания отказа в просьбе о вручении судебного документа: нарушения суверенитета или безопасности государства. Положения внутреннего права об исключительной компетенции суда данного государства в отношении разрешения дела по существу не являются основанием для отказа в просьбе о вручении судебного документа. Внесудебные документы, исходящие от судебных органов и должностных лиц государств-участников, передаются для вручения в порядке, предусмотренном Конвенцией для вручения судебных документов.

 

4. Гаагская конвенция 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам. Вступила в силу 7 октября 1972 г. (для России 30 июня 2001 г.). Заменила собой главу II "Судебные поручения" Гаагской конвенции 1954 г.

o Цель конвенции: создание единой системы пересылки и исполнения судебных поручений о совершении отдельных процессуальных действий в целях сбора доказательств на территории иностранного государства.

o Конвенция охватывает вопросы исполнения судебных поручений, которые могут исходить только от судов.

o Суды одного государства могут обращаться к компетентным органам другого государства с поручениями об истребовании доказательств или о проведении иных судебных действий.

o Каждое государство назначает центральный орган (как правило, учреждения юстиции или высшие судебные органы), который принимает исходящие от иностранных судов поручения об оказании правовой помощи и направляет их компетентным органам для исполнения.

o Возможность сбора доказательств дипломатическими или консульскими представителями запрашивающего государства на территории запрашиваемого государства.

o Отмена требования о легализации документов.

o Отмена требования о возмещении пошлин и издержек какого-либо рода.

o Применимое процессуальное право. Процессуальные действия производятся по праву запрашиваемого государства. Однако исполняющий поручение суд может удовлетворить просьбу об их осуществлении в особой форме, если такая форма соответствует праву запрашиваемого государства, и суд не видит препятствий к ее применению в связи со сложившейся судебной практикой.

o Основания отказа в исполнении поручения: 1) исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебных органов; 2) по мнению запрашиваемого государства, выполнение поручения наносит ущерб его суверенитету и безопасности.

o Новеллы по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.:

1) наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Конвенция 1970 г. предусматривает возможность ее оказания и применительно к "намечаемому судебному процессу". Цель - сохранение доказательств на будущее (например, свидетельских показаний), если есть основания опасаться, что получение доказательств впоследствии окажется невозможным или затруднительным;

2) при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний по законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства (речь идет о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников; не несут ответственность и лица, отказывающиеся свидетельствовать об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением ими функций представителей или защитников);

3) расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами, которая предполагает совершение процессуальных действий не только в отношении собственных граждан, находящихся за границей, но и в отношении граждан страны пребывания, а также третьих стран. Вместе с тем совершение предусмотренных отдельных процессуальных действий в помощь судебному разбирательству дипломатическим или консульским представительством, а также уполномоченными лицами возможно лишь при наличии разрешения компетентного органа страны пребывания и при соблюдении указанных этим органом условий.

 

5. Гаагская конвенция 1980 г. о международном доступе к правосудию. Вступила в силу 1 мая 1988. Россия в ней не участвует. Призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся не отмененными после принятия Гаагских конвенций 1965 г. и 1970 г. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, неприкосновенности свидетелей и экспертов, случаев оказания бесплатной правовой помощи и др. Данная конвенция - завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. В силу вышеизложенного можно было бы считать целесообразным присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

1) Минская конвенция СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в редакции Московского протокола 1997 г. Вступила в силу 19 мая 1994 г. После ратификации для России она вступила в силу 10 декабря 1994 г. Московский протокол вступил в силу 17 сентября 1999 г. После ратификации для России он вступил в силу 9 января 2001 г.

§ Оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам учреждениями юстиции, которые взаимодействуют через свои центральные органы. Протокол к Минской конвенции предусмотрел, что компетентные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься друг с другом не только через центральные, но и через территориальные и другие органы. Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария.

§ Оказание помощи путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой страны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

§ Исполнение поручения об оказании правовой помощи:

o запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны (если не противоречат своему законодательству).

o Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

o По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

o После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

§ Вручение документов получателям

o вручение документов в соответствии с порядком, действующим в запрашиваемом государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

o Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

o Договаривающиеся стороны имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

§ Вопрос легализации документов (!)

o Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Т.е. нет легализации, нет апостиля. Может быть потребован только нотариально заверенный перевод (либо документы могут быть составлены на русском языке).

o Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов

o Договаривающиеся стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой Договаривающейся стороны и иных лиц, проживающих на ее территории.

§ Вызов лиц в запрашивающее государство. Свидетель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не может быть привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Свидетелю, эксперту запрашивающей стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

§ Язык. В отношениях друг с другом учреждения юстиции государств-участников пользуются государственными языками государств-участников или русским языком.

§ Возмещение расходов. Запрашиваемая сторона не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Страны-участники сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территориях.

§ Основания отказа в правовой помощи. Если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны.

 

2) Киевское соглашение СНГ 1992 г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Киевское соглашение вступило в силу 19 декабря 1992 г. После ратификации для России оно вступило в силу 19 декабря 1992 г.

§ Суды и иные органы государств - участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

§ При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. Судебные поручения и документы направляются почтовой связью напрямую в суд иностранного государства, рассматривающий хозяйственные и коммерческие споры.

§ Вопрос легализации документов Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств - участников СНГ, принимаются на территории других государств - участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств - участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств - участников СНГ доказательной силой официальных документов. Т.е нет легализации и апостиля.

§ Язык. При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

§ При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...