Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бихевиористский научный подход




Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менедж­мента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Его корни уходят в социологию, психологию, антропологию, эко­номику и другие дисциплины. Главная задача приверженцев бихевиоризма — иден­тификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде. Элементы этого подхода можно обнару­жить практически в любой компании.

В соответствии с бихевиористским научным подходом отношение современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникации, лидерство, а так­же общие принципы управления людьми.

 

  1. Назовите современные тенденции в развитии менеджмента.

 

Влиявшие на практику менеджмента сто лет назад исторические силы воздействуют ее и сегодня. Наиболее важным фактором менеджмента, оказывающим существен-'оздействие на принципы управления (и прежде всего, развитие концепций управ-ля тотальным качеством и обучающейся организации), является международ-

«конкуренция.

Ременные компании работают уже не на региональные или национальные, а на бальный рынок: факсимильные аппараты, телевидение, персональные компьюте- ры, телекоммуникационные сети объединяют землю в одну большую «деревню», в которой популярностью пользуются одни и те же футболки и кроссовки. Связи в мире коммерции своей сложностью напоминают электрические и телефонные сети в огромном небоскребе, и при этом ни одна страна не остается без «розетки».

Процессы глобализации оказали огромное влияние на деятельность многих ком­паний. Конкуренция со стороны зарубежных производителей привела к резкому повышению стандартов качества, эффективности, снижению уровня издержек, увеличению скорости реакции на внешние изменения. Принадлежащая американским и канадским компаниям, которых эти изменения коснулись прежде всего, доля ми­рового рынка начала снижаться. Если в 1975 г. платежный баланс США был близок к нулю, то в последние годы он сводится с дефицитом в сотни миллиардов долларов' °. Кроме того, не следует забывать о других исторических событиях, таких как распад СССР и открытие рынков его бывших республик и стран Восточного блока; обра­зование Европейского Сообщества и последовавшее за ним снижение торговых ба­рьеров между странами; вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле. Все это означает, что у компаний появляются новые возможно­сти развития и дополнительные стимулы для повышения интенсивности усилий, направленных на достижение соответствия их деятельности международным стан­дартам.

Глобализация предполагает постоянные инновации и повышение уровня обслу­живания потребителей. Компании обязаны сокращать время разработки новых про­дуктов, причем новинки должны приносить основную массу доходов фирмы, ведь международные конкуренты каждый день предлагают те или иные усовершенство­вания. Глобализация еще острее обозначила потребность в новых подходах к управ­лению, предполагающих акцент на наделение работников властью и их вовлечение в процесс принятия решений. Американские корпорации идут в «кильватере» япон­ских компаний, применяющих такие подходы длительное время. С конца 1980-х гг. повышение степени вовлечения работников в процесс труда является одной из наи­более мощных тенденций менеджмента, и в том или ином виде данный подход реа­лизуется в большинстве крупных компаний.

Успехи японских компаний часто связывают с присущей им ориентацией на груп­повую работу. В японской культуре доверие и близость в рамках группы или семьи является одним из основополагающих моментов. В Северной Америке, наоборот, поощряются индивидуальные достижения и права. Разница в культурах двух стран отражается и в подходах к управлению компаниями.

безболезненно перенести, скажем, японские методы управления на американскую почву вряд ли возможно. Существует гибрид­ная форма менеджмента, так называемая Теория Z, объединяющая японские и аме­риканские методы управления. Управление по типу Z (в центре рис. 2.3) является смесью американских и японских характеристик, позволяющей возродить и укрепить корпоративную культуру в организациях Северной Америки.

Мы упоминали, что значительный вклад в разработку методов повышения каче­ства товаров в Японии внесли американские специалисты. Но современные методы управления качеством значительно отличаются от первоначальной модели, предпо­лагают не только проверку качества готовой продукции, но более высокую степень вовлечения работников в процесс труда, устранение причин возможных проблем с качеством товаров и услуг.

 

  1. Охарактеризуйте внешнюю среду организации.

 

В современном мире происходят потрясающие, гигантские по своим масштабам и долгосрочные по воздействию перемены, исследование которых предполагает иден­тификацию, определение и тщательный анализ основных компонентов внешней среды. Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компа­нии, но оказывающие на нее существенные воздействия элементы: конкурентов, ресурсы, технологии и экономические условия'. Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня: общую (генеральную) среду и среду задач (см. рис. 3.1)2.

Общая (генеральная) среда представляет собой внешний слой самых разнооб­разных, но оказывающих лишь косвенное влияние на деятельность организации элементов. Она включает в себя социальные, демографические и экономические факторы, примерно в равной степени воздействующие на все компании (увеличе­ние темпов инфляции, рост числа семей, в которых работают оба супруга). Такие события не влияют на деятельность фирмы напрямую, но так или иначе воздей­ствуют на функционирование всех организаций. Окружение, в котором непосред­ственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздей­ствует на большинство ее повседневных функций, напрямую связанных с основными видами деятельности (конкуренты, поставщики и потребители).

Каждая организация характеризуется определенной внутренней средой, вклю­чающей в себя все внутрифирменные элементы: работников, менеджмент (руковод ство фирмы) и играющую основную роль корпоративную культуру, которая детер­минирует поведение индивидов в компании и способности адаптации последней к внешним условиям.

 

  1. Дайте характеристику общей (генеральной) среде организации.

Общая среда Общая (генеральная) среда представляет собой наиболее удаленный от собствен­ но компании внешний слой элементов организационной среды, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее теку­ щие операции. Обычно выделяют пять основных измерений генеральной среды: международное, технологическое, социокультурное, экономическое и законода­ тельное/политическое.

Международное измерение. Под международным измерением внешней среды понимают события, происходящие за рубежами страны, так же как и возможно­ сти развития бизнеса компании в других странах. Обратите внимание на рис. 3.1: данное измерение представляет собой контекст, воздействующий на все осталь­ ные аспекты внешней среды. Из международной среды появляются новые кон­ куренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые социальные, технологические и экономические тенденции. Например, существенным измене­ нием международного измерения внешней среды является вступление Китая во Всемирную торговую организацию. КНР, численность населения которой пре­ вышает 1,3 млрд человек, — весьма привлекательный рынок, а членство в ВТО будет только способствовать экономическому росту.

С превращением Интернета в глобальный э-рынок возможности выхода на мировую арену появились даже у самых малень­ ких компаний. Но бизнес в глобальном масштабе требует, чтобы менеджеры учи­ тывали правовые, политические, социокультурные и экономические факторы не только страны своего происхождения, но и многих других государств. Например, снижение обменного курса доллара приводит к уменьшению цен на американ­ ские товары за рубежом, что повышает привлекательность экспорта. Для сохранения конкурентоспособности в новой глобальной экономике мно­ гим компаниям приходится снижать цены. Возникающие в других частях света проблемы могут оказывать существенное влияние на американские фирмы. На­ пример, азиатский кризис больно ударил по компании Coca-Cola, значительный объем продаж которой сосредоточен именно в странах Азии.

 

. Технологическое измерение. Технологическое измерение включает научные и тех­ нологические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом. В по­ следние годы в этой области произошли многочисленные, имеющие далеко иду­ щие последствия перемены. Пятнадцать лет назад во многих организациях не было даже персональных компьютеров. Сегодня компьютерные сети, доступ в Ин­ тернет, видеоконференции, сотовые телефоны, факсимильные аппараты, пейджеры, портативные компьютеры считаются необходимым минимумом, без которого не­ возможно вести дела. Доступность Интернета всем и каждому изменила характер и конкуренции, и взаимоотношений между организациями и покупателями. Многие компании применяют высокотехнологичные методы э-бизнеса, используя част­ ные сети или Интернет практически во всех своих операциях. С развитием бес­ проводных технологий и появлением новых программных продуктов доступ в Интернет может осуществляться с мобильных телефонов и карманных компью­ теров. Коммуникационные и вычислительные устройства становятся все более компактными, мощными и доступными по цене. По данным одной из исследова­ тельских фирм сотовые телефоны имеются более чем у половины американских домохозяйств, а в восьми странах Европы, в том числе в Финляндии, Португалии и Италии, число «мобильников» уже превысило число стационарных телефон­ ных аппаратов. Определенное влияние на деятельность организаций и менеджеров оказывают и другие технологические факторы.

Социокультурное измерение. Социокультурное измерение генеральной среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населе­ ния страны, в которой оперирует организация. Важными социокультурными ха­ рактеристиками являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования. Текущая структура населения опреде­ ляет состав рабочей силы и потребителей завтра. Согласно прогнозам, в будущем ожидается глобализация как потребительских рынков, так и рынка рабочей силы. К социокультурному измерению относятся также нормы и ценности населения. На организации воздействуют и другие тенденции социокультурного характера. Так, фирмам — производителям огнестрельного оружия пришлось очень нелегко после серии трагических событий в нескольких американских школах, когда спрос на оружие со стороны населения резко упал. Однако после 11 сентября 2001 г. потребность американцев в средствах самоза­ щиты вновь возросла.

Экономическое измерение. Экономическое измерение отражает общую экономи­ ческую ситуацию в стране или регионе, в котором осуществляет свою деятельность организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, про­ центные ставки — все это элементы экономической среды. С глобализацией эко­ номики сложность и неопределенность экономической среды многократно воз­ растают. Взаимосвязи между экономиками разных стран стали намного теснее.

Законодательное/политическое измерение. Законодательное/политическое измерение включает федеральные и местные законодательные акты, а также по­ литические действия, направленные на установление контроля за действиями компании. Например, политическая система США поощряет капитализм, госу­ дарство старается не допускать чрезмерного регулирования бизнеса. В то же вре­ мя именно государственные законы определяют правила ведения «деловых игр». Для некоторых компаний судебные споры и государственное регулирование со­ здают большие проблемы.

 

  1. Дайте характеристику среде задач (функциональной среде) организации.

 

Среда задач Среда задач, или функциональная среда, включает элементы, непосредственно связанные с операциями организации: потребителей, конкурентов, поставщиков и рынок труда. Потребители. Потребителями компании выступают индивиды и организации, приобретающие ее товары или услуги, что в конечном итоге и определяет успех фирмы на рынке. Потребителями услуг больниц являются пациенты, услуг учеб­ ных заведений — школьники и студенты, авиакомпаний — туристы и деловые люди. Компаниям — производителям одежды необходимо пристально следить за изменениями потребительских вкусов. В последние годы несокрушимая, казалось бы, Levi Strauss заметно сдала свои позиции, так как компания не сумела быстро отреагировать на такие тенденции в молодежной моде, как расклешенные штанины, огромные карманы и др. Молодые потребители, для которых стиль превыше все­ го, считают продукцию Levi’s «старомодной, предназначенной для людей средне­ го возраста». Компании Abercrombie & Fitch несколько лет назад удалось то, что оказалось не по плечу Levi's: она завоевала сердца студентов. Впрочем, сейчас и у нее есть проблемы с поиском свежих идей, а объем продаж товаров постепенно сни­ жается. Менеджеры Abercrombie надеются вернуть компании былую славу среди молодежи при помощи неоднозначного журнала-каталога (в нем содержатся не вполне пристойные фотографии юных моделей). Родители же прямо называют это издание порнографическим. Одна из проблем нашего времени состоит в том, что с развитием Интернета происходит существенное увеличение рыночной власти потребителей. Покупа­ тели получили возможность непосредственного воздействия на компании. На­ пример, на web-сайте walmart-sucks.com покупатели имеют возможность выплеснуть негативные эмоции, возникающие при посещении универмагов крупнейшей в США компании розничной торговли. На сайте united.com недовольные сотрудники и пассажиры «поливают грязью» авиакомпанию United Airlines. Такого рода информация весьма негативно отражается на репутации и продажах соответству­ ющих организаций. «В новой информационной среде, — говорит Кайл Шэннон, глава э-коммерческой консультационной фирмы Agency.com, необходимо исхо­ дить из того, что всем известно абсолютно все».4 Впрочем, менеджеры компаний тоже получают возможность изучать своих потребителей (см. «Лидерство онлайн»).

  1. Дайте определение корпоративной культуре и вкратце охарактеризуйте типы корпоративных культур.

 

Внутренняя среда управленческой деятельности включает корпоративную куль- туру, организационную структуру, технологию производства и все принадлежа­ щие компании здания и сооружения, машины и оборудование. Наиболее значи­ мым с точки зрения конкурентных преимуществ компании фактором внутренней среды является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответ­ ствовать требованиям как внешней среды, так и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работ­ ники формируют эффективно работающую организацию. Культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, неглас­ ных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации.8 Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фир­ ме, которая познается менеджерами и другими сотрудниками организации по мере того, как им приходится сталкиваться с внешними и внутренними пробле­ мами. Осознание культурных традиций позволяет новым членам организации правильно мыслить, чувствовать, понимать окружающих. Обычно выделяют три уровня корпоративной культуры (рис. 3.4), при этом каждый последующий явля­ ется все менее очевидным.9 Самый верхний, поверхностный уровень составляют видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации. Второй уровень — выраженные в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые ее членами, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотруд­ ники просто перестают их замечать. Эти базовые, основополагающие предполо­ жения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры. Именно они руко­ водят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. В некоторых организациях в качестве базисных предположений выступает допущение о врож- денной неприязни людей к труду, из которого вытекает предположение о том, что они будут по возможности уклоняться от выполнения своих обязанностей. Ме­ неджмент такой организации жестко контролирует действия работников, огра­ ничивает степень их свободы, а коллеги подозрительно относятся друг к другу. Культура более «просвещенных» организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид стремится на высоком уровне исполнять порученные ему обязанности. В таких компаниях сотрудники обладают большими свободой и ответственностью, коллеги доверяют друг другу и работают сообща. Базовые предположения зачастую проистекают из основных убеждений основателя фирмы или ее топ-менеджеров. Формирование корпоративной культуры и воздействие на нее можно по праву назвать одной из самых главных задач менеджеров, так как они во многом опреде­ ляют результаты деятельности организации. Джеймс Коллинз и Джерри Поррас, авторы книги «Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies», провели исследование, цель которого состояла в сравнении 18 успешно работающих в тече­ ние длительного времени компаний и такого же числа фирм, дела которых остав­ ляли желать гораздо лучшего. Ученые пришли к выводу, что главное отличие успешной компании от «середнячка» — ее корпоративная культура, когда каж­ дый работник четко осознает цели своей организации и стремится к их дости­ жению.10 В некоторых фирмах принято четко формулировать ценности органи­ зации, излагая их в письменном виде. Например, каждый сотрудник компании PSS World Medical специализирующейся на распространении медицинских това­ ров, получает буклет «Голубая лента, или основные принципы культуры PSS». Организации с прочной и отличительной корпоративной культурой (такие, как Southwest Airlines, ContainerStore и SAS Institute) регулярно попадают в престиж­ ные списки лучших компаний журнала «Fortune». Фундаментальные ценности корпоративных культур выражаются в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: симво­ лах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой фирмы. Например, Том Лутцен- хейзер, президент специализирующейся на разработках программного обеспече­ ния софтверной компании Apexх Technology, любит город Бойсе, штат Айдахо, в котором располагается штаб-квартира компании, за недорогое жилье, удобный транспорт и возможность сплавляться на каяке по протекающей неподалеку реке. Сотрудники же ценят корпоративную культуру Арехх за то, что она поощряет индивидуальность, предоставляет им свободу и необходимые для полноценного участия в процессе труда полномочия. Культура компании отражается даже в пла­ нировке офиса: сотрудники имеют значительное личное пространство, они ра­ ботают в настоящих кабинетах с «нормальными» окнами и стенами, а не в полу­ тораметровых «клетках». «Мы ведь работаем в Apexх, а не на птицеферме», — одобрительно замечает сотрудница компании Дженнифер Бедфорд.

 

Типология корпоративных культур В процессе идентификации важных для организации культурных ценностей ме­ неджеры должны учесть внешнюю среду, а также стратегию и цели компании. В соответствии с результатами исследований существуют четыре категории, или типа, культур с «правильным» сочетанием ценностей, стратегии и внешней среды.

Соответственно мы получаем четыре типа корпоративных культур: адаптивную, ориентированную на резуль­ тат, клановую и бюрократическую. Адаптивная культура возникает в среде, требующей от организации быстрой реакции и принятия решений в ситуациях повышенного риска. В такой культуре развиваются ценности, способствующие как можно более быстрому обнаруже­ нию, интерпретации и трансляции сигналов внешней среды в новые поведенче­ ские отклики компании. Сотрудники имеют право самостоятельного принятия решений и действий сообразно своим потребностям. Высоко ценится отзывчи­ вость на пожелания потребителей. Менеджеры способствуют изменениям, сти­ мулируя и вознаграждая творчество, эксперименты, риск.

Культура, ориентированная на результат, подходит для организаций, деятель­ ность которых заключается в обслуживании известных покупателей в среде, не требующей особой гибкости и быстрых изменений. Ориентация на результат пред­ полагает такие ценности, как конкурентоспособность, личная инициатива, готов­ ность работать много и долго. «Клеем», на котором держится такая организация, является стремление к победе, к достижению заранее определенных амбициозных целей.

Клановая культура имеет внутренний фокус: основное внимание в ней уделя­ ется вовлечению работников в процесс ускоренного соответствия переменам во внешней среде. Основные ценности такой культуры — удовлетворение потребно­ стей работников, а организация в целом характеризуется заботливой, семейной атмосферой. Менеджеры приветствуют кооперацию, учитывают интересы и по­ купателей и сотрудников, предпочитают не афишировать различия в статусе.

 

Сегодня редкие компании могут похвастать стабильностью внешней среды. Требуется гибкость, поэтому большинство менед­ жеров отходят от бюрократической культуры. Каждый из рассмотренных нами типов культуры способен принести успех. Какие именно культурные ценности формируются в организации и формиру­ются ли вообще, зависит от требований среды и фокуса компании, а также от дей­ ствий менеджеров.

  1. Дайте определение международному менеджменту и назовите основные факторы международной среды.

 

Под международным менеджментом понимают управление деятельностью ком­ пании более чем в одной стране. Основные задачи менеджмента (финансы, про­ изводство, распределение товаров и услуг) изменяются незначительно, а такие основные его функции, как планирование, организация, лидерство и контроль, вообще не зависят от масштабов деятельности организации. Но международный менеджмент сопряжен с весьма высокими рисками. Например: • При переводе на испанский язык рекламный слоган «Turn It Loose» («По­ зволь себе расслабиться») американской пивоваренной компании CoorsBeer зазвучал как «Выпей “Coors” и заработай диарею». Впросак попала и другая компания, Budweiser, и тоже с испанским языком: фразу «Меньше полнит» из слогана пива «Bud Light» перевели как «Менее вкусное». • Компании McDonald’s понадобилось больше года на то, чтобы понять: для индийцев корова является священным животным. Гамбургеры компании стали пользоваться спросом только после того, как вместо говядины в них стали использовать баранину.

 

Экономическая среда есть совокупность экономических условий в стране, в которой компания осуществляет свои операции, и включает такие факторы, как уровень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продук­ тов, курсы валют, инфляцию, процентные ставки, показатели экономического роста. Экономическое развитие. Страны и регионы мира характеризуются различ­ ными уровнями экономического развития. Все страны можно разделить на две группы: развивающиеся (или слаборазвитые) и развитые. В качестве критерия отнесения страны к той или иной группе традиционно используется показатель доход на душу населения (т. е. доход, полученный страной в результате производ­ ства товаров и услуг, отнесенный к численности ее населения). К развивающимся странам, в которых этот показатель весьма невелик, относят практически все Южное полушарие (страны Африки, Азии и Южной Америки). Развитые страны в основном сосредоточены в Северном полушарии (страны Северной Америки, Европы и Япония). В настоящее время рост мировой экономики обеспечивают именно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Вос­ точной Европы. Штаб-квартиры большинства международных фирм располагаются в богатых, экономически развитых странах. Однако перспективно мыслящие организации уже сейчас вкладывают деньги в Азию, Восточную Европу и Латинскую Америку. Ожидается, например, что число пользователей Интернета в латиноамериканских странах к 2004 г. достигнет 19 млн человек (в 1998 г. — всего 4,8 млн), а объем э-коммерции увеличится до $8 млрд. Исходя из прогнозных данных компании Compaq и Dell уже предложили потребителям из стран Латинской Америки приоб­ ретать компьютеры через Интернет. Латиноамериканский рынок представляет стратегический интерес и для глобальных планов компании America Online, хотя, надо заметить, в этом регионе ее заметно опережает бразильская Universo Online International (UOI). Сегодня указанные компании идут на риск и преодолевают массу трудностей, но в будущем надеются собрать «богатый урожай» прибылей. Инфраструктура. Инфраструктура национальной экономики включает под­ держивающие экономическую деятельность материальные структуры: транспор­ тные системы (аэропорты, автомобильные и железные дороги), энергетические системы (электростанции и подстанции), системы коммуникаций (телефонные линии, радиостанции). Компании, работающие в слаборазвитых странах, долж­ ны быть готовы к низкому уровню используемых там технологий и запутанным системам связи, распределения и логистики. Но неразвитые инфраструктуры сами по себе представляют неплохие возможности для фирм — производителей соответствующего оборудования. Хорошая инфраструктура, включающая хоро­ шие дороги, тихоокеанский порт и прямое воздушное сообщение с США, делает Гвадалахару одним из предпочтительных производственных районов для компаний IBM, Hewlett-Packard, Siemens и др. Гвадалахара и прилегающие к ней области мекси­ канского штата Халиско отличаются самой высокой в мире концентрацией выпол­ няющих заказы крупных компаний производителей электроники. Фабрики имеют хорошее освещение, сверкают чистотой, щеголяют современным оборудованием, 152 Часть II. Внешняя среда менеджмента а годовая текучесть кадров не превышает 5%. Пленка для одноразовых фотоаппа­ ратов «Kodak» изготавливается в Рочестере, штат Нью-Йорк, но сами аппараты собираются и упаковываются в Мексике. Рынки ресурсов и готовых продуктов. Менеджеры оперирующей за рубежом компании обязаны оценивать спрос на предлагаемые ею товары и услуги. Если его уровень достаточно высок, компания может принять решение о начале или продолжении экспорта. Однако для осуществления прямых инвестиций необхо­ димо проанализировать доступность ресурсов (сырьетг рабочая сила). К примеру, основная проблема для ресторанов компании McDonald’s, которая продает свои гамбургеры на всех континентах, кроме Антарктиды, является закупка на месте всех необходимых компонентов, от булочек до пластиковых трубочек. В Кракове гамбургеры McDonald’s производятся на польском заводе, частично принадлежащем чикагской компании OSIIndustries, лук поставляется из Калифорнии, булочки — с производственно-распределительного центра в Подмосковье, картофель — из Германии. По возможности McDonald’s старается опираться на местных постав­ щиков. В Таиланде компания реализовала программу обучения местных ферме­ ров выращиванию картофеля сорта «Айдахо» красно-коричневого цвета, необхо­ димого для производства золотистого картофеля фри. Обменные курсы. Обменные курсы валют выражают пропорции обмена денеж­ ной единицы одной страны на валюту другой. Изменение этих курсов может серьезно сказаться на прибыльности международных операций, ежедневный объем которых ежедневно составляет (что предполагает и перевод одной валюты в другую) миллиарды долларов. Предположим, к примеру, что один американ­ ский доллар обменивается на 0,8 евро. Если цена доллара возрастет до 0,9 евро, американские товары во Франции станут более дорогими, так как на покупку каждого доллара стоимости товара придется потратить больше евро. Экспортиро­ вать товары США во Францию станет сложнее, поэтому прибыли американских производителей снизятся. Если же цена доллара, наоборот, опустится до 0,7 евро, американские товары во Франции станут дешевле, и прибыльность экспорта повысится.

  1. Дайте определение понятию «этика управления» и охарактеризуйте три области человеческого поведения.

 

Точно определить понятие «этики» достаточно сложно. В общем смысле этика — это набор моральных принципов и ценностей, управляющих поведением человека или группы людей и определяющих положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя; какие решения можно принимать, а какие нет; где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценно­ стями, а они, в свою очередь, являются частью корпоративной культуры и воз­ действуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, при­ нести пользу окружающим. Рассмотрим следующий пример. Стволовые клетки эмбриона человека были открыты в 1998 г. С точки зрения медицины за ними скрываются возможности революционно новой лечебной практики, увеличения длительности и качества жизни. Но для многих людей это еще и этическая дилемма. Дело в том, что источником стволовых клеток являются эмбрионы, уда­ ленные из чрева матери в результате аборта, так что исследователи оказались в самом центре дебатов о проблеме репродукции. В период с 1987 по 1993 г. феде­ ральное финансирование исследований в области эмбриональных клеток было под запретом, а эксперименты с этими клетками разрешили лишь недавно. Ричард Глава 5. Этика менеджмента и социальная ответственность корпорации 181 Гарр, исполнительный директор NeuralStem Biopharmaceuticals, как никто другой понимает важность таких исследований: у его сына обнаружили опухоль голов­ ного мозга. Он надеется, что стволовыми клетками можно будет заменить нейроны, погибающие при неизлечимых заболеваниях мозга. Давайте сравним роль этических принципов индивида и влияние на его поведе­ ние правовых норм (законов) и свободы выбора. Как видно из рис. 5.1, все действия человека определяются тремя системами норм. Первая — это система законов, закрепленных в документах норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными рамками (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанность платить налог на прибыль). С развитием э-бизнеса возникли и новые правовые вопросы, например о защите авторских прав. Так, служба бесплатного обмена музыкальными файлами Napster была обвинена в пиратстве. Суд постановил, что она должна прекратить распро­ странение защищенных авторскими правами материалов. Прямая противоположность этому поведению — действия индивида (органи­ зации), определяемые свободой выбора. Сюда относится поведение, о котором ничего не говорится в законах и в отношении которого человек или организация обладает полной свободой (выбор религиозного мировоззрения индивидом, вы­ бор исполнителей или тиражей компакт-дисков музыкальной компанией). Между этими двумя определяющими действия индивидов и организаций об­ ластями и лежат этические нормы. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть правила поведения, основанные на разделяемых обществом в целом принципах и ценностях. В случае свободного выбора человек подчиняется самому себе, в за­ конодательной области — букве закона. В случае же с этикой индивид должен соблюдать известные ему (или компании) нормы, за нарушение которых, впро­ чем, не предусмотрено конкретных санкций. Решение, приемлемое с этической точки зрения, является (для большей части общества) приемлемым и юридиче­ ски и морально. Упрощенное представление о том, что выбор индивида или компании диктуется исключительно законами либо свободой, чревато попаданием в неприятные ситуа­ ции. Да, индивид вправе предположить: «Что не запрещено, то этично». Но как нам представляется, в реальной жизни подобные допущения обходятся их «авторам» слишком дорого. Более целесообразно признать наличие этических норм и правил и руководствоваться ими как внутри, так и вне организации. По мере того, как сотрудники принимают этические нормы и ответственность, компания получает возможность внедрять в культуру «кодекс поведения», устраняя тем самым по­ требность в дополнительных законах и избегая проблем свободы выбора. Так как этические нормы являются неписаными правилами, вопрос об оценке какого-либо поступка зачастую вызывает непримиримые разногласия. Так назы­ ваемая этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные ре­ шения или варианты поведения из-за своих потенциально негативных моральных последствий являются нежелательными, когда трудно отличить хорошее от пло- хого, добро от зла. Человека, который принимает на себя ответственность за решение возникающих в организации этических вопросов, нередко называют агентом морали. Вот не­ сколько примеров дилемм, с которыми он может столкнуться. • Один из высших менеджеров вашей небольшой фирмы говорит вам, что ему придется на некоторое время отойти от дел для лечения СПИДа. Вы знаете, что ему положена медицинская страховка. Однако в вашей компании сло­ жилась весьма напряженная ситуация со страховым фондом, который «тре­ щит по всем швам». Недавно вы прочитали о прецеденте, когда суд поддер­ жал право работодателя изменять планы страхования и не выплачивать страховку в случаях заболевания СПИДом. Будете ли вы изучать юридиче­ ские перспективы аналогичного дела для вашей компании?

  1. Опишите четыре подхода, обеспечивающих основу для управления принятием этичных решений.

 

Критерии принятия этически сложных решений Большинство этических дилемм представляют собой конфликт между целым и его частью: организацией и индивидуумом, обществом и организацией. Например, долж­ на ли компания проводить обязательное тестирование своих работников на упо­ требление наркотиков и алкоголя, что может пойти на пользу ей, но ограничивает свободу действий индивидов? Правомерно ли экспортировать товары, не соответ­ ствующие национальным стандартам качества, в другие страны, с менее жесткими требованиями? Иногда этически сложные решения влекут за собой конфликт между двумя группами. К примеру, что важнее: загрязнение, вызываемое стоками предпри­ ятия, или рабочие места, которые оно создает, будучи крупнейшим работодателем? Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основы­ ваются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в со­ ответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию эти­ чески сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитаристский подход, индивидуалистический подход, морально-правовой под­ ход и концепция справедливости. Утилитаристский подход Основные принципы разработанного в XIX в. философами Иеремией Бентамом и Джоном Стюартом Миллем утилитаристского подхода гласят, что соответству­ ющее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каж­ дого его варианта на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...