Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы ознакомления с соц.действительностью.




Теоретические основы ознакомления дошкольников с социальной действительностью.

План: 1. Основные понятия (окружающий, природный, социальный мир, социальная действительность, социализация.)

Задачи методики.

Средства ознакомления с соц.действительностью.

Методы ознакомления с соц.действительностью.

Программы ознакомления с соц.действительностью.

1.Основные понятия:

Окружающий мир- мир, который окружает Р.: природа, люди, предметы.

В шир.см. окружающий мир- вся планета, на которой мы живем.

В уз.см.- это конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается Р.

Природный мир- живая, неживая природа.

Социальный мир- люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют в соответствии со своими потребностями.

Соц.действительность- конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Социализация(3 точки зрения):

1. процесс адаптации к окружающему миру (каждый человек приспосабливается к той соц.среде, в которой растет.)

2. Совокупность соц.процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющего функционировать в качестве полноправного члена общества.(Кон И.С.)

3. процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (Мудрик А.В.)

Социализация- двусторонний процесс. Главное различие в названных выше 3 позициях как раз и заключается, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.

Для педагога важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный соц.опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.

Факторы социализации:

1) микрофакторы (семья - традиции); 2) мезофакторы – это этнокультурные условия, исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими традициями, единой культурой и общим психологическим складом; 3) макрофакторы –государство, общество.

Т.О., на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации пед.проц.

2. Задачи методики: 2 группы

1. направленные на развитие Р:

а) формирование у детей представлений о социальном мире, о самих себе в нем;

б) воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям, явлениям, фактам в нем происходящих;

в) формирование активной позиции оптимистического мироощущения и способности к преобразованию, творчеству.

2. научно – методические, направленные на разработку пед. механизма воздействия на ребенка:

а)разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка;

б) использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности и разных форм ее организации.

 

Из истории:

Я.А.Коменский труд «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов мире и действий в жизни» воплотил свою концепцию ознакомления Р. с окружающим миром. Решая задачу приобщения Р. к миру, считал ее важной и в основ отбора знаний положил принцип энциклопедичности.

Русская педагогика. Прогрессивные деятели того времени (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др) считали, что воспитание Р. должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. Значительный акцент на введении Р. в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. В основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к соц.миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность.

Сильное влияние на русскую педагогику оказывала педагогика Запада- теории М.Монтессори, Ф. Фребеля. Они придерживались позиции ограничения соц.мира для Р. его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а так же их взаимоотношениями. Считали, что для детей дш. возраста важно познавать чувственный мир в его свойствах и качествах. Окружающий мир в широком понимании, в его сложных проявлениях не может быть доступен маленькому человеку.

В отечеств. педагогике после 1917г несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с соц. действительностью. Все они были обусловлены соц.изм. в обществе.

Содержание понятия «соц.мир» приравнивалось к понятию «общественная жизнь взрослых людей, страны». Н.К. Крупская ознакомление дш. с явлениями общественной жизни как «предпосылку для того, чтобы Р. мог позднее переварить этот материал». Она называла подобное ознакомление «правом Р. на образование».

20-30-е годы- активное вовлечение детей в общественную жизнь, посвящение во все события, которыми жил народ. В «Метод. письмах» ориентировочно определялись объем и содержание знаний об общественных явлениях.

1938 г. «Руководство для воспитателя д/с» приобщение детей к соц.действительности необходимо проводить постоянно вповседневной жизни, что оно должно быть положено в основу всей воспит.работы ДОУ.

1945 переиздано «Руководство для воспитателя д/с» в него вошел раздел «Знакомство с окружающим», подраздел «знакомство с бытом и общественной жизнью».

1953 нов. программным документом для ДОУ вводилось обязат. обучение на занятиях. Е.И.Радина предложила программу ознакомления детей с явлениями общественной жизни. 5 разделов:

- о стране;

- о многонациональности нашего гос.;

- о труде взрослых;

- о Ленине и его соратниках;

- о Советской армии.

Период с 1917 по 1984 отличался единым пониманием термина «соц.действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей.

Конец 80х – 90-е гг.тенденция поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с соц.миром.

Исследования 60-80-х гг (Лямина Г.М., Козлова С.А., В.И. Логинова и др.) показали, что дети проявляют интерес к соц.действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что у Р. в дш. возрасте появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к соц. жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности Р.

В стране изменилась полит.сит. Показателями изм. стала предложенная педагогами и психологами (Л.А.Венгер, В.А.Петровский, Л.А. Парамонова и др.) личностно- ориентированная модель воспитания.

Изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с соц. действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем гос. С др. стороны появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с соц.миром, что привело к выходу на более глобальную проблему – социализацию личности Р.

Поиск нового содержания продолжается и идет в неск. направлениях:

- нахождение новых аспектов в содержании;

- объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития;

- активизация роли самого Р. в процессе его социализации;

- взаимосвязь национального и планетарного начал личности.

Т.О. можно сказать, что проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности Р.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...