Программы ознакомления с соц.действительностью.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Теоретические основы ознакомления дошкольников с социальной действительностью. План: 1. Основные понятия (окружающий, природный, социальный мир, социальная действительность, социализация.) Задачи методики. Средства ознакомления с соц.действительностью. Методы ознакомления с соц.действительностью. Программы ознакомления с соц.действительностью. 1.Основные понятия: Окружающий мир- мир, который окружает Р.: природа, люди, предметы. В шир.см. окружающий мир- вся планета, на которой мы живем. В уз.см.- это конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается Р. Природный мир- живая, неживая природа. Социальный мир- люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют в соответствии со своими потребностями. Соц.действительность- конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества. Социализация(3 точки зрения): 1. процесс адаптации к окружающему миру (каждый человек приспосабливается к той соц.среде, в которой растет.) 2. Совокупность соц.процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющего функционировать в качестве полноправного члена общества.(Кон И.С.) 3. процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (Мудрик А.В.) Социализация- двусторонний процесс. Главное различие в названных выше 3 позициях как раз и заключается, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации. Для педагога важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный соц.опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.
Факторы социализации: 1) микрофакторы (семья - традиции); 2) мезофакторы – это этнокультурные условия, исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими традициями, единой культурой и общим психологическим складом; 3) макрофакторы –государство, общество. Т.О., на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации пед.проц. 2. Задачи методики: 2 группы 1. направленные на развитие Р: а) формирование у детей представлений о социальном мире, о самих себе в нем; б) воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям, явлениям, фактам в нем происходящих; в) формирование активной позиции оптимистического мироощущения и способности к преобразованию, творчеству. 2. научно – методические, направленные на разработку пед. механизма воздействия на ребенка: а)разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка; б) использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности и разных форм ее организации.
Из истории: Я.А.Коменский труд «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов мире и действий в жизни» воплотил свою концепцию ознакомления Р. с окружающим миром. Решая задачу приобщения Р. к миру, считал ее важной и в основ отбора знаний положил принцип энциклопедичности. Русская педагогика. Прогрессивные деятели того времени (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др) считали, что воспитание Р. должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. Значительный акцент на введении Р. в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. В основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к соц.миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность.
Сильное влияние на русскую педагогику оказывала педагогика Запада- теории М.Монтессори, Ф. Фребеля. Они придерживались позиции ограничения соц.мира для Р. его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а так же их взаимоотношениями. Считали, что для детей дш. возраста важно познавать чувственный мир в его свойствах и качествах. Окружающий мир в широком понимании, в его сложных проявлениях не может быть доступен маленькому человеку. В отечеств. педагогике после 1917г несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с соц. действительностью. Все они были обусловлены соц.изм. в обществе. Содержание понятия «соц.мир» приравнивалось к понятию «общественная жизнь взрослых людей, страны». Н.К. Крупская ознакомление дш. с явлениями общественной жизни как «предпосылку для того, чтобы Р. мог позднее переварить этот материал». Она называла подобное ознакомление «правом Р. на образование». 20-30-е годы- активное вовлечение детей в общественную жизнь, посвящение во все события, которыми жил народ. В «Метод. письмах» ориентировочно определялись объем и содержание знаний об общественных явлениях. 1938 г. «Руководство для воспитателя д/с» приобщение детей к соц.действительности необходимо проводить постоянно вповседневной жизни, что оно должно быть положено в основу всей воспит.работы ДОУ. 1945 переиздано «Руководство для воспитателя д/с» в него вошел раздел «Знакомство с окружающим», подраздел «знакомство с бытом и общественной жизнью». 1953 нов. программным документом для ДОУ вводилось обязат. обучение на занятиях. Е.И.Радина предложила программу ознакомления детей с явлениями общественной жизни. 5 разделов: - о стране; - о многонациональности нашего гос.; - о труде взрослых; - о Ленине и его соратниках; - о Советской армии.
Период с 1917 по 1984 отличался единым пониманием термина «соц.действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей. Конец 80х – 90-е гг.тенденция поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с соц.миром. Исследования 60-80-х гг (Лямина Г.М., Козлова С.А., В.И. Логинова и др.) показали, что дети проявляют интерес к соц.действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что у Р. в дш. возрасте появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к соц. жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности Р. В стране изменилась полит.сит. Показателями изм. стала предложенная педагогами и психологами (Л.А.Венгер, В.А.Петровский, Л.А. Парамонова и др.) личностно- ориентированная модель воспитания. Изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с соц. действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем гос. С др. стороны появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с соц.миром, что привело к выходу на более глобальную проблему – социализацию личности Р. Поиск нового содержания продолжается и идет в неск. направлениях: - нахождение новых аспектов в содержании; - объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития; - активизация роли самого Р. в процессе его социализации; - взаимосвязь национального и планетарного начал личности. Т.О. можно сказать, что проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности Р.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|