Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы ознакомления с соц.действительностью.




Метод как способ передачи инф. и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к С.Д. Педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами восп. и обуч.

В отеч. пед. существует несколько классиф. методов.

- методы восп. и обучения. (направлены на познание, по основным источникам передачи и

воспр. инф.(А.П.Усова, Д.О.Лордкипанидзе))

· словесные

· наглядные

· практические

 

-логика усвоения знаний (Н.А.Данилов)

· индуктивные

· дедуктивные

 

- типы познават.деятельности(Н.М.Скаткин, И.Я.Лернер)

· репродуктивные

· проблемно-игровые

· поисковые

· исследовательские

 

4 группы методов ознакомления детей с С.Д.

I. 1) методы, повышающие познавательную активность. а) элементарный анализ – в процессе такого анализа дети выясняют внешние признаки, расчленяют изучаемые явления на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез помогает представить предметы или явления в целом; в) каузальный анализ – позволяет рассматривать причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные значимые связи и отношения; в) сравнение помогает образованию ярких, конкретных представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к миру, себе и окружающим.

2) группировка и классификация по признакам

3) моделирование и конструирование – эти методы развивают мышление, воображение, готовят ребенка к восприятию карты. Необходимо сочетание словесного объяснения, практической реализацией и игровой мотивацией.

4) метод вопросов – 2 стороны: постановка вопросов детям и формирование у детей потребности задавать вопросы грамотно, четко их формулировать.

5) метод повторения – 3 формы организации: а) прямое от детей требуется умение повторить то, что они уже усвоили, повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала; б) применение знаний в сходной ситуации. Форма основана на ассициативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов. Она приводит к обобщению, способствует самостоятельному формулированию выводов; в) повторение на опосредованном уровне к ранее усвоенным знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться надо не на конкретные методы, а на сделанные ранее обобщения и выводы.

6) решение логических задач

7) экспериментирование и опыты – используются при познании живой и неживой природы, при ознакомлении с техническими устройствами.

II. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей

Игровые методы и приемы: а) создание воображаемой ситуации; б) прием придумывание сказок; в) игры-драматизации; г) сюрпризные моменты; д) новизна; е) юмор и шутки; ж) сочетание чтения с последующим рассматриванием иллюстраций; з) сочетание разнообразных средств на одном занятии; и) сочетание слушания музыки с изо деятельностью.

III. Методы и приемы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности

Виды связей: решение познавательных задач, совершенствование навыков, накопление чувственного опыта и художественных представлений, дидактические мостики, перспективное планирование, обогащение одной деятельностью через другую, перспектива направленная на последующую деятельность, беседа, опосредованное переключение детей на другую деятельность, «эффект Зейгардник» – лучше запоминается действие, которое осталось незавершенным.

IV. Методы коррекции и уточнение представлений детей о социальном мире

Работа делится на 2 блока: 1) уточнение представлений об объектах, явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка. Работа на занятии и в повседневной жизни. Методы – повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыт, повторное выполнение заданий и ситуация выбора; 2) коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностном развитии.

Программы ознакомления с соц.действительностью.

Программы ознакомления детей с социальной действительностью (Е.В.Рылеева «Открой себя» и С.А.Козлова «Я человек»)

Е.В.Рылеева «Открой себя»

Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности. Предназначена для работы с детьми 3-7 лет. Цель – развитие и индивидуализация самосознания дошкольников. 4 блока: 1) «Я сам» - индивидуализация самосознания, постижение ребенком собственной уникальности, единственности в своем роде. Темы блока: имя, внешность, семья, чувства, тело, проявления жизни, человеческое, уникальность. 2) «Социальная действительность»- решает задачу раскрытия в ребенке человеческой природы, осознания общего, сходного для всех людей. Темы блока: руки людей, прямохождение, речь, язык, сердце, 2 начала человеческой природы, среда обитания человека, мир профессий, спорт, искусство, люди и время. 3) «Мир природы» - ознакомление ребенка с явлениями окружающего мира, его законами. Темы блока: земля и космос, время, вода, суша, воздух, лики народов Земли, климат, жизнь на Земле. 4) «Я могу» - приобретение первичного навыка планирования своей деятельности и будущей жизни. Темы блока: анкетные данные, достижения, пристрастия и интересы, взгляд в будущее, трудности и способы их преодоления, самооценка возможностей.

Программа рассчитана на 4-5 лет обучения, в течение которых ребенок четырежды погружается в каждый блок. Программа охватывает следующие направления развития ребенка: речевое развитие, развитие представлений о человеке в истории и культуре, развитие естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры. В программе решается задача индивидуализации личностного развития.

 

С.А.Козлова «Я человек»

Цель – приобщение ребенка к социальному миру. Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню развития его чувств. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 4 раздела: 1) «Что я знаю о себе» - формировать у ребенка представление о своей принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли, бережно относиться к своей семье, роду, животным. Подразделы: мой организм, мои чувства, мысли, поступки, умения, семья, родословная. 2) «Кто такие взрослые» - поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности, познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых, воспитывать доброжелательное отношение к людям. Подразделы: дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают. 3) «Человек - творец» - привлечь внимание к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Подразделы: предметы рукотворного мира, человек создает технику, живая, неживая природа и человек, материалы, созданные человеком, человек-художник. 4) «Земля – наш общий дом» - воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту, формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о свое стране, воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к к жителям Земли. Подразделы: что такое земля, какие люди живут на земле, как люди заселили землю, твоя страна, твой народ. Программа содержит рекомендации родителям, педагогам и методические комплексы для знакомства с данной программой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...