Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по написанию рефератов по Отечественной истории для студентов очной и заочной форм обучения неисторических специальностей




Пояснительная записка.

Реферат (от латинского refero – сообщаю) по первоначальному смыслу представляет собой краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. В учебной практике под рефератом подразумевают внеаудиторную самостоятельную работу по рекомендуемым преподавателем темам. Цель работы над рефератом – это обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой, и последующего письменного оформления текста. Задачей реферирования является приобщение студентов к научно-исследовательской работе. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студентов работать с научной литературой и излагать имеющиеся в литературе различные концепции по заданной проблемной теме.

Разработка рефератов также преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучаемых.

I этап работы над рефератом – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению и их краткое содержание.

II этап – включает в себя подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, электронным каталогом. В библиотеках существуют систематический, предметный и алфавитный каталоги. Имеются и перечни статей по различным темам.

III этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания, осмысления темы в интересах правильного составления плана реферата.

IV этап - составление плана реферата, который включает перечень и последовательность основных разделов.

V этап – изучение литературы, выполнение необходимых записей.

VI этап – запись прочитанного. Она необходима для продуктивного использования проработанного материала при написании реферата.

Запись целесообразней вести на одной стороне листа или тетради, а обратную сторону оставить для вставок (где можно излагать и собственные мысли) при последующей проработке источников.

В контексте следует выписывать своими словами главные мысли автора, обоснования основных утверждений, отдельные аргументы.

Необходимо тщательно обработать источники, с тем, чтобы при литературном изложении рефератов не пришлось к ним возвращаться.

После того, как работа с литературой завершена, нужно проанализировать и систематизировать весь материал.

VII этап – завершающий этап работы – письменное оформление реферата. Этот этап является глубоко творческим, т.к. записи сделаны в виде набросков, фрагментов, не имеющих логической связи, стройности. Перед студентом стоит задача – из этого необработанного материала сделать обобщения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к рефератам. Данная задача решается в ходе литературного оформления работы, во время которого потребуется уточнить некоторые положения и дополнить их новыми данными.

 

 

2. Оформление рефератов.

Работа выполняется машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через полтора –два межстрочных интервала с числом строк на странице не более 30. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Шрифт 1,8 мм V – 20-25 станиц.

Текст работы следует набирать, соблюдая следующие размеры полей:

Левое – 30 мм, правое – 10 мм.,

Верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Нумерация страниц листов реферата должна начинаться с третьего листа (после титульного листа и оглавления) сверху и в центре верхнего колонтитула

Вписывать в текст работы отдельные слова допускается чернилами, пастой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должен быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской (корректором) и нанесением на том же листе исправленного рукописным способом.

3. Структура реферата.

А) Титульный лист.

Реферат должен начинаться титульным листом (см. приложение №1.).

Титульный лист должен содержать название ВУЗа – ХГУ им. Н.Ф. Катанова название кафедры - истории и политологии, название дисциплины – Отечественная история, фамилию, инициалы и академические звания преподавателя, фамилию и инициалы студента, номер группы, в которой он учится, название города, в котором находится ХГУ им. Н.Ф. Катанова – Абакан, а также год написания данной работы.

Б) Оглавление.

Оглавление должно состоять из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Основная часть состоит, как правило, из нескольких разделов, тематически тесно связанных между собой. Разделы разбиты на два или три параграфа. (Пример оглавления – в приложении 2)

В) Введение.

В введении требуется отражение в нем следующих пунктов:

1. Определение темы работы;

2. Обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

3. Определение основной цели и подчиненных ее более частных задач;

4. Обзор литературы по данной теме;

5. Определение границ исследования (хронологические или территориальные рамки).

Обзор исследовательской литературы по истории называется историографией. В реферате не требуется совершенно полная историография, достаточно изложить вкратце взгляды некоторых авторов на данную проблему.

Г) Основная часть.

В основной части требуется, чтобы все ее разделы и параграфы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В конце каждого раздела следует составлять каждый вывод из предшествующего изложения.

Д) Заключение.

В заключении необходимо суммировать все выводы, которые были сделаны студентом, а также указать направления для дальнейших исследований по данной теме.

Объем заключения должен составлять примерно 1/20 часть общего объема работы.

4. Список литературы.

Вопросам оформления списка литературы следует уделять серьезное внимание. По списку литературы, составленному студентом, можно судить, насколько автор осведомлен в разработке темы.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В этом описании должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты – данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов, после тире – название города, в котором она издана; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания, после точки – число страниц, число листов.

Пример:

1. Соловьев С.М. Обзор истории новой России. ХVII – ХVIII вв. – М.:: Наука, 1993.

2. История России в лица: биографический словарь / Под общей ред. проф. В.В. Каргалова. - М.: Русское слово, 1997.

Библиографическое описание многотомного издания, опубликованного без указания автора или имеющего 4 и более авторов, должно содержать следующую информацию: заглавие, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, повторность издания (если таковая есть), место издания, издательство, годы выпуска.

Пример:

История советского рабочего класса: В 6 т. / Сост. вступ ст. и примечания М.Е. Ворожейкина. - М., 1984 – 1989.

При описании произведении из собраний сочинений авторских сборников необходимо сообщать следующие сведения: фамилия и инициалы автора, заглавие произведения, после знака «//» (две косые черты) дается описание собрания сочинений.

Пример:

Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева //Собр. соч. в 30 т. Т. 14. - М., 1968. - С. 315 – 316.

Статью из сборника следует описывать следующим образом: после знака «//» (две косые черты) указывается заглавие сборника, листа издания, номер тома или части из многотомного сборника, страницы.

Пример:

Ефремова Н.И. Образование и правовое положение Хакасского национального уезда // Труды Томского государственного университета. Т. 216. - Томск, 1976. -

С. 3-11

Если статья взята из академического журнала, то она описывается так:

Пример:

Куницын Г.И. Самоопределение наций – история вопроса и современность // Вопросы философии. – 1989. - №5. - С. 66-87.

Существует пять способов построения списка литературы:

- Алфавитный;

- Хронологический;

- Тематический;

- По видам изданий;

- По характеру содержания.

В алфавитном списке все книги, соответственно, располагаются по месту их первой буквы в кириллице и латинице (другие алфавиты, как правило, заменяются транскрипцией на эти два). В хронологическом – по году опубликования; в тематическом – по темам глав или по рубрикам. В списке по видам изданий – сначала располагают официальные документы, потом архивные материалы, потом опубликованные первоисточники (сначала монографические, потом из периодики), потом исследовательские (также сначала монографические, потом из периодики). В списке по характеру содержания – сначала располагают общие (классические работы, потом более частные).

5. Ссылки: сноски и примечания.

В рефератах весьма ценными являются цитаты, при этом необходимо оформлять ссылки на источник цитирования. Существует 2 способа оформления ссылок: сноски и примечания.

Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и через точку – тире, - номер цитируемой страницы.

Пример:

1. Асочакова В.Н. Из истории православной церкви в Хакасско-Минусинском крае в ХVIII – I четверти ХIХ в. // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Вып. 3. Серия 3. История. Право. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. – С. 32.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во II сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

2. Там же. С. 33

Студент допускается к сдаче экзамена только после сдачи и защиты реферата.

 

Тематика рефератов.

1. Присоединение Хакасии к России (ХVII-ХVIII вв.).

2. Национально-государственное строительство в Хакасии (февраль 1917 – 1930 гг.).

3. Первые князья Киевской Руси.

4. Византия и славяне.

5. Крещение Руси.

6. Русь и Ярослав Мудрый.

7. Быт и нравы Древней Руси.

8. Ростово-Суздальская Русь.

9. «Господин Великий Новгород».

10. Ордынское владычество и его последствия для Российского государства.

11. Золотая Орда: мифы и реальность.

12. Портрет в историческом интерьере: князь Александр Невский.

13. Москва – «собирательница земель русских (XIII – XV вв.)».

14. «Государь всея Руси» Иван III: его дела и время.

15. Иван Грозный и его время.

16. Централизация Руси: альтернативы развития.

17. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив.

18. Церковный раскол в России ХVII века.

19. Формирование границ Российского государства.

20. Дипломатия Петра Первого.

21. Дворцовые перевороты в истории России.

22. Сословия российского общества в ХVIII в.

23. Европейское просвещение и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Эволюция российско – французских отношений в конце ХVIII – нач. ХIХ в.

25. Исторический портрет Павла I.

26. Исторический портрет Александра I.

27. Отечественная война 1812 г.

28. Декабристы и Сибирь.

29. Духовная жизнь российского общества в 30-40–е годы ХIХ в.

30. Крымская война и ее итоги.

31. Анархия в России.

32. Консервативная идеология России.

33. Либеральные реформы Александра II.

34. Крестьянская реформа Александра III.

35. Исторический портрет Александра III.

36. Программа модернизации России С.Ю. Витте.

37. Реформы П.А. Столыпина и модернизация России.

38. Николай II – последний русский император и время его правления.

39. Русско- японская война 1904 – 1905 гг.

40. Власть и общество в 1905-1907 гг.

41. Первая мировая война и русское общество.

42. Свержение царизма и судьба династии Романовых.

43. Российская революция: причины, достижения и издержки.

44. Политические партии России начала ХХ века.

45. Гражданская война в России: «белое» и «красное» движение.

46. Политический портрет Л.Д. Троцкого.

47. Политический портрет Н.И. Бухарина.

48. Первая волна российской эмиграции.

49. Политика военного коммунизма: идеология и исход.

50. НЭП в истории СССР.

51. Промышленная модернизация в тоталитарном исполнении в СССР.

52. Коллективизация в СССР 70-х ХХ века.

53. Формирование системы ГУЛАГ в 1920-1930-е гг.

54. Русская православная церковь в 1930-е гг.

55. Репрессии 1930-х гг. в Хакасии.

56. Международные отношения СССР накануне второй мировой войны.

57. Выдающиеся военные начальники Великой Отечественной войны.

58. Советская культура в годы войны.

59. Политический портрет И.В. Сталина.

60. «Оттепель» в СССР: причины и последствия.

61. Политический портрет Н.С. Хрущева.

62. Социально-экономическое развитие СССР в 1960-80-е гг.

63. Политический портрет Л.И. Брежнева.

64. Диссидентское движение в 70-80 гг. ХХ века.

65. Политический портрет М.С. Горбачева.

66. М.С. Горбачев и концепция нового политического мышления.

67. Российская Федерация: становление новой государственности (1991-2000 гг.).

68. Политический портрет Б.Н. Ельцина.

69. Политический портрет В.В. Путина.

70. Современная Россия: этнические проблемы и процессы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...