Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Печатается в авторской редакции




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

 

Омск

ОГИС

 

 


УДК 378

ББК 74.58

А 72

 

Рецензент

канд. техн. наук, доцент Е. Ю. Долгова

 

 

Ответственный за выпуск

канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой ССиЭК Л. В. Антонина

 

 

Антонина, Л. В.

А 72 Методические рекомендации по оформлению письменных работ студентов / Л. В. Антонина, О. А. Денежкина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. – 40 с.

 

 

Методические рекомендации содержат основные сведения об учебной документации студентов, а также требования к её оформлению в соответствии с рекомендациями нормативных документов и положениями ЕСКД.

Предназначены для студентов специальности 100101 Сервис специализации «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ» дневной и заочной форм обучения.

Данные методические указания подготовили: Антонина Л. В. – введение, разделы 1, 2, 4, приложения; Денежкина О. А. – разделы 3, 4.

 

Печатается в авторской редакции

 

УДК 378

ББК 74.58

 

Утверждено НМС специальности 100101 «Сервис» Протокол № 4 от 02.11.2009 г. ã Омский государственный институт сервиса, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………  
1 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ…….......  
2 СТРУКТУРА ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ….………………...  
3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА  
3.1 Общие требования к изложению текста……………………………  
3.2 Деление текста и оформление заголовков………………………….  
3.3 Оформление перечислений………………………………………….  
3.4 Оформление таблиц………………………………………………….  
3.5 Оформление формул…………………………………………………  
3.6 Оформление ссылок………………………………………………….  
3.7 Оформление сносок………………………………………………….  
3.8 Оформление примечаний и примеров……………………………...  
3.9 Использование сокращений…………………………………………  
3.10 Условные обозначения, изображения и знаки……………………  
3.11 Единицы величин и числовые значения…………………………..  
3.12 Нумерация страниц текстового документа……………………….  
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ………………………………………………..................  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...  
Приложение А. Форма титульного листа текстового документа…….  
Приложение Б. Форма задания на курсовую работу (проект)………..  
Приложение В. Пример оформления текстового документа ………...  
Приложение Г. Примеры библиографических описаний…………….  
Приложение Д. Образец штампа для графических материалов……...  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В период своего обучения в стенах высшего образовательного учреждения студенту приходится выполнять множество отчетов по результатам самостоятельной работы в виде рефератов, курсовых работ и проектов, отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ. Дисциплина, по которой выполняется работа, тема и содержание могут быть самыми разнообразными, впрочем, как и форма представления, а также защиты этой работы. На каждой кафедре разработаны и рекомендованы к использованию методические указания к выполнению того или иного вида самостоятельной работы студента. Отчеты по различным видам работ могут быть представлены в виде текстовых документов, графических материалов, презентаций и т. д. Это зависит от установленных требований кафедры и преподавателей, принимающих отчет. Но есть общие требования к текстовым и графическим документам, которые регламентируются национальными и межгосударственными стандартами и призваны вносить четкость, ясность в документ, единообразие структуры и структурных элементов.

Данные методические рекомендации разработаны на основе положений ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 2.106-96 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы» и содержат ссылки на ряд других нормативных документов, с которыми студенты могут ознакомиться самостоятельно.

Настоящие методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, начиная с первого курса. Представленный в пособии материал, приложения, примеры позволят студентам самостоятельно оформить любой отчет, пояснительную записку к курсовой работе или проекту, выпускной квалификационной работе. Методические указания рекомендуются для студентов специальности «Сервис» специализации «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ», но могут быть полезны и студентам других специализаций и специальностей при выполнении письменных работ по дисциплинам кафедры стандартизации, сертификации и экспертизы качества Омского государственного института сервиса.

 

1 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

К учебной документации, оформляемой студентами высших учебных заведений, относятся такие виды письменных отчетов по результатам их самостоятельной работы, как рефераты, контрольные и курсовые работы, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы (дипломные работы и проекты).

Написание реферата – вид самостоятельной работы студента, который заключается в изучении литературы по заданной теме, научной проблемы и т.п. и краткое изложение в письменном виде полученных результатов научных исследований, аналитического (или литературного) обзора. Зачастую рефераты пишутся по гуманитарным наукам, где требуется изучить множество учебников, статей, монографий, пособий по данной теме, проанализировать их и только затем изложить на бумаге основные мысли и выводы. При написании реферата работают с несколькими литературными источниками, поэтому необходимо сразу составлять список используемой литературы, а в тексте реферата указывать ссылки на неё. Цитаты из книг, статей, учебников должны быть взяты в кавычки. Аналогично поступают, готовя письменный доклад. Объем реферата или письменного доклада может быть различным в зависимости от темы, а также требований преподавателя и кафедры. В основном объем реферата не должен превышать 20 страниц печатного текста, но могут быть исключения.

Рефератом также называют краткое изложение одного документа, печатного издания или неопубликованной работы (от 500 до 2500 знаков). По реферату (аннотации) можно быстро определить, нужно ли изучать данный источник информации в полном объеме или к рассматриваемой проблеме он не относится. О реферате, как о структурном элементе текстового документа, будет изложено в разделе 2 данных методических рекомендаций.

Одним из видов самостоятельной работы студента (в большей степени это относится к студентам, обучающимся по заочной форме) является выполнение контрольной работы. Письменная контрольная работа выполняется на определенную тему по конкретной дисциплине в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины и является формой контроля знаний студента, наряду с зачетом или экзаменом. Контрольная работа выполняется, как правило, после изучения всего курса и служит для закрепления и углубления знаний студента, подтверждения его умения пользоваться специальной литературой. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться методическими указаниями, рекомендуемыми кафедрой, изданными в печатном виде или размещенными на образовательном портале Омского государственного института сервиса в разделе, соответствующем специализации студента и дисциплины.

Курсовая работа – неотъемлемая часть учебного процесса на любой специальности. Курсовая работа – это самостоятельное, творческое решение какой-либо задачи прикладного или научно-исследовательского характера. За период обучения студентом может быть выполнено несколько курсовых работ по разным дисциплинам, в зависимости от требований учебного плана специальности и специализации. Выполнение курсовой работы базируется на знании теоретического материала данной дисциплины, специальной литературы, нормативной и технической документации. Студент в рамках курсовой работы должен не только выполнить задание, оформить результаты, но и проанализировать их, дать рекомендации по их использованию и совершенствованию. В связи с этим, курсовые работы выполняются, как правило, не ранее, чем со второго курса обучения. Тематика курсовой работы по дисциплине, а также методические указания к её выполнению разрабатываются преподавателями кафедры, за которой закреплена данная дисциплина. Так, например, учебным планом специализации «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ» предусмотрено выполнение трех курсовых работ по дисциплинам: «Материаловедение», «Технологические процессы в сервисе» и «Особенности обеспечения качества объектов сервиса». Требования к курсовой работе, к поставленным в ней задачам, намного выше и серьёзнее, чем к контрольной работе или написанию реферата; оценивается курсовая работа не только по результатам выполненного задания и оформленной пояснительной записки (а если требуется, то и графического материала), но и защиты студентом своих идей и выводов. Общий объем курсовой работы, как правило, составляет 25-30 страниц печатного текста, оформленного в соответствии с предъявляемыми ниже требованиями.

Курсовой проект – следующая, более сложная ступень в иерархии самостоятельной работы студентов. Как правило, выполняются проекты на старших курсах (четвертый, пятый или шестой). Курсовой проект предусматривает разработку студентом какого-либо проектного решения на базе имеющихся теоретических знаний и практических навыков, при этом используются знания по ряду предшествующих (обеспечивающих) дисциплин. Очень часто курсовые проекты ложатся в основу выпускных квалификационных работ. При выполнении проектов определенной тематики студентами могут широко применяться системы автоматизированного проектирования. Также как и курсовые работы, курсовые проекты выполняются в соответствии с утвержденным графиком, а оцениваются по результатам защиты и предоставлением пояснительной записки и графического материала. Общий объем пояснительной записки курсового проекта обычно составляет от 30 до 40 страниц печатного текста.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является последней и самой серьёзной самостоятельной работой студента. На её выполнение в соответствии с графиком учебного процесса отводится несколько месяцев, но, как правило, работа по теме ВКР начинается задолго до официального графика. Тематика работ может носить как прикладной, так и научно-инновационный характер, причем студент сам выбирает тему по согласованию со своим руководителем, в зависимости от своих знаний, умений, наклонностей. Выпускная квалификационная работа состоит из пояснительной записки и графической части. В некоторых случаях в зависимости от темы ВКР и её содержания графическая часть заменяется презентацией или другими видами наглядной информации. Общий объем пояснительной записки ВКР составляет 90-100 страниц печатного текста (без приложений), графическая часть может содержать до 10 листов стандартного формата. В соответствии с установленными в ОГИС требованиями, студенты обязаны сдать в архив подлинник своей дипломной работы (или проекта) и электронную версию на лазерном диске типа CD-R. Более подробная информация о тематике и содержании ВКР находится в методических рекомендациях по выполнению выпускных квалификационных работ.

 

2 СТРУКТУРА ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Любые виды письменных работ студентов, представляющие собой текстовые документы или графические материалы должны оформляться в соответствии требованиями, установленными в ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.106 и другой нормативной документации. Тексты реферата, пояснительной записки курсовой работы или проекта, выпускной квалификационной работы должны иметь единую структуру.

Структурными элементами текстовой документации являются:

− титульный лист;

− задание на работу (проект);

− реферат;

− содержание;

− введение;

− основная часть;

− заключение;

− список литературы;

− приложения.

Титульный лист любой письменной работы содержит информацию о виде работы, дисциплине, по которой она выполняется, теме и др. Образцы титульных листов реферата, курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы приведены в приложении А.

Задание – вторая страница письменной работы. Задание на работу (проект) выдается кафедрой, на которой читается дисциплина. Для реферата или контрольной работы лист задания, как правило, не оформляется. Пример задания представлен в приложении Б.

Реферат или аннотация отражает основное содержание текстового документа. В нем должны излагаться краткие сведения о выполненной работе (проекте). Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойст­венные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических оборотов.

Реферат (аннотация) состоит из текста аннотации и сведений об объеме текстового документа, в т. ч. о количестве рисунков и таблиц, и объеме графической части. Средний объем аннотации – 500 печатных знаков. Текст аннотации включает в себя:

− основную часть, раскрывающую сущность и содержащую конкретные сведения о выполненной работе;

− краткие выводы об особенностях, эффективности, возможности и области применения результатов выполненной работы.

В реферате должны быть представлены ключевые слова, отражаю-щие суть работы. Ключевые слова обычно выделяют из основного текста курсивом.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

Заглавием должно быть слово «Содержание», написанное, на отдельной строке.

Введение должно кратко характеризовать тему работы (проекта) и ее (его) цель. Во введении должны быть доказаны актуальность и новизна темы.

Заглавием должно быть слово «Введение», написанное на отдельной строке. В зависимости от вида учебной документации, дисциплины и темы работы объем введения должен составлять 1-2 страницы печатного текста.

Основная часть текстового документа должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы в соответствии с темой и методическими указаниями по курсовым работам, проектам и выпускной квалификационной работе.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта (работы) или отдельных его (ее) этапов, оценку полноты решений поставленных задач, оценку эффективности внедрения предложенных мероприятий. Здесь могут быть намечены пути и цель дальнейшей работы.

Заглавием должно быть слово «Заключение», написанное на отдельной строке.

Список литературы

В текстовых документах в основном тексте приводятся сведения о порядковом номере литературного источника из списка, называемого «Список литературы» и помещаемого в конце пояснительной записки.

Список формируется в порядке использования литературы в пояснительной записке, начиная с введения.

В список литературы включают только те источники, на которые имеются ссылки в тексте (см. 3.6.6).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...