Описание видов произведений, преимущественно используемых в деятельности ОАО «ржд».
4.1. Произведения научной литературы - это такие произведения, содержание которых относится к каким-либо техническим, естественным или общественным наукам. Собственно научные результаты, образующие содержание произведения научной литературы, юридического значения с позиций охраны авторского права не имеют. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, посредством которой оно выражается. В произведении научной литературы элементами формы являются язык, последовательность изложения, логические цепочки и т.п., а элементами содержания являются научные идеи, результаты, факты, гипотезы и т.п. В художественных произведениях содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных сюжетов) составляют нерасторжимое единство. Например, пересказ своими словами фильма или иного произведения фактически уничтожает художественное произведение. В произведениях науки ситуация иная. Наука исследует и систематизирует объективные знания о действительности. В научных произведениях основной смысл приходится на содержание, на те научные результаты и идеи, которые выражены в произведении. При этом форма выражения мысли имеет существенное значение. Однако при изменении формы научного произведения это произведение не уничтожается, оно сохраняет свою ценность. Таким образом, в научном произведении важно не только и не столько как это сказано, но и что именно сказано. Произведениями науки, используемыми в деятельности ОАО «РЖД», в частности, являются научные статьи, монографии по тематике железнодорожного транспорта, чертежи, схемы, научное кино, научные фотографии.
В определенном смысле произведением литературы может считаться и слога н, т.е. рекламный лозунг, девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи[1]. Особенно, если используемый ОАО «РЖД» слоган выражен в стихотворной форме. Тем не менее, для коротких слоганов рекомендуется приобретение дополнительной защиты в виде товарных знаков и знаков обслуживания в отношении тех товаров или услуг, для продвижения которых планируется использовать слоган.
4.2. Сложные объекты Сложный объект состоит из нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, при этом он представляет собой единый неделимый объект, хотя некоторые его отдельные части (результаты интеллектуальной деятельности) могут использоваться самостоятельно. В составе сложного объекта присутствует более двух результатов интеллектуальной деятельности. Музыкальное произведение с текстом или книга с иллюстрациями сложными объектами не являются: соединяемые в них произведения могут использоваться самостоятельно, поскольку они не создают единой формы, обусловливающей необходимую степень взаимодействия ее частей. К сложным объектам согласно пункту 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ отнесены четыре вида произведений: 1) аудиовизуальные произведения; 2) театрально-зрелищные представления; 3) мультимедийные продукты; 4) единые технологии. Учитывая специфику деятельности ОАО «РЖД» в настоящих Рекомендациях подробно освещены только два вида сложных объектов: аудиовизуальные произведения и мультимедийные продукты. 4.2.1. Аудиовизуальные произведения представляют собой особую разновидность объектов авторских прав, которые выделены законодателем в отдельную категорию. В соответствии с легальным определением, закрепленным в пункте 1 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации, аудиовизуальным является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Авторами аудиовизуального произведения являются: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Наиболее распространенные виды аудиовизуальных произведений (кино- и видеофильмы), предназначенные для массового распространения, продажи и проката, подлежат регистрации в Государственном регистре кино- и видеофильмов, на них выдаются прокатные удостоверения единого образца с указанием наименования, страны-изготовителя, киностудии, года выпуска, жанра, авторов. Функции по государственной регистрации фильмов с выдачей прокатного удостоверения единого образца осуществляет Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура). В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 252 от 28 апреля 2006 г. тиражирование таких фильмов без предоставления заверенной копии прокатного удостоверения является незаконным. Регистрация кино- и видеофильмов имеет целью фиксировать появление на территории РФ аудиовизуального произведения отечественного, совместного или зарубежного производства, обладающего определенными характеристиками. Государственная регистрация фильмов также предназначена для присвоения рекомендаций по возрастным ограничениям зрительской аудитории в зависимости от содержания фильма и направлена на защиту потребителей аудиовизуальной продукции.
Однако авторские права на аудиовизуальное произведение возникают в силу его создания, а не по причине его государственной регистрации. Соответственно, для возникновения исключительных прав на видеоролики, аудиоролики, изготовленные для ОАО «РЖД» в рекламных, учебно-информационных и иных целях, не требуется формализованной регистрационной процедуры. Аудиовизуальное произведение является сложным объектом, и данное обстоятельство подразумевает особый порядок его использования. Понятие сложного объекта означает, что он включает в свой состав одновременно несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
Если музыкальное произведение, которое было использовано в аудиовизуальном произведении, исполняется публично, либо сообщается в эфир или по кабелю, композитор сохраняет право на получение вознаграждения за вышеуказанные виды использования его музыкального произведения. Кроме того, лицо, организовавшее создание аудиовизуального произведения, т.е. продюсер, приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав данного сложного объекта, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии с законодательством Российской Федерации если продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (в данном случае – в аудиовизуальное произведение), то договор о приобретении такого права считается договором об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иного. Если же стороны договорились о заключении лицензионного договора, предусматривающего использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, то такой лицензионный договор заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
Любые условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны. В процессе использования аудиовизуального произведения, равно как и любого другого сложного объекта, лицо, организовавшее его создание, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Авторы результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав сложного объекта, сохраняют за собой право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат. У артистов-исполнителей, внесших свой творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, возникают две группы прав на результаты их творческой деятельности: личные неимущественные и имущественные (исключительные) права. Заключение договора между продюсером и исполнителем влечет за собой предоставление исполнителем практически всех исключительных прав. В соответствии с пунктом 4 статьи 1317 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Однако согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре. Речь идет, например, об использовании изображения исполнителя, представляющего собой отдельный кадр из аудиовизуального произведения, на календарях, буклетах, иной сувенирной продукции либо об использовании отдельных реплик из аудиовизуального произведения, озвученных голосом исполнителя, в рекламных роликах. Договором между продюсером и исполнителем должно быть четко установлено, может ли исполнитель в дальнейшем самостоятельно осуществлять описанное выше использование. Договор между исполнителем и продюсером может быть трудовым или гражданско-правовым. 4.2.2. Мультимедийные продукты так же, как и аудиовизуальные произведения, являются сложными объектами, сочетающими в себе признаки программного обеспечения, аудиовизуальных, литературных произведений и баз данных. Примерами мультимедийных продуктов, используемых в деятельности ОАО «РЖД», являются мультимедийные обучающие программы, мультимедиареклама, размещенные в Интернете мультимедийные атласы территорий (включающие карты, схемы, планы, фотографии, тексты, звуковое сопровождение и пр.), онлайн-издания (газеты, радио, телевидение), различные энциклопедии, существующие на веб-сайтах и использующие фонограммы, изображения; интернет-сайт, интерактивные презентации; 3D, DVD, CD, флэш, мультимедиа презентации.
Передовые технологии позволяют интегрировать в мультимедийные продукты самые различные форматы: музыку, видео, графику, анимацию, фото, добиваясь тем самым реалистичности и эффектности изображения. Изложенные выше положения, относящиеся к правам лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения как сложного продукта, в полной мере относятся и к мультимедийным продуктам.
4.3. Фотографические произведения охраняются авторским правом независимо от предмета и назначения. В правовой доктрине существует мнение о том, что слайдфильмы и диафильмы также представляют собой, по сути, фотографические произведения, поскольку отличаются от иных аудиовизуальных произведений тем, что содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно, и, следовательно, эти произведения могут охраняться авторским правом, как фотографические. Авторское право на фотографическое произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на фотоснимок сама по себе не влечет передачи авторских прав на это произведение. Публиковать фотографии, не получив на то согласия автора, является недопустимым, с точки зрения действующего законодательства. Предметом фотографического искусства могут быть пейзажи, натюрморты, групповые портреты и другое. В случае, если на фотографии изображен гражданин, то использование фотографии допускается только с согласия этого гражданина. После смерти изображение гражданина может использоваться только с согласия его детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Таким образом, для использования портретной фотографии необходимо: а) согласие автора-фотографа; б) согласие лица, изображенного на фотографии. Исключение составляют случаи, когда: - гражданин позировал за плату; - изображение гражданина получено при съемке, которая проводилась в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях; съездах; конференциях; концертах; спортивных и зрелищных мероприятиях и т.п.), кроме случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; - произведение фотографического искусства воспроизводится и распространяется в государственных, общественных или иных публичных интересах, например, публикация с целью информирования общества о человеке.
4.4. Произведения графического дизайна 4.4.1. Логотипы - оригинальные шрифтовые композиции, используемые вместе со значком-эмблемой. Как правило, логотип кладется в основу фирменного стиля компании и служит средством индивидуализации производимых компанией товаров, работ, услуг. Логотипы являются произведениями дизайна, но после приобретения исключительных прав на создаваемый по заказу ОАО «РЖД» логотип рекомендуется получить для него дополнительную правовую охрану в качестве товарного знака и (или) знака обслуживания. Регистрация товарного знака будет более эффективной защитой, в случае попытки имитации принадлежащего ОАО «РЖД» логотипа. 4.4.2. Рисунки, любые плакаты, буклеты, визитки, флаеры, стикеры и т.п. трехмерная графика (дизайн-макеты, 3D-модели), если они являются оригинальными, созданы творческим трудом физического лица или группы лиц, являются объектами авторских прав и должны учитываться в этом качестве как нематериальные активы ОАО «РЖД». 4.4.3. Чертежи - это документы, содержащие контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом. В соответствии с действующим законодательством чертежи подпадают под правовую охрану авторским правом. В современных условиях ОАО «РЖД», главным образом, использует чертежи в электронном виде, так называемые векторные чертежи. Однако векторизация чертежа не порочит его охраноспособности. Векторные чертежи являются объектами охраны авторским правом.
4.5. Программы для ЭВМ и базы данных 4.5.1. Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Программы для ЭВМ подпадают под сферу авторского права и охраняются так же, как литературные произведения. 4.5.2. База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Базы данных относятся к категории составных произведений, представляющих собой результат творческого труда по подбору и расположению материалов. В Российской Федерации базы данных охраняются посредством института смежных прав. Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Законодательно установлено, что при отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Изготовитель базы данных может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом. Без разрешения правообладателя исключительного права на базу данных никто не праве извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее копирование. Причем под извлечением материалов закон понимает перенос всей базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме. Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях, в объеме оправданном указанными целями, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и иных лиц. При этом использование материалов, извлеченных из базы данных способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены. 4.5.3. По желанию правообладателя возможна государственная регистрация программ для ЭВМ или баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, однако такая регистрация не носит обязательного характера. После государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных договоры об отчуждении исключительного права и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
Авторскими правами на произведения науки, литературы и искусства называется следующая совокупность интеллектуальных прав: 1. исключительное право; 2. личные неимущественные права; 3. иные права. Все вышеперечисленные права возникают с момента создания произведения, никаких формальностей и регистрационных процедур для их закрепления не требуется. 5.1. Исключительное право носит имущественный характер. Первоначально данное право возникает у автора (авторов) произведения, однако впоследствии оно может быть передано автором по договору либо перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Правообладатель исключительного права на произведение вправе использовать произведение по своему усмотрению. В частности, использование произведения подразумевает возможность использования произведения в целом, либо его отдельных элементов, частей. Причем практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, организационное или иное решение, не является использованием произведения, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Например, в авторской статье на тему организации и проведения общекорпоративных мероприятий ОАО «РЖД» могут быть сформулированы определенные принципы и (или) правила проведения подобных мероприятий. Воспроизведение данной статьи, ее доведение до всеобщего сведения следует рассматривать в качестве использования произведения. В то же время проведение реального корпоративного мероприятия в соответствии с принципами и правилами, изложенными в статье, не будет расцениваться как использование указанного произведения. Примерные способы использования произведения перечислены в пункте 2 статьи 270 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляра произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир произведения; 8) сообщение по кабелю произведения; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности может быть предметом сделок, переходить по наследству или в результате реорганизации юридического лица. Исключительное право может быть предметом залога. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на произведение любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом. Гражданский кодекс Российской Федерации упоминает два вида распоряжения исключительным правом на произведение науки, литературы и искусства: отчуждение исключительного права по договору другому лицу; предоставление другому лицу права использования произведения (лицензионный договор). Действующим законодательством предусмотрены два вида обременения исключительного права: лицензия (предоставление другому лицу права использования) и залог исключительного права. Если правообладателей несколько, то распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется ими совместно. 5.2. Личные неимущественные права · Право авторства · Право автора на имя · Право на неприкосновенность произведения · Право на обнародование · Право на отзыв 5.2.1 Право авторства – это право признаваться автором произведения, неотчуждаемое и непередаваемое право, принадлежащее только лицу, создавшему своим творческим трудом произведение. Охрана данного права осуществляется даже после смерти автора. 5.2.2. Право автора на имя подразумевает право использовать или разрешать использование произведения под своим собственным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) либо без указания имени, т.е. анонимно. Реализация данного права состоит в том, что автор свободен в способе указания своего имени, в том числе для разных произведений. Например, встречаются ситуации, когда одно и то же лицо ряд своих произведений подписывает псевдонимом, для других произведений использует свое подлинное имя, а некоторые его произведения вообще используются без указания имени. Право на имя является неотчуждаемым и непередаваемым, поэтому договоры, по которым автор уступает право на свой псевдоним другому лицу, являются ничтожными. Так же, как и право авторства, право на имя является неотчуждаемым и непередаваемым, охраняется бессрочно, в том числе после смерти автора. Если произведение создано в соавторстве, порядок указания имен авторов определяется соглашением между ними. Ввиду того, что автор вправе разрешить использование созданного им произведения без указания своего имени (анонимно), ОАО «РЖД» должно при заключении договора об отчуждении автором исключительного права на произведение оговорить данный вопрос с автором и при необходимости предусмотреть в условиях договора разрешение на анонимное использование произведения. 5.2.3. Право на неприкосновенность произведения означает недопустимость внесения в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием и послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями без согласия на то авторов произведения. Это неотчуждаемое и непередаваемое право, которое после смерти автора возникает в ограниченном виде у обладателя исключительного права на произведение. В отношении проектов официальных документов, символов и знаков право на неприкосновенность произведения действует в ограниченном виде. В соответствующий проект могут вноситься изменения и дополнения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа и/ или разработку официального символа либо знака. 5.2.4. Право на обнародование означает право автора осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование нужно отличать от опубликования произведения, которое означает выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Обнародование произведения не всегда совпадает с опубликованием. Тем не менее, в ряде случаев эти понятия пересекаются, например, если произведение впервые становится доступным, если автор дал согласие на выпуск в обращение экземпляров с данным произведением. В соответствии с презумпцией, закрепленной в пункте 2 статьи 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации, автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Право на обнародование возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. 5.2.5. Право на отзыв – это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Закон требует, чтобы автор при этом возместил лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. В таком случае автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Данное право имеет исключения, поскольку не применяется к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект. 5.3. Иные права · Право доступа · Право следования · Право композитора на получение вознаграждения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения · Право на вознаграждение автора служебного произведения · Право на вознаграждение за домашнее копирование 5.3.1. Право доступа означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Правом доступа также наделены авторы произведений архитектуры, которые вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором между ними не предусмотрено иное. 5.3.2. Правом следования пользуются авторы произведений изобразительного искусства, литературных и музыкальных произведений. В случае отчуждения автором оригиналов произведений (картин, авторских рукописей (автографов)) при каждой последующей публичной перепродаже оригинала произведения, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор или его наследники (после смерти автора) имеют право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. 5.3.3. Право композитора на получение вознаграждения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения на практике обычно реализуется через организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами. 5.3.4. Право на вознаграждение возникает у автора служебного произведения в силу закона, который, в свою очередь, для возникновения данного права требует совокупности следующих юридических фактов: - заключения трудового договора между автором и работодателем; - наличия служебного задания в рамках трудового договора; - создания произведения в порядке исполнения вышеуказанного служебного задания; - альтернативно: а) использования произведения; б) передачи исключительного права на произведение; в) сохранения в тайне произведения работодателем в течение трех лет с момента поступления произведения в распоряжение работодателя. На основании абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение переходит к автору. Если же, наоборот, работодатель в вышеуказанный трехлетний срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право на него другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, если работодатель принял решение о сохранении произведения в тайне и по той причине не начал использование этого произведения в указанный срок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|