Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как проблема «музей и школа» решается за рубежом




Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечивается поддержкой их контактов со стороны государственных структур. В качестве примеров можно привести следующие.

В США в 1969 г. в так называемом «Докладе Бельмонта» Американской ассоциации музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный комитет по образованию принял национальную программу «Музей и образование» (Кузьмина Е.Е., 1990, с. 5). Музеи получили официальный статус образовательного учреждения. В 1994 г., после публикации доклада о проблемах гуманитарного образования «Нация на грани риска», принимаются Национальные стандарты преподавания художествен ных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею (Столяров Б.А., 1999, с. 85-90, 199-222).

В 1971 г. в Италии под председательством президента республики прошел конгресс «Музей как социальный эксперимент», который принял общегосударственную программу «Музей и образование». В середине 1980-х гг. в школах Англии были введены новые учебные программы, пафосом которых стало возрастание роли источников по сравнению с ролью учебников, что потребовало пересмотра традиционных контактов музея и школы, в частности - введения обязательного «музейного дня» (Музеи и новые учебные программы в системе среднего образования Англии, 1988).

Таким образом, создание системы «музей - школа» является в некоторых странах предметом государственной заботы. Принятые здесь программы делают посещение музея естественной частью учебного процесса. Но официальная поддержка и самые лучшие программы не дали бы ощутимого результата, если бы не активная пози

ция самого музея, стремящегося наладить партнерские отношения с учительством.

Специфика решения музейно-педагогических задач в зарубежных музеях состоит в апелляции к учителю, в расчете на которого в значительной мере работает музейный педагог. Главная функция сотрудника отдела образования (как их именуют в США или Англии) или музейной педагогики (как они называются в Германии) заключается не в проведении занятий для учащихся, как в наших музеях. Акцент делается на подготовку различного рода вспомогательных материалов (пособий для учителей, «листков активности» или «рабочих тетрадей» для учащихся, специализированных путеводителей, музейных газет и журналов, каталогов, слайдов, видеопрограмм, брошюр о музейных программах, календарей музейных событий и пр.), обеспечивающих включение музея в образовательный процесс школы и работу на экспозиции самого учителя. Интересно, что одной из первых акций музеев Англии после введения новых учебных программ стало проведение анкетного опроса «Помогите нам помочь вам». Эти слова могли бы стать девизом той работы, которую проводят многие зарубежные музеи в отношении учителя.

Подчеркнув это основное различие между зарубежными и отечественными музеями, рассмотрим конкретные формы обращения музея к учителю. Сошлемся на опыт США, страны, известной своими глубокими музейно-педагогическим традициями, основанными на идее необходимости консолидации усилий музея и школы в деле образования подрастающего поколения. Этот опыт был проанализи рован З.А. Бонами (1997) и Н.Г. Макаровой (Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы, ч. 1: Теоретические материалы, с. 7-14). Отмечая разнообразие форм работы американских музеев с учителями, авторы выделяют наиболее специфические для США, которые весьма актуальны с точки зрения развития взаимоотношений музея и школы в нашей стране:

- большое распространение там получили так называемые учительские мастерские. В зависимости от конкретной цели они могут принимать вид установочных лекций, помогающих учителю самостоятельно проводить занятия в музее, или долгосрочных курсов, когда «учителя работают в фондах и лабораториях музея, обогащая собственные знания по той или иной проблеме и одновременно обу

чаясь интегрировать музейный материал в школьные учебные курсы» (там же, с. 10);

- в ряде музеев организуются зачетные курсы, по окончанию которых учителя получают более высокий квалификационный разряд, а, следовательно, надбавку к зарплате;

- существуют программы, специально направленные на подготовку учителей-лидеров, которые в дальнейшем становятся проводниками идей музейного образования в своем педагогическом сообществе;

- учителя имеют право на годичную стажировку в музее, поскольку каждый 7-ой год работы в школе они могут использовать для самообразования;

- практикуется организация для учителей летних курсов и летних институтов (часто совместно с университетами и колледжами), ибо музеи стараются активно использовать каникулярное время;

- широко распространено создание совместных проектов развивающего типа, которые разрабатываются музейным педагогом вместе с учителем, а затем внедряются в школьную практику как обязательный компонент того или иного учебного предмета. Подготовка этих проектов включает в себя: курсы для учителей, подготовку печатных материалов для учителя и учащихся, подбор предметов, которые предоставляются учителю для использования в школе или в музее. Совместные проекты могут реализовываться в специальных музейных помещениях, где «учителям и учащимся доверяется использовать коллекции и ресурсы музея в качестве основного материала для учебного занятия» (там же, с. 8). Подобные совместные программы материально поддерживаются департаментами образования, которые выделяют для них специальные средства (гранты);

- особую роль в установлении контактов музея и школы играют существующие во многих американских музеях информационно -методические центры. Они выполняют комплекс задач - от обеспечения учителя информационной и вспомогательной литературой до предоставления в аренду тематически подобранных материалов из коллекций музея, организованных по типу «музея в чемодане».

Благодаря столь интенсивной деятельности музеи США, по утверждению Н.Г. Макаровой, смогли «стать катализаторами и идеальными агентами позитивных изменений в образовательной системе» (там же, с. 9). И с этим нельзя не согласиться.

От ретроспективного анализа взаимодействия музея и школы в нашей стране и за рубежом перейдем к рассмотрению того, как работают музеи с конкретными группами учащихся.

РАБОТА МУЗЕЕВ С УЧАЩИМИСЯ

К середине 1980-х гг. в жизни многих музеев России становится весьма ощутимой тенденция создания специализированных программ для юной аудитории. Категория учащиеся получает конкретную возрастную дифференциацию: дошкольники и младшие школьники, учащиеся средних и старших классов, техникумов и ПТУ, студенты. Музейные специалисты начинают более активно проводить в жизнь идею специфики общения с каждой из этих возрастных групп. При этом, если в работе, например, со школьниками среднего и старшего возраста имелись давние традиции, то с некоторыми группами приходилось начинать буквально с нуля. К подобным относились дети младшего возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...