Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 6. Человек свободный в романе Ю. Домбровского «факультет ненужных вещей». (2 часа)




План:

  1. Личность и творческое наследие Ю. Домбровского.
  2. Смысл заглавного образа и его функционирование в структуре романа.
  3. Система характеров в романе. Зыбин как новый тип героя, доминанты его характера.
  4. Философская и эстетическая значимость фрагментов из истории христианства в романе.
  5. Метафорический и символический образ краба в романе и его роль в сюжете и философии романа.

 

Литература:

  1. Золотусский В. Палачи и герои. Крушение абстракций. М., 1989.
  2. Бабина И.В. Мысль культуры как онтологический мотив в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей»// Гуманизация и гуманитаризация образования. Материалы конференции. Ульяновск, 2009.
  3. Непомнящий В. Homo liber (Юрий Домбровский)// Новый мир. 1991. № 5.
  4. Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы// Звезда. 1992. № 1.
  5. Семенова С. Образ Христа в современном романе// Новый мир. 1989. № 11.
  6. Штокман И. Стрела в полете (Уроки биографии Ю.Домбровского)// Вопросы литературы. 1989. № 3.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Проблема свободы в романе А.И. Солженицына «В круге первом» (2 часа)

План:

1. История создания и публикации романа.

2. Смысл и поэтика заглавия.

3. Образная система романа. Системообразующий принцип построения системы персонажей.

4. Структурообразующая роль поступка Иннокентия Володина.

5. Концепция свободы в романе.

Литература:

1. Болдова С.М., Волошинов А.В. Симметрийные структуры романа А. И. Солженицына «В круге первом»// А.И. Солженицын и русская культура: Научные доклады. Саратов, 2004. С. 56-68.

2. Ванюков А.И. «В круге первом» А.И. Солженицына: феномен композиции и сферы смыслов романа// А.И. Солженицын и русская культура: Научные доклады. Саратов, 2004. С. 43-55.

3. Герасимова Л.Е. Этюды о Солженицыне. Саратов, 2007.

4. Голубков М.М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. М., 2001. (глава: Соблазн и трагедия компромисса).

5. Урманов А.В. Творчество А.И. Солженицына: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2004. С. 147-207.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Проза Т. Толстой как явление постмодернизма. (2 часа)

План:

1.Своеобразие конфликтов Т.Толстой как конфликтов романтических по своей природе.

2. Типы характеров Т. Толстой. Герои «круга» и «прямой».

3.Функции вещного мира в прозе Т. Толстой.

4.Особенности языка писателя: диалектика чрезмерности и экономности. Метафоризм. Цитатность.

 

Литература:

1. Художественные тексты: «Факир», «Серафим», «Соня», «Река Оккервиль», «Огонь и пыль», «Лимпопо».

2. Золотоносов И. Мечты и фантомы (О рассказах Т. Толстой)// Литературное обозрение. 1987. № 4.

3. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 2. (Часть 3, глава 2, разделы 1,2).

5. Швец Т.П. Поливалентность вещного мира в прозе Т. Толстой// Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма. Ульяновск, 2004.

6. Щеглова Е. В своем кругу. Полемические заметки о женской прозе// Литературное обозрение. 1990. № 3.

 

Задание: по лекциям и литературоведческим словарям отработать понятия «романтизм» и «модернизм». Составить список их характерных признаков.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...