Создание норм международного права
Нормы международного права создаются в результате переговоров между субъектами, на которых вырабатываются международные договоры. В последние десятилетия в нормотворческом процессе все большее участие принимают международные организации, органы которых подготавливают проекты договоров, которые затем дорабатываются и принимаются на межправительственных Конференциях. Нередко в нормы международного права преобразуются положения резолюций международных организаций, которые не являются юридически обязательными и носят характер рекомендаций. Но и в форме резолюций отдельные положения имеют столь большое морально-политическое значение, что все государства добровольно следуют этим предписаниям. Это позволило юристам именовать такие акты “мягким правом”. Особым способом образуются нормы обычного права. Такой нормой считается сложившееся в международной практике правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения международных судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его содержание в судебном решении. Когда составляется свод норм обычного права в целях объединения их в виде международного договора, этот процесс называется кодификацией международного права. Если при этом создатели договора включат в него положения, не существующие в форме обычая, но необходимые для урегулирования соответствующей области отношений между государствами, этот процесс именуют прогрессивным развитием международного права.
Кодификацией и прогрессивным развитием международного права с 1946 г. занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссия международного права. В нее избираются 34 наиболее видных юриста-международника от всех регионов мира, в том числе неизменно от Советского Союза, а ныне — от России. Принцип суверенного равенства государств В XVI в. французский юрист Жан Боден ввел понятие суверенитета, которое означало ничем не ограниченную верховную власть монарха в государстве. В XVII в. Гуго Гроций развил идею о государственном суверенитете как о верховной власти, которая не подчиняется никакой иной власти. Сегодня суверенитет признается неотъемлемым свойством каждого государства. Он означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти во внутренней и внешней политике. В этом отношении все государства юридически равны, что нашло отражение в сформировавшемся общем принципе международного права — принципе суверенного равенства государств. Только взаимное уважение государствами суверенитета друг друга обеспечивает поддержание международного правопорядка. В Уставе ООН говорится: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов” (п. 1 ст. 2). Содержание этого принципа раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. (далее — Декларация 1970 г.), а также в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (далее — Заключительный акт СБСЕ). На практике суверенитета государств в абсолютном смысле не существует, поскольку, вступая в договорные отношения, государства в добровольном порядке на основе взаимности ограничивают свой суверенитет (например, допускают полеты иностранных воздушных судов над своей территорией, согласились по Уставу ООН выполнять решения Совета Безопасности ООН и т.д.).
Принцип неприменения силы и угрозы силой Когда-то война считалась законным средством разрешения споров между государствами. В XX в. сформировался принцип, ставящий войну и иные силовые методы ведения внешней политики вне закона. Агрессивная война считается международным преступлением, что зафиксировано в Определении агрессии, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. Обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы силой отражено в Уставе ООН (п. 4 ст. 2), в Декларации 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ, а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях. Имеются случаи, когда применение силы законно: самооборона против вооруженного нападения (ст. 51 Устава ООН) и санкции с применением вооруженной силы в отношении государства-агрессора или государства, действия которого создают угрозу миру (ст. 42 Устава ООН). К сожалению, в мире то и дело возникают очаги вооруженных конфликтов. В принципе государство, которое первым незаконно применяет силу, несет за это международную ответственность, а руководители государства-агрессора могут нести персональную международную уголовную ответственность, что имело место в 1946 и 1948 гг. в отношении германских нацистских и японских милитаристских руководителей (Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы). Содержание принципа неприменения силы включает, в частности, запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство и др. Принцип нерушимости государственных границ. Принцип территориальной целостности государств Элементами этого принципа являются признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ.
Принцип нерушимости государственных границ следует отличать от понятия неприкосновенности государственных границ. Последнее является элементом нормативного содержания принципа территориальной целостности государств. Этот принцип отражает п. 4 ст. 2 Устава ООН, а его нормативное содержание раскрыто в Декларации 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ. Принцип запрещает любые посягательства на территории суверенных государств, т.е. направлен на предотвращение нарушения национального единства, оккупации иностранных территорий, приобретения территорий иностранных государств путем применения силы или угрозы силой. Такие “приобретения” не должны признаваться. Содержание принципа включает также обязанность государств уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|