Принцип мирного разрешения международных споров
Этот принцип тесно связан с принципами, которые были рассмотрены выше. В практической жизни между государствами нередко возникают споры по поводу принадлежности территорий, прохождения линий государственных границ, в связи с выполнением условий договоров по различных аспектам сотрудничества и т.д. Решение споров с помощью силы запрещено. Что же делать государству, имеющему претензии к другому государству? Оно обязано прибегнуть к одному из средств мирного разрешения споров, перечисленных в ст. 33 Устава ООН, или к другому средству, на которое согласятся обе спорящие стороны. Среди таких средств наиболее распространенными являются прямые переговоры сторон в споре, обследование (установление фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбирательство. Стороны свободны в выборе мирных средств разрешения спора, однако в последние годы наблюдается тенденция к созданию специальных третейских органов, которые рассматривают споры между государствами либо с их обоюдного согласия, либо по требованию одной из сторон в споре. Принцип невмешательства во внутренние дела Суверенитет государства предполагает его самостоятельность и независимость в решении вопросов внутренней жизни, которые относятся к исключительной компетенции государства, — выбор политической системы, принятие законов, экономическое и социальное устройство жизни общества, распоряжение своими природными ресурсами и т.д. Однако не следует абсолютизировать принцип невмешательства. Государства не вправе осуществлять на своей территории такие действия, которые угрожают всеобщему миру и безопасности или могут оказать вредное воздействие за пределами территории этого государства. По международным договорам существует целый ряд видов деятельности, которые считаются запрещенными (например, загрязнять окружающую среду с трансграничными последствиями, заниматься пропагандой войны, нарушать признаваемые международным правом права личности).
Принцип всеобщего уважения прав человека Международное право содержит целый ряд минимальных стандартов в области прав человека и его основных свобод. Они подлежат обязательному уважению на внутригосударственном уровне и в процессе общения людей разных стран. Согласно ст. 56 Устава ООН государства обязаны принимать самостоятельные меры по соблюдению международно-признанных стандартов (например, тех, что отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.), а также действовать в этом направлении совместно, сотрудничая с ООН. Права личности должны соблюдаться в отношении каждого, без различия расы, пола, языка и религии. Эти права должны соблюдаться в отношении всех лиц, находящихся под юрисдикцией (т.е. под действием законов) данного государства без какой бы то ни было дискриминации. Непосредственная регламентация поведения людей остается внутренним делом государства, но не должна противоречить международно-признанным критериям. Для соблюдения прав человека государства обязаны предпринимать соответствующие законодательные, административные и практические меры. Уважение прав личности — один из основополагающих компонентов понятия демократического государства. Если в государстве грубо и целенаправленно нарушаются права человека, оно не может считаться демократическим и потому представляет собой угрозу для всего международного сообщества. Принцип самоопределения наций и народов Этот принцип предусматривает уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Он получил подтверждение и был конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Заключительный акт СБСЕ подчеркивает “право народов распоряжаться своей судьбой”. Этот принцип включает в том числе право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т.д.
Вместе с тем право на самоопределение не должно реализовываться в ущерб принципу территориальной целостности государств и их единству. Отделение от государства какой-либо его части по национальному признаку может осуществляться только в соответствии с конституционными предписаниями этого государства. Принцип сотрудничества Государства должны сотрудничать в деле решения международных проблем независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном устройстве. Согласно Уставу ООН государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также осуществлять коллективные меры по поддержанию международного мира и безопасности. Этот принцип нельзя истолковывать буквально. Заключение договоров, конкретные формы и объем сотрудничества зависят от суверенной воли каждого государства. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств Каждый действующий договор должен добросовестно соблюдаться его участниками. Государства должны выполнять обязательства, отраженные в общепризнанных нормах и принципах международного права. Этот принцип означает, что национальные законы, административные правила и практика государств должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву. Основные институты международного права. Международно-правовое признание Государства сотрудничают друг с другом только в случае, когда они признают друг друга в качестве суверенного партнера. В международном праве сложился институт признания. Вопрос о признании встает при появлении нового государства (в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении части государства в целях образования самостоятельного государства и в ряде других случаев), которое намерено стать членом международного сообщества.
Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему путем официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей и т.п.). Вопрос о признании нового правительства возникает в случае его смены в государстве неконституционным путем — не в результате очередных выборов, а как итог переворота или революции. Правопреемство государств Появление новых государств (в результате объединения двух или более в одно, разделения или отделения от государства его части, получения колонией независимости от метрополии) ставит перед международным сообществом комплекс проблем — как относиться к новому государству, на какой правовой основе осуществлять сотрудничество с ним. Среди этих проблем можно выделить основные — какие международные договоры связывают новое государство, как новое государство будет относиться к долгам своего предшественника, какая собственность государства-предшественника перейдет к новому государству или государствам. Международное сообщество заинтересовано в стабильности и гарантиях того, что появление новых государств не нарушит их права и не затронет их интересы. Иначе говоря, необходимо обеспечить переход прав и обязанностей от государства (или государств)-предшественника к государству (или государствам)-преемнику. Такой переход прав и обязанностей именуется правопреемством. Вопросы правопреемства в каждом случае решались неодинаково, но прослеживались какие-то общие черты во всех ситуациях. Можно было говорить о формировании обычных норм международного права, которые регулировали правопреемство. Эти нормы были кодифицированы в двух конвенциях — Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. К началу 1998 г. обе конвенций еще не вступили в силу, не собрав для этого достаточного числа ратификаций (в обоих случаях их требуется 15). Одной из причин этого явилось включение в конвенции положений, которые не столько отражали обычай, сколько представляли собой так называемое прогрессивное развитие международного права. В частности, в конвенциях установлены особые правила, касающиеся правопреемства “новых независимых государств”, т.е. бывших колоний. Одно из таких правил предоставляет бывшим колониям право не становиться преемником договоров, заключенных от их имени метрополиями, а другое освобождает их от всех долгов.
В случае возникновения ситуации правопреемства при соединении государств международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-преемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами. При объединении государств к преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников, включая и ту, что находится за границей. При разделении государства недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она оказывается, а заграничная собственность делится на “справедливые доли”. Движимая собственность переходит к государству-преемнику, с территорией которого связано использование такой собственности, а остальная часть движимой собственности делится между преемниками “в справедливых долях”. На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах. В случае распада СССР Российская Федерация была признана “продолжателем” бывшего Советского Союза. Это было связано с тем, что место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло “исчезнуть”; иначе нарушалась бы вся система ООН. Нельзя было делить и находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Союза, поскольку это резко увеличило бы количество ядерных держав и подрывало бы всю систему ограничений, существующую в отношении ядерного оружия по международным договорам. Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|