Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание №2. Напишите реферативную работу на тему: «Деятельность и роль педагога в России и на Западе в их историческом становлении»




 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что роль педагога с каждым годом растет. Его деятельность становится важным фактором для развития будущего поколения. Так как он должен учить так, чтобы учащемуся было интересно и доступно для мышления. Необходимо брать во внимание современную жизнь, то есть примерами различных ситуаций материал станет более понятен для учеников. Поэтому рассмотрение данного вопроса всегда будет иметь большое значение.

Основной целью данной работы является изучение деятельности и роли педагога в его историческом становлении.

Цель обусловила постановку следующих задач:

.Охарактиризовать зарождение воспитания в древности и появление первых учителей;

. Ознакомиться с развитием школы, деятельности педагога на Западе в разные периоды истории;

. Рассмотреть историческое становление педагогики, школы, деятельности и роли педагога в России.

Цель и задачи предопределили логику изложения и структуру данной работы, которая состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы. Работа отражена на 36 страницах машинописного текста.


Глава 1. Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

 

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания и становления педагога, как человека действительно необходимого.

В то время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно было говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобрел со стороны старших обучающе-напрвленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков. Дальнейшие этапы становления воспитания связаны с общим процессом антропогенеза. В тот период сложилась материнская родовая организация - матриархат. Но специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины и семья. То есть эти воспитатели как раз выступали в роли первых педагогов. Основная деятельность учителей того времени заключалась в том, чтобы включить подрастающее поколение в общий быт и подготовить их к будущей взрослой жизни. Далее наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым пластом в становлении воспитания. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, землевладельцу, воину и т. д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло - плетение, ткачество, гончарные работы и т. п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально-нравственного воспитания. Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подростков к жизни в обществе, неотделимые от производственных и бытовых отношений, оказались в изменявшихся исторических условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы воспитания. И в соответствии с этим деятельность воспитателя начинала играть все более важную роль.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание. В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. В эпоху неолита зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. - рисованный красками и греч. - пишу). Письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возникновения крупных общностей людей - племен, а затем и их союзов. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов. В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т. д. Они, как показывают этнографические данные, представляли собой своего рода закрытые школы. На тот момент истории, педагогами выступали жрецы - «наставники народа». Их деятельность включала в себя обучение мифологии, религии, астрономии, знаниям окружающего мира, военное дело и т. д. Но усилившееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обучения, которое в свою очередь стало приобретать общественное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превращалась в центр профессионального ученичества.

Все вышесказанное создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики, способствуя этнической консолидации и выступая в роли мощного фактора социального прогресса. В связи с этим возникла и необходимость появления первых квалифицированных педагогов для работы в школах и профессиональных учреждениях.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществлялось по преимуществу в семьях. И только постепенно вместе с зарождением государственных структур в целях подготовки, условно говоря, интеллектуальной элиты - чиновников, жрецов, полководцев начал складываться и особый социальный институт - школа. Возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. В то время главными очагами обучения и воспитания были семья, храмы и государство. Семья, однако, не была в состоянии дать детям даже минимальную образовательную подготовку - научить письму, чтению, счету. Это и стало главной задачей школ, а точнее учителей. Их деятельность и роль вновь получили развитие и подтвердили свою важность для будущего поколения. Так, например, школа письма, возникнув как ответ на необходимость обеспечить передачу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою очередь, обществу двигаться вперед.

Позже в городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях - писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски - эдубба). Затем уже выучившись на писцов, они начинали преподавать в школах этого типа. Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Школы были и при семьях писцов, и храмовые, и дворцовые. Вначале учителя тех школ занимались только подготовкой необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. Также создавались большие библиотеки при «домах табличек».

По-прежнему огромную роль играло семейное воспитание. В школах Древнего Египта ребенку надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. В общем, в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях начали появляться несколько учеников со стороны. Своего рода государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Учителя этих школ, прежде всего, преподавали письмо и чтение. И только некоторые включали в свою деятельность преподавание математики, географии, астрономии, медицины и языков других народов. Постепенно роль учителей росла и в школах усиливалась специализация обучения. Начали готовить врачевателей.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с детьми, что предписывалось Торой. Школьное воспитание было трехступенчатым. Иудеи создавали свою систему письменности. Тора и Талмуд - свод религиозно-этнических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы - служили главными предметами школьного обучения. Последний третий этап обучения был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии были: физическое развитие - закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие - ясность ума и разумность поведения; духовное развитие - способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились задачи конкретного содержания, решения которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству. Позже в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи. Порядок обучения у специалиста - учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье. То есть деятельность учителя была важна и для получения специальных знаний, и для изучения семейных уставов. Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которыми посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя - гуру («чтимый», «достойный») и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В связи с дальнейшим переходом на буддизм, стали складываться новые представления о содержании образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, литературно обработанной форме древнеиндийского языка. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. Позже в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках. Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим, в школах при брахманских храмах, стали обучать в большом объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам. Во всех школах Индии общий статус наставника - гуру был очень высоким. В эпоху Средневековья в Индии возникла и другая система образования - мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений - мектебы и медресе. В общем, о деятельности учителей школ Индии, можно сказать, что содержание их обучения становилось постепенно все более жизненным, доступным для усвоения, сохраняя при этом традиционный характер, что в известной степени сохранилось до настоящего времени. Роль гуру-учителя по-прежнему высока.

История китайской школы уходит своими корнями глубоко в древность. Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (ок. 551 - 479 до н. э.). Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы сначала до конца постоянно прибывать в учении». Учителю и ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям - вот что называется умелым руководством. К этому должны были, в своей непосредственной деятельности, стремится учителя. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В целом, можно отметить, что древние государства накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогической деятельности учителя. В эпоху древних цивилизаций возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания подрастающих поколений.

 

Глава 2. Школа, педагогическая мысль и деятельность педагога в странах Запада в V веке - начале XX века

 

Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовало его как для преподавания церковной догматики, так и для борьбы с еретиками. В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения: элементарный, средний и повышенный. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь. В результате широкого распространения монашества по всей территории средоточием образования и воспитания долгое время оставались именно монастырские школы. Следует заметить, что на протяжении всего Средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государственного и церковного порядка. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии - схоластика (от лат.- школьный, ученый). Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового латинского языка. В этой связи требовала пересмотра и организация обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования - школы высшей ступени. А с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей занимавшихся педагогической деятельностью. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, которые характеризовались уже известной дифференциацией содержания образования. Они обычно состояли из нескольких факультетов - младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших - юридического, медицинского и богословского. Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие - бюргерство, торгово-ремесленную часть населения. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ - магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению - школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Помимо распространения церковных и светских школ Средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В такой среде деятельность учителя исполнял мастер. Он учил своих учеников ремеслу, после такого обучения, они впоследствии зарабатывали на собственную мастерскую и тоже начинали преподавать. В целом, роль педагога в эпоху Средневековья вновь заслуживала достойного внимания, так как своей деятельностью педагоги влияли на всю историю.

Эпохе Возрождения, охватывающей три с лишним столетия (ХΙV-ХVΙ), человечество признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса - буржуазии - характерные черты эпохи Возрождения. Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию. Деятели эпохи Возрождения - гуманисты. Они выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц - социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.

В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей. В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8-10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да-Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478-1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия» (1516). Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями. Свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания, переводятся в число ученых. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма. Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

В XVII - XVIII вв. педагогика и школа на Западе развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества. Самым специфичным явлением в организации образования в ХVΙΙ - первой половине ХVΙΙΙ в. было распространение так называемых рыцарских или дворянских академий, получивших особо широкое распространение в немецких княжествах. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571-1635). Он сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель в своей деятельности. В 1650 г. Я. А. Коменский закончил свой учебник - «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле. В этом учебнике Я. А. Коменского особенно часто прослеживается его стремление реализовать свою главную идею: дети в процессе школьного обучения должны получать реальное, а притом энциклопедическое, образование, естественно, соответствующего уровню понимания и развития. Учебные книги Я. А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимал звание всех вещей, реально существующих в мире. По Я. В. Коменскому - первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. За ней у него следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. Третья ступень школьного образования - гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12 - 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Завершающую ступень школьного образования в системе Я. А. Коменского составляли академии - высшие учебные заведения для молодых людей 18 - 24 лет, проявивших особые умственные дарования. Таким образом, Я. А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования. Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. Так учителям было проще выполнять свою педагогическую деятельность. Учителя устанавливали правила дисциплины, которым должны были следовать сами и их ученики. В общем, рассматривая процесс развития педагогической мысли, можно сделать достаточно обоснованный вывод, Что Я. А. Коменский является не просто педагогом, заботившимся о совершенствовании школьного дела. Он был и пока остается единственным педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Этот педагог действительно играет огромную роль для становления школьного обучения.

Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т. д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Неизбежно следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую «школьную премудрость» на латинском языке. Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) - таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII - XVIII вв. Характерным для Запада в ХVΙΙ - ХVΙΙΙ вв. было то, что инициатива открытия школ начинает постепенно переходить от церкви к государству. На протяжении ХVΙΙΙ в. посещение начальной школы постепенно становилось гражданской обязанностью. Начальные школы влачили в те времена жалкое существование, рост их числа шел очень медленно. Большей частью они устраивались в частных домах, ученики ютились в тесноте. Народная школа скупо поддерживалась как властями, так и церковью. Содержание занятий ограничивалось заучиванием азбуки, чтением по слогам, зазубриванием молитв и церковным пением. Учебными книгами служили катехизис, Псалтырь и сборник церковных песнопений. А учителя тех школ из-за мизерной оплаты попутно занимались чем-то другим, например исполняли обязанности пастора, причетника, звонаря. В сельской школе учительская должность подчас занималась отставными солдатами и нередко ремесленниками - сапожниками или портными, которым обучение детей давало лишь дополнительный заработок. Такие учители сами могли лишь читать и писать, в лучшем случае - считать. Поэтому далеко не все учащиеся одолевали даже азбуку, склады и чтение слов. Весьма консервативный характер носили и средние учебные заведения. Содержание образования в них ограничивалось, как правило, теологией и латынью, греческий язык считался второстепенным предметом. Родной язык, арифметика, геометрия, естественные науки не включались в содержание образования. К концу ХVΙΙ в в духе новых веяний некоторые городские самоуправления стали открывать средние школы, в учебном плане которых хотя и сохранялось изучение классических языков, однако преимущественное место отводилось преподаванию реальных дисциплин и новых языков. ХVΙΙ - ХVΙΙΙ вв. характеризуются острой нехваткой учителей.

В данном вопросе яркой фигурой стал философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784).Считая, что школа должна давать широкие, разносторонние знания, Д.Дидро высказал свои соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозаменяемости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников. Особое же внимание Д. Дидро считал необходимым уделять подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами, к которым он относил прежде всего глубокое знание науки, честность, отзывчивость и любовь к детям. Признавая необходимость образования для всего народа, д. Дидро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение. Представители же концепции свободного воспитания взяли за основу положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода - одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения. Это положение получило широкое распространение в конце ХΙХ - начале ХХ в. Позже на всей территории Запада начали появляться и специальные заведения для подготовки учителей. Роль педагога с каждым годом становилась все более значимой и надо было восполнять острую нехватку учителей.

В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания. В то время возросла необходимость в создании ряда пособий для учителей и учеников, в основу которых были бы положены принципы педагогики. А сама педагогика тогда формировалась как наука, опирающееся на выводы из школьного опыта и на философию, психологию. Наблюдая за трудом детей в своем воспитательном учреждении, швейцарский педагог И.Г. Песталоцци пришел к выводу, что сам по себе выполняемый труд педагогически нейтрален, первостепенное же значение имеет воспитательное воздействие личности самого педагога. В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированного на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». В свою очередь, Ф.А.В. Дистервег, как дидакт, обратил особое внимание в своих работах на решающую роль личности учителя в реализации развивающих задач школьного образования, зависимость методов обучения от специфики учебного предмета и применяющего их учителя, связь и взаимодействие между формальной и материальной целью образования. Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф.А.В. Дистервега, Г. Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.

Школа в странах Запада существовала в ситуациях социальных потрясений (европейские революции, гражданская война в США). На эволюцию школы существенное влияние оказывали события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. Темпы и масштабы становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались традиции сословного образования, то школа США прошла свой путь, не испытав груза этих традиций. Свою роль сыграл социально-политический климат. В Германии решение школьных проблем стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с маневрированием при проведении государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов послужило поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне. В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодател<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...