Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П.Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса.




Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева

 

Научно - педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и пед. образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.

П.Ф. Каптерев - видный педагог России второй половины XIX - начало XX столетия.

Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решения важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т.д.

В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом - психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев - выдающийся педагог психологической школы.

П.Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса.

Современные радикальные демократические преобразования общества требуют подготовки подрастающего поколения к выполнению определенных социально-экономических, производственных, социально-культурных и образовательных функций.

Однако эти функции изменяются, усложняются, следовательно, с дальнейшим развитием общества меняется характер обучения и воспитания, цели и задачи образования. В соответствии с этим возникает необходимость обратиться к историческому опыту российской педагогической школы, имеющей глубокие традиции обучения и воспитания.

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Наиболее отчетливо иная точка зрения выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное воспитание (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств.

Учитель немецких учителей А. Дистервег, рассматривая обучение как часть воспитания, писал, что «время искусственных разделений прошло», особо подчеркивая при этом, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена великим русским педагогом К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др. В конце XIX - начале XX вв. в отечественной науке особое место занимает научно-педагогическое творчество Петра Федоровича Каптерева (1849 - 1922), автора таких фундаментальных трудов, как «Педагогический процесс», «Дидактические очерки. Теория образования», «История русской педагогики» и др., и множества статей, посвященных физическому, нравственному, эстетическому, трудовому, умственному воспитанию, развитию характера, внимания, памяти, воли, логического мышления и т.д.

В разностороннем научном творчестве П.Ф. Каптерева проблема семейного воспитания была предметом постоянного исследовательского внимания. Он являлся одним из основателей теории семейного воспитания как неотъемлемого элемента педагогического процесса.

Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организаторской деятельности по распространению методики воспитания детей в семье и педагогическому просвещению родителей. Он вдумчиво освоил и использовал педагогические взгляды и идеи своих ближайших предшественников и современников, критически отнесся к их наследию.

Для него педагогика - самостоятельная наука, имеющая свою проверенную веками теорию и прикладную часть. Глубокое, разностороннее научное обоснование педагогики Каптерев дал в монографии «Педагогический процесс». Педагогический процесс является составной частью общего воспитательного и образовательного процесса.

Петр Федорович утверждал, что ««обучение», «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса».

Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носит стихийный характер, можно сказать, что это просматривается в структуре педагогического процесса, который с «внешней стороны представляется в виде передачи старшим поколениям младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобретало само, переиспытало, пережило, и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений.

А так как все, наиболее ценные приобретения человечества, ранее живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят, как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Необходимость такого процесса ясна.

Педагогический процесс, с точки зрения Каптерева, есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны.

В педагогических сочинениях много говорится о развитии самодеятельности, причем необходимость ее развития оправдывается ценностью этого свойства в жизни. Но самодеятельность важна, прежде всего, не по ее приложимости в жизни, а потому, что она отвечает сущности педагогического процесса - творческому саморазвитию.

Иным путем, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа.

По мнению Каптерева, воспитание и образование нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке, причем при общей насильственности постановки воспитания говорится о самодеятельности.

Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому что это есть процесс саморазвития. В нем самодеятельность - неизбежное явление. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности - это значит «петь мотив из другой оперы», это значит соединять несоединимое. Если рассматривать педагогический процесс с точки зрения педагогической антропологии, то можно сказать, что его антропологической основой является саморазвитие индивидуума, что по своей сущности сохраняет общественную направленность, задаваемую педагогом.

Мировоззрение П.Ф. Каптерева развивалось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом его убеждении о необходимости полного раскрепощения личности человека в условиях рационально организованного общественного воспитания.

Следует заметить, что Петр Федорович неоднократно выражал мысль о том, что именно школа и семья влияют на развитие личности. Для воспитанника, стремящегося стать хорошим человеком, «неорганизованный педагогический процесс» станет «организованным», так как он от окружающей среды получит только положительное влияние, а на отрицательное у него будет иммунитет.

Исходя из этого, общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

Каптерев жил в эпоху экономического, социального и культурного развития России, развития педагогической мысли и отечественной школы. Он полно и целостно охватил педагогическое знание, включая исторический, философский, антропологический и собственно научные аспекты, создал стройную теорию воспитания и обучения.

Интерес к деятельности П.Ф. Каптерева в наше время заметно усилился. Это связано, в первую очередь, с тем, что он попытался дать комплексное обоснование форм и методов воспитания ребенка, основанное не только на каком-либо одном методологическом подходе к проблеме.

В своих работах по вопросам воспитания ученый опирался как на психофизические особенности детей, так и на различные социальные теории, рассматривающие развитие ребенка в тесном взаимодействии с жизнью социума.

Он настаивал на неразрывной связи семейного и общественного (или, используя современный термин, «социального») воспитания, полагая, что только в этом случае удастся достигнуть поставленной цели - вырастить полноценного человека и гражданина своей страны. Творческое наследие П.Ф. Каптерева глубоко и многогранно. Но чем бы, ни занимался ученый, будь, то педагогика, педагогическая психология, дидактические проблемы или же история педагогической мысли и образования, - в центре всех его исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы в неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...