Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

трудовой миграции (2 часа).




План темы

1. Причины международной трудовой миграции.

2. Влияние международной трудовой миграции на демографическое и эко­номическое развитие.

3. Основные характеристики и особенности современной трудовой миграции.

4. Основные центры принятия иностранной рабочей силы. Трудовая миг­рация в России.

5. Необходимость регулирования потоков трудовой миграции на нацио­нальном и межнациональном уровнях.

6. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов.

7. Эмиграционная политика стан-экспортеров трудовых ресурсов.

8. Миграционная политика Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий миграции рабочей, эмиграции, иммиграции, реэмиграции, миграционного сальдо, «утечки мозгов».

2. В чем заключаются экономические последствия миграции для мировой экономики в целом?

3. В чем заключается воздействие эмиграции на экономику страны-экспортера рабочей силы?

4. В чем заключается воздействие иммиграции на экономку страны, принимающей рабочую силу?

5. Назовите страны и регионы, являющиеся основными точками притяжения для мигрантов из-за рубежа.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Если рассматривать рабочую силу не как фактор производства, а как товар и международную миграцию рабочей силы не как международное перемещение фактора производства, а как обычную мировую торговлю, то в чем заключается специфика такой торговли? В чем сходство и в чем различие между международной миграцией рабочей силы и мировой торговлей товаром «рабочая сила»?

2. Как известно, введение импортного тарифа большой страной, способной оказывать влияние на уровень мировых цен, может увеличивать ее благосостояние. Что произойдет с уровнем благосостояния страны, если местные отрасли производства, конкурирующие с импортом, начнут активно использовать дешевую иностранную рабочую силу, доходы которой не включаются в состав национального дохода страны?

3. Перед руководителем крупного предприятия стоит дилемма: создать дополнительное производство продукции в развива­вшейся стране с дешевой рабочей силой за счет собственных прямых инвестиций или попытаться расширить свое производ­ство за счет привлечения внешних инвесторов. Какие соображе­ния вы можете высказать «за» и «против» первого и второго ре­шения?

4. Справедливо ли следующее утверждение: воздействие иммиграции на благосостояние граждан страны, принимающей иностранную рабочую силу, не зависит от размера этой страны. Почему?

5. Каковы принципиальные направления миграционной политики России?

 

Литература к теме 9-11:

Учебники и учебные пособия

Тема № 12-13.

Формы международной экономической интеграции (4 часа).

План темы

1. Теоретические основы международной экономической интеграции.

2. Объективные предпосылки и сущность международной экономической интеграции

3. Предпосылки и цели региональной интеграции.

4. Основные этапы интеграции.

5. ЕС как пример полного экономического союза. Примеры организации и механизмы функционирования.

6. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в АТР (АСЕАН).

7. Объективная обусловленность, основные цели и задачи

экономического сотрудничества России в рамках СНГ.

8. Основные этапы экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Таможенный союз. Союз Белоруссии и России. Евразийское

экономическое сообщество.

9. Противоречия, тенденции и перспективы развития

экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое МЭИ и каковы ее источники, предпосылки, цели и задачи?

2. Каковы экономические эффекты международной интеграции?

3. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?

4. Каковы основные этапы интеграционного процесса, что в них общею и различного?

5. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны сво­бодной торговли, таможенного союза и общего рынка.

6. Каковы критерии оценки интеграции с точки зрения свободной от ограничений системы международной торговли?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Почему для целей аграрного протекционизма ЕС используется система компенсационных сборов, а не таможенных пошлин?

2. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?

3. С 1994 г. вступило в силу соглашение о свободе торговли между США, Мексикой и Канадой. К каким последствиям оно приведет для:

§ США;

§ Мексики;

§ Канады;

§ стран Европы?

4. Страна, производящая исключительно промышленные товары, намеревается создать таможенный союз со страной, производящей исключительно сельскохозяйственные и сырьевые товары. Приведет ли такой таможенный союз к повышению уровня благосостояния в каждой из стран? Почему?

5. Какие стороны развития интеграционного процесса в Европе являются благоприятными, а какие — неблагоприятными для России?

 

Литература к теме 12-13:

Учебники и учебные пособия

Тема №14-15.

Глобализация и глобальные проблемы мирового хозяйства.

План темы

1. Понятие «глобализация» в системе экономических категорий.

2. Движущие силы и противоречия глобализации.

3. Глобальные проблемы: признаки, виды, эволюция.

3.1. экономические аспекты продовольственной проблемы.

3.2. Проблема преодоление бедности и отсталости.

3.3. Проблема мира и демилитаризации.

3.4. Экологическая проблема. Природные ресурсы в современных условиях.

3.5. Демографическая проблема. Проблема прав человека.

4. Связь глобальных проблем с процессами, протекающими в мировом хозяйстве.

5. Рекомендации Римского клуба.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается главная причина проявления проблем, получивших название «глобальные проблемы»?

2. Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных?

3. Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже ХХ-ХХІ веков вы знаете?

4. Какие новые и нарождающиеся проблемы современного развития стали в конце ХХ века относить к категории глобальных?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы?

2. Как изменилось в конце ХХ века понимание проблемы мира и демилитаризации? В чем сейчас видится ее главное содержание?

3. В чем состоит сущность мировой продовольственной проблемы?

4. В чем, по вашему мнению, наиболее остро проявилась проблема нехватки природных ресурсов? Какие пути решения энергосырьевой проблемы предлагаются в настоящее время?

5. Перечислите характерные черты современного мирового экологического кризиса.

6. Как развитые страны могут помочь развивающимся государствам в борьбе с последствиями загрязнения окружающей среды? Пойдут ли они на это?

7. Как понимается в настоящее время проблема развития человеческого потенциала? В чем заключается ее специфика? Как видятся пути ее решения?

 

Литература к теме 14-15:

Учебники и учебные пособия

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, должна способствовать более глубокому изучению курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по темам, по которым не предусмотрены в необходимом объеме аудиторные занятия, а также по тем темам, по которым требуется более глубокая проработка.

Самостоятельная работа может включать:

1) конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2) проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;

3) подготовку докладов на семинарских занятиях;

4) участие в тематических дискуссиях, круглых столах и научных студенческих кружках;

5) работу с нормативными документами и законодательной базой;

6) поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, на базе которых студент подготавливает исключительный обзор;

7) выполнение курсовых и контрольных работ;

8) проверка своих знаний курса, самостоятельное решение задачи теста.

Каждая тема для самостоятельного изучения включает четыре раздела заданий: вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, предлагаемые темы докладов и дополнительные задания.

6.1. Разделы и темы для самостоятельного изучения

Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Сущность международной торговли.   Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема 2. Структура международной торговли. Товарные рынки и товарные потоки.   Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема 3. Состояние и тенденции развития современной международной торговли. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема 4. Основы формирования внешнеторговой политики на страновом, региональном и глобальном уровнях. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема 5. Внешняя торговля России. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема 6. Сущность международного движения капитала. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема №7.Международный кредит. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема №8. Международное движение предприниматель­ского капитала. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема №9-11. Сущность и основные формы трудовой миграции. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема №12-13. Формы международной экономической интеграции. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()
Тема №14-15. Теоретические основы процесса глобализации. Основное задание В соответствии с планом темы изучить вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях (см. раздел №5) Проработка основной и дополнительной учебной литературы по данной тематике (см. список) Темы докладов 1. Специфика взаимодействия национальных и интернациональных факторов развития. 2. Экономический анализ роста: капитал, земля, труд, технологии. Дополнительно Работа с тестами по данной тематике () Дополнительные тесты для самоконтроля ()

 

Тесты для самоконтроля

Блок №1 (Темы 1-15) «Сущность мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития».

1.1. Развитие моровой экономики в эпоху империализма имело характер:

а) плавный, поступательный

б) скачкообразный

а) медленный, но прогрессивный

г) быстрый и равновесный

1.2. После второй мировой войны вплоть до 70-х гг. мировая экономика в целом находилась в состоянии:

а) устойчивости

б) кризиса

в) равновесности

г) крайней неустойчивости

д) подъема

е) краха национальных систем

1.3. В чем выразились ключевые изменения традиционной схемы равновесности мировой экономики «Север - Юг» н «Запад - Восток» после 70-х гг. (установить соответствия):

1. «Север- Юг" а) крах административно-командной системы бывших соцстран

2. «Запад-Восток» б) появление НИС

в) распад колониальной системы

г) распад СЭВ

д) расширение НАТО на Восток

е) образование новых рынков сбыта товаров

1.4. Факты экономической истории развития мирасвидетельствуют о том, что равномерное развитие стран

а) возможно

б) невозможно

 

Современное состояние мировой экономики и мирохозяйственных связей характеризуется:

а) тотальным преобладанием рыночных отношений

б) ограниченным распространением рыночных отношений

в) преобладанием отношений, основанных на идеологических соображениях

г) преобладанием отношений, основанных на политических соглашениях

1.6. Системообразующим фактором в современной единой рыночной системе мировой экономики выступает:

а) НТП

б) капитал

в) спрос

г) предложение

д) МРТ

е) конкурентоспособность

1.7. Установить соответствия:

1. Капитал а) специфичен и уникален

2. Национальный хозяйственный б) интернационален

комплекс

3. Связь между национальными в) однороден, имеет

комплексами товарно-денежную форму

1.8. Для политики взаимоотношения страны с внешним рынком характерны (установить соответствия):

1. Протекционизм а) импортозамещение

2. Либерализация б) стимулирование экспорта

в) государственное или надгосударственное регулирование

г) свобода рынка

1.9. Выбор внешнеэкономической политики между протекцио­низмом и либерализацией зависит от (отметить нужное):

а) географического положения страны

б) поставленных задач

в) наличия природно-ресурсного потенциала

г) конкретной политике - экономической ситуации в конкретной стра­не в данный период времени

д) состояние НТП

е) степени развития средств коммуникаций

1.10. Отметить основные рыночные закономерности, которым подчиняется мировая экономика, являясь рыночной системой:

а) это система, определяемая спросом

б) развитие происходит на основании НТП

в) развивается, переходя от равновесного состояния к неравновесному

г) это система, определяемая предложением

д) способом существования являются кризисы и динамичный рост («экономическое чудо»)

е) развитие происходит на основании экономических и политических решений правительств стран

1.11. Практика экономического регулирования развития нацио­нальных хозяйств должна быть направлена на:

а) пресечение отклонений от состояния равновесности развития эко­номики

б) сохранение состояния равновесности

в) возвращения к состоянию равновесия

г) недопущение сильных отклонений от равновесного состояния

1.12. Экономический прогресс и социальные условия жизни лю­дей в эпоху техногенного развития цивилизации являются результа­том (отметить нужное):

а) МРТ

б) социально-политического уровня развития общества

в) технического развития

г) природно-ресурсного потенциала

д) технической вооруженности труда

ж) уровня развития человеческого фактора

1.13. Перспективы изменить подчиненное, зависимое положение периферии в иерархической структуре мировой экономики техногенной модели развития связано с:

а) захватническими войнами

б) социально-экономическими реформами

в) военно-политическими переворотами

г) подключением к индустриальному типу развития

д) товарно-денежными отношениями

1.14. Когда мы говорим о неравномерности экономического раз­вития, мы имеем в виду:

а) разницу в уровне жизни населения

б) разные стадии социально-политического развития страны

в) неодинаковые уровни индустриального развития и технической вооруженности труда

г) различную степень открытости национальной экономики

1.15. Отметить перспективы развития техногенной цивилизации:

а) постиндустриальная

б) империалистическая

в) технотронная

г) рыночная

д) постсоциалистическая

1.16. «Большая семерка», или «группа 7», обеспечивала в 1995 г. мирового ВНП:

а) 25%

б) 53%

в) 74%

г) 47%

1.17. В настоящее время разрыв в уровнях экономического разви­тия ПРС и развивающихся стран:

а) остался на уровне 50-х гг.

б) сократился за счет ускоренного роста экономики развивающихся стран в 1,5 раза

в) увеличился по сравнению с уровнем 50-х гг.

1.18. В 1994 г. ВВП «большой семерки» ведущих стран мира на душу населения (в фактических ценах) составил (установить соответствия):

1. Франция А. 25 852

2. Канада Б. 19 266

3. США В. 18 681

4. Япония Г. 17 725

5. Италия Д. 21 787

6. Германия Е. 20 742

7. Великобритания Ж. 20 483

1.19. Отметить основные черты проявления неравномерности развития МЭ в современном мире:

а) разрыв в уровнях развития ПРС и развивающихся стран сократился

б) нарастает дифференциация развивающихся стран по уровню эко­номического развития

в) происходит смена стран-лидеров

г) показатель максимального роста для развитых стран мира с каждым циклическим подъемов снижается

д) в условиях глобализации МЭ НИС приблизились к группе ведущих экспортеров

е) разрыв в уровнях развития ПРС и РС увеличился

ж) страны «периферии» приблизились по уровню развития к ПРС

1.20. Функции стран в иерархической структуре мировой эконо­мики по критерию технической вооруженности труда распределяются следующим образом (установить соответствия):

1. ПРС А. Включены в «мировой конвейер»: выполняют функции сборки, ремонта машин и оборудования; им передаются традиционные и устаревшие технологии

2. Страны III мира Б. Поставки сырья, продовольствия, энергоносителей

3. Страны-поставщики сырья В. Сюда переводятся «грязные производства»

4. НИС Г. «Мозговой центр»: новейшие технологии, наиболее квалифицированная рабочая сила; доминирующее влияние на экономическую ситуацию в мире

1.21. Установить соответствие: какие страны относятся к группам:

1. Страны I мира А. Наибеднейшие страны

2. Страны II мира Б. Страны с плановой экономикой

3. Страны III мира В. Постсоциалистические страны

Г. ПРС

Д. НИС

1.22. Отметить основные черты группы стран III мира в 60-е гг.:

а) колониальная зависимость от метрополий

б) экономическое процветание

в) экономическая отсталость

г) достаточно высокий уровень индустриального развития

д) экономическая зависимость

е) экономическая и политическая независимость

1.23. Отметить ряд стран, которые по списку ООН относятся к наибеднейшим странам мира:


а) Афганистан

б) Пакистан

в) Индия

г) Бангладеш

д) Непал

е) Кот-д’Ивуар

ж) Гаити

з) Гвинея

и) Малайзия

к) Мали

л) Мозамбик

м) ЮАР

н) Гонконг

о) Бразилия

п) Нигер

р) Того

с) Эфиопия

т) Венесуэла

у) Руанда

ф) Чад

х) Чили


1.24. Отметить основные факторы, определяющие отставание стран IV мира по уровню экономического и социального развития:

а) сохранение докапиталистических форм хозяйствования (первобытнообщинный уклад, феодализм)

б) неблагоприятные климатические условия

в) наличие специфических соцкультурных традиций (допотопные религиозные культы и др.)

г) отсутствие развитых транспортных сетей

д) отсутствие внутренних социально-экономических реформ.

е) скудность природных ресурсов

ж) несовершенство управления

з) межэтнические столкновения, военные конфликты

1.25. Отметить НИС «первой волны»:

а) Тунис д) Сингапур

б) Тайвань е) Вьетнам

в) Индонезия ж) Гонконг

г) Республика Корея з) Пакистан

1.26. Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990-1992 гг. составили (установить соответствия):

1.Страны Южной и Юго-Восточной Азии А. 1,7%

2. Страны Среднего Востока Б.2,2%

3. Страны Африки В.5,9%

4. Страны Латинской Америки Г.6,6%

1.27. В1995-1996 гг. среднегодовые темпы роста составляли:

1. Страны Севера А.4-5%

2. Страны Юга Б.2-2,5%

3. НИС В.9%

Г.7%

1.28. Отметить три ведущих торгово-экоиомических блока в мире:

а) СНГ д) МБРР и) США

б) НАТО е) НАФТА к) АТЕС

в) ЕС ж) СЭВ л) ЮНИДО

1.29.Отметить десять самых больших экономик мира в соответст­вии с данными Всемирного банка на 1992 г. (в порядке убывания):

а) Бразилия е) США

б) Италия ж) Великобритания

в)Германия з) Индия

г)Франция и) Япония

д) Китай к) Россия

1.30.Совокупность взаимодействия национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений - это:

а) мировой рынок

б) мировое хозяйство

в) мировая экономика

1.31.Число независимых государств, признанных мировым сооб­ществом, в настоящее время достигло:

а) 120 г) 190

б) 160 д) 240

в) 220 е) 145

1.32.Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН:

а) развитые страны с рыночной экономикой

б) социалистические страны

в) развивающиеся страны и территории

г) страны с командно-административной системой

д) страны с централизованной плановой экономикой

е) новые индустриальные страны (НИС)

1.33.Отметить страны, входящие в группу НИС:

а) Аргентина ж) Нигерия

б)Бразилия з) Сингапур

в) Китай и) Тайвань

г) Индия к) Уругвай

д) Гонконг л) Парагвай

е) Россия м) Франция

1.34.Отметить страны, входящие в ОЭСР:


а) Австралия

б) Новая Зеландия

в) Зимбабве

г) Турция

д) Греция

е) Португалия

ж) Ирландия

з) Эфиопия

и) США

к) Люксембург

л) Новая Гвинея

м) Сомали

н) Нидерланды

о) Венесуэла


1.35. Время начала армирования мирового хозяйства, как правило, датируется:

а) концом XIX - началом XX вв.

б) началом XVIII в.

г) серединой XX в. (после второй мировой войны)

 

1.36. Отметить основные черты, присущие современному (пятому) этапу развития мирового хозяйства:

а) переход к индустриальной модели развития

б) произошла смена моноцентризма США на полицентризм

в) энерго- и ресурсосберегагощее производство интенсивного типа с широким использованием НТП

г) усиление взаимозависимости стран

д) социально ориентированный рыночный механизм

е) обострение соперничества во всех сферах МЭО

ж) прекращение противостояния сверхдержав

з) развал СССР и мировой социалистической системы

и) рыночная система приобрела всеобщий универсальный характер

к) углубление МРТ

л) переплетение хозяйственных, финансовых, научных, технических отношений не только на межгосударственном уровне, но и на уровне частных корпораций

1.37. Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики:

а) промышленно развитых стран

б) развивающихся стран

в) стран с экономикой переходного типа

г) стран с командно-административной системой управления

д) новых индустриальных стран

е) стран III мира

ж) стран - поставщиков сырья

138.Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия (отметить пра­вильные характеристики):

а) глобально по своим масштабам

б) не является однородным

в) основывается на принципах рыночной экономики

г) основывается на принципах интернационализации производства

д) основывается на объективных закономерностях МРТ

е) основывается на политических соображениях экономической элиты мира

1.39. Открытая экономика предполагает:

а) целостность экономики

б) организацию зон совместного предпринимательства

в) благоприятный инвестиционный климат

г) разумную доступность внутреннего рынка для притока иностран­ных капиталов

д) национальное хозяйство как единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство

е) активное использование современных форм совместного предпринимательства

ж) стирание национальных границ

з) организацию единого экономического пространства с зарубежными странами

1.40. К количественным показателям открытости экономики страны относят:

а) экспортную квоту

б) квотирование экспорта

в) импортную квоту

г) квотирование импорта

д) внешнеторговую квоту

е) квотирование внешней торговли

ж) объем реэкспорта

1.41. Отметить основные факторы, влияющие на степень откры­тости национальной экономики:

а) роль страны в международном производстве

б) объем внутреннего рынка

в) уровень экономического развития страны

г) удельный вес базовых отраслей промышленности в структуре эко­номики

д) уровень экспортных и импортных таможенных пошлин

1.42. Процесс интернационализации отличает:

а) достижение определенной степени единства торговли, производст­ва и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в формирующийся мировой хозяйственный комплекс несмотря на наличие государственных границ

б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс

в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем

г) организацию единого экономического пространства

д) поиск и занимание национальной экономикой определенной «ни­ши» в мировом хозяйстве

е) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ

1.43. Тенденция к образованию единого, взаимосвязанного, взаимозависимого, более развитого и социально справедливого миря, на основе которого происходит сближение уровней развития различных стран - это:

а) интернационализация

б) интеграция

в) конвергенция

г) глобализация

Ключ к тесту

№ вопр. Вар. ответа № вопр. Вар. ответа № вопр. Вар. ответа
1.1 Б 1.15 В 1.29 Е, и, д, в, з, б, ж, к
1.2 а,в 1.16 Д, з 1.30 Б
1.3 1б, 2а 1.17 В 1.31 Г
1.4 Б 1.18 1б, 2ж, 3а, 4е, 5в, 6д, 7г 1.32 А, в, д
1.5 А 1.19 Б, в, г, д, е 1.33 А, б, в, г, д, з, и
1.6 Б 1.20 1г, 2в, 3б, 4а 1.34 А, б, г,д, е, ж, и, к, н
1.7 1б, 2а, 3в 1.21 1г, 2б, 3вде, 4а 1.35 В
1.8 1ав, 2бг 1.22 В, д 1.36 А, в, д, ж, з, и, к, л
1.9 Б, г 1.23 А, б, г, д, ж, з, к, л, п, р, с, у,ф 1.37 А, б, в
1.10 А, в, д 1.24 А, в, д, е, з 1.38 А, в, г, д
1.11 Г 1.25 Б, г, д,ж 1.39 А, б, в, г, д, е
1.12 Г, е 1.26 1в, 2г, 3а, 4б 1.40 А, в, ж
1.13 Г 1.27 1б,2а, 3г 1.41 А, б, в,г
1.14 в 1.28 В, е, к 1.42 А, б, в, д,е
        1.43 в

Блок №2 (Темы 1-15) «Современное международное разделение труда как материальная основа развития мировой экономики».

2.1. Сущность МРТ проявляется в:

а) диверсификации источников сырья и рабочей силы

б) расчленении процесса производства

в) объединении процесса производства

г) специализации различных видов трудовой деятельности по:

д) отдельным стадиям производства

е) на определенной территории

ж) в отдельных странах

з) их дальнейшем взаимодействии и взаимодополнении

2.2. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

а) технологическое

б) подетальнее

в) общее

г) отраслевое

д) сырьевое

е) частное

ж) поузловое

з) единичное

23. Основным побудительным мотивом участия стран в МРТ является:

а) получение доступа к новым технологиям и знаниям

б) передел сфер влияния между странами

в) получение экономических выгод

г) доступ к источникам сырья и энергии

2.4. Экономические выгоды от участия стран в МРТ заключаются в:

а) получении новейшей информации Основание: письмо конкурентах

б) экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта

в) получение земельной ренты

г) получение разницы (выгоды) между интеграциональной и национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров и услуг'

2.5. Отметить основные причины разделения труда странами:

а) различия в природно-климатических условиях

б) трудовые факторы

в) геополитические особенности положения страны

г) факторы научно-технического развития

д) использование информационных преимуществ

е) уровень заработной платы

ж) проведение политики импортозамещения

2.6. Указать основные формы МРТ:

а) общее

б) частное

в) м/д специализация

г) единичное

д) м/д кооперация

е) поузловое

2.7. Отметить основные направления международной специализации:

а) производственное

б) научное

в) технологическое

г) территориальное

д) межотраслевое

е) внутриотраслевое

2.8. Отметить основные виды международной специализации и установить соответствия:

1. Предметная А. Осуществление отдельных операций и технологических процессов

2. Единичная Б. Производство готовых продуктов

3. Подетальная В. Производство частей и компонентов

4. Технологическая

5. Частная

2.9. Показатель экспортной квоты свидетельствует о:

а) уровне кооперации производства

б) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки

в) характере внешнеэкономических связей страны

г) уровне отраслевой международной специализации

2.10. Увеличение экспортной квоты отражает:

а) процесс интенсификации международных экономических связей

б) повышение уровня конкурентоспособности междунородно-специализированной продукции

в) повышение производительности труда

г) повышение уровня заработной платы рабочей силы

д) благоприятную конъюнктуру мировых товарных рынков

2.11. Конкретная специализация страны на производстве отдель­ных товаров и услуг зависит от (отметить нужное):

а) использования передовых методов производства

б) социально-экономических особенностей страны

в) использование международных нормативно-правовых норм и правил

г) природно-географических условий

д) факторов международного характера

е) научно-технического взаимодействия стран

ж) производственной кооперации

з) финансового и информационного сотрудничества стран

2.12. Для успешного осуществления международной кооперации необходимо:

а) увеличение выпуска производимых материальных благ

б) наличие четко определенного объекта сотрудничества (области деятельности)

в) повышение производительности труда

г) использование соответствующих методов организации деятельности

д) выработка и использование международных нормативно-правовых норм и правил, с помощью которых участниками кооперации достигается выполнение совместно поставленных целей

2.13. Отметить основные функции международной кооперации:

а) повышение производительности труда

б) укрепление дружбы между странами

в) увеличение выпуска производимых материальных благ

г) получение безвозмездно патентов и ноу-хау

д) углубление МРТ

2.14. В соответстви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...