Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы совершенствование памяти у обучающихся




 

Усовершенствование памяти у юноши и взрослого человека в значительной мере зависит от того, как они работают над своей памятью, как они ее развивают. Знакомясь с особенностями памяти и изучая ее закономерности, человек получает возможность овладеть более совершенными способами запоминания и тем самым существенно повысить его эффективность.

1. Создание внешних условий запоминания заключается в целенаправленном улучшении условий запоминания информации, например: объект должен быть хорошо освещен, устранены отвлекающие факторы (посторонние разговоры, шум и пр.).

Однако вам мало что удастся запомнить, если вы сильно встревожены или испытываете в данный момент сильные переживания. Попробуйте сначала расслабиться (применить одну из расслабляющих формул AT).

Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение гигиены памяти:

· небольшие разминки или мини-АТ через каждые 40—45 минут интенсивной умственной работы;

· большие перерывы на 15—20 минут через 2—2,5 часа, лучше с физической разминкой и AT;

· полноценный регулярный сон;

· ритмичное полноценное питание;

· отказ от стимуляторов и возбуждающих средств при утомлении (крепкого чая, кофе, курения, алкоголя и т. п.).

2. При запоминании необходимо сформировать правильную установку на заинтересованность в информации, ее важность и необходимость продолжительного хранения в памяти. Обязательно внушите себе необходимость помнить и использовать полученные знания на протяжении всей жизни.

Очень важна общая установка на качество запоминания. Достаточно 2—3 раза пожаловаться себе или другим на плохую память, как вы действительно начнете замечать в ней огрехи. С другой стороны, только уверенность в том, что у вас хорошая память, которая полностью вас удовлетворяет; значительно ее усилит. Начните вести себя так, как будто бы у вас хорошая память — сначала вы обнаружите, что она раз-другой вдруг вас выручила, потом начнете верить в нее все больше и станете предъявлять к памяти повышенные требования. После этого вы постепенно начнете запоминать так, как если бы у вас действительно была хорошая память. Необходимо начать вести себя так, как будто вы обладаете развитой памятью; не записывать лишний раз то, что можно и запомнить, т. е. не перекладывать ответственность с памяти на бумагу; перед тем как посмотреть в записную книжку или ежедневник, вспомнить то, что хотели бы там найти.

Перед запоминанием большого блока информации с использованием АТ-расслабления можно настраивать себя, применяя следующие формулы* (* Приведенные формулы аналогичны используемым В. В. Петрусинским при интенсивном суггесто-кибернетическом методе обучения.):

1. Формула мобилизации запоминания

· «Я отдыхаю, настраиваюсь на обучение.

· Мне необходимо собраться.

· Необходимо собрать все свои силы, направить их на обучение.

· Моя память необычайно сильная.

· Я хочу, чтобы моя память стала сильной.

· Моя помять стала сильной.

· Все, что вижу и слышу, запечатлевается в моей памяти.

· Моя память сохраняет все.

· Запоминаю легко и непринужденно.

· Смогу вспомнить все, что когда-либо понадобится.

· Моя память необыкновенно сильна.

· Моя память активно поглощает всю информацию.

· Я полностью управляю, своим восприятием.

· Мое восприятие активно, мысли быстрые и четкие.

· Мышцы подвижные, упругие, легкие.

· Дыхание ровное и сильное.

· Я бодр и спокоен.

· Я полностью подготовил себя для обучения».

· Через 40—45 мин. занятия можно восстановить восприятие.

2. Формула отдыха и мобилизации запоминания

· «Я успокаиваюсь. Я отдыхаю.

· Мышцы тела расслаблены.

· Полная неподвижность. Блаженный покой.

· Полный покой.

· Дыхание спокойное, плавное.

· Приятная легкая усталость.

· Я отдыхаю.

· Усталость проходит, медленно уходит, исчезает, испаряется.

· Виски прохладные.

· Мысли спокойные, ясные.

· Чувствую неуклонный, мощный прилив сил.

· Тело заряжается энергией.

· Мышцы набухают, напрягаются.

· Все мышцы тела эластичны, подвижны, сильны.

· Я полон энергии и здоровья.

· Запоминаю легко и непринужденно.

· Восприятие активно, мысли быстрые и четкие.

· Я полностью готов к продолжению занятия».

Для коррекции восприятия можно дополнительно стимулировать биологически активные точки головы и конечностей с помощью точечного массажа или электростимуляции (соответствующие приборы выпускаются промышленностью).

Для запоминания как логически связанной, так и логически несвязанной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемонические приемы, или приемы мнемотехники). Смысловая информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V в. до н. э.), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение — «мать учения».

Учитывая то, что этот прием усиленно культивируется в школе, следует только напомнить его основные правила:

· большой объем информации заучивать по смысловым частям;

· число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного воспроизведения информации;

· первое повторение информации необходимо не позже, чем через 15—40 минут после запоминания, так как через час в памяти остается только 50 % запомненного, а через день не более 30—35%.

· помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Важную информацию большого объема необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в этот период максимальны потери от забывания. Лучше так: в 1-й день: два-три повторения, во 2-й: одно-два повторения, в 4-й; 6-й, 9-й и т. д. — по одному повторению;

· любую информацию лучше заучивать, одновременно используя зрительную, слуховую и кинестетическую память: например, зрительный образ необходимо описать словами и как бы обрисовать движением;

· при каждом повторении старайтесь мобилизовать внимание формулами AT, обязательно формируйте установку на важность информации, необходимость ее запоминания и длительного хранения;

· повторяя, старайтесь опираться в. основном на запомненное, и только в крайнем случае обращайтесь к источнику информации.

· Рассмотрим основные приемы улучшения запоминания логически связанного материала.

· Мотивационно-логический алгоритм чтения. Это очень эффективный способ для запоминания газетных и журнальных статей (см. выше).

· Составление плана изложения логически связанного материала, т. е. смысловая разбивка, группировка информации в порядке ее изложения.

· Выделение смысловых опорных пунктов в тексте, т. е. кратких тезисов из текста, отражающих основную мысль соответствующего «куска» информации.

· Использование наглядных представлений информации — таблиц, схем, диаграмм, а также образных ассоциаций с содержанием текста. После небольшой тренировки нижеперечисленные приемы позволят без труда запоминать телефонные номера, большие числа, группы и списки слов и предметов, вычислять в уме дни недели и т. п.

 

«Метод связок»

 

Карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук.

Запомнить этот ряд объектов можно, сделав их «персонажами» яркого, образного фантастического мультфильма о том, как стройный франт- карандаш в очках подходит к полной даме- люстре, на которую как шаловливый ребенок взгромоздился стул, на обивке которого сверкают сотни блестящих звезд. Они вместе садятся на жука -такси и т. д. Придумав и внутренне просмотрев такой мультик, забыть его или что-то в нем перепутать трудно. Можно составлять отдельные пары зрительных ассоциаций-образов: карандаш — очки, очки — люстра, люстра — стул и т. д. Чтобы повысить эффективность запоминания по методу связок, Г. Лорейн советует:

· сильно искажать пропорции (огромный жук);

· представлять предметы в активном действии (карандаш подходит);

· увеличивать количество предметов (сотни звезд);

· менять местами функции предметов (стул на даме-люстре).

Попробуйте, используя метод связок, запомнить следующий список, затрачивая на каждый объект не более 3—5 с: трава, дом, павлин, платье, окно, очки, скрепка, гвоздь, клей.

 

«Способ Цицерона»

 

Способ может быть особенно удобен для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете опять, представив себя обходящим комнату — предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

 

«Алфавитный порядок».

 

Иногда возможно поставить слова из списка в порядке алфавита по первым их буквам. Если будет несколько исключений — они также быстро запомнятся именно как исключения. Например: ананас, бюро, вагон, восток, гонг, дом.

 

«Группировка»

 

Часто можно найти смысловое соотношение между словами списка, например количество элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), очки (два стекла), люстра (часто бывает три лампочки), стул (четыре ножки), звезда (пять лучей), жук (шесть ног).

 

« Ранжирование»

 

Группировка предметов по размеру: карандаш, жук, звезда (как орден), очки, люстра, стул.

 

«Образование ключевых слов из первых букв»

 

Слова в списке поменять местами таким образом, чтобы их первые буквы образовали слово: Сор, Торт, Рояль, Омут, Камин, Ансамбль — СТРОКА.

 

«Ритмизация»

 

Способ удобен для людей с аудиальным и кинестетическим типом представления информации. Переместить слова списка с целью получения нескольких строк, связанных с определенным ритмом или мелодией. Предыдущий список слов под ритм первых двух мелодических строк песни «Подмосковные вечера» представляется так: сор — рояль — камин, омут — торт — ансамбль.

 

«Рифмование»

 

Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты, включенные в сюжет, будут активно действовать — тогда добавится еще и зрительное запоминание. Из слов — шар, желток, медь, самовар, бритва, товар можно составить образный рифмованный мультик: бритве шар принес товар — желтый медный самовар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...