Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов




Для длинных иностранных терминов издревле рекомендовалось находить похожие по звучанию русские слова. Студенты-медики хорошо знают данный прием по терминам, описывающим движения кисти рук «супинация» и «пронация», для которых давно подысканы образные эквиваленты — «суп несла и пролила».

Достаточно часто для студентов большую трудность представляет запоминание цифровой информации. Это связано с тем, что число как абстрактный знак обычно не вызывает у человека никаких ассоциаций, эмоциональных переживаний, ярких запоминающихся образов. Если же за каждой цифрой и числами (скажем, до 100) закрепить зрительные образы и постоянно ими пользоваться, -то любые числа превращаются в последовательности образов, которые мы уже можем запоминать по системе связок. Закрепление цифр и чисел за зрительными образами называется методом зацепок. Однако прежде чем его описывать, напомним, что никогда не стоит игнорировать арифметический способ запоминания чисел, заключающийся в выявлении арифметической зависимости между группами цифр в числе (например, в номере телефона 358954 можно найти следующую зависимость: 89 = 35+54), а также метод выделения знакомых чисел (в числе 859315: 859 — год основания Новгорода, 314 — первые цифры числа «пи»).

 

«Метод зацепок»

 

Для цифр 0, 1, 2, 3, 8 предлагается замена последними согласными буквами названий этих цифр:

· 0 — л

· 1 — н

· 3 — в

· 3 — р

· 8 — м

Для остальных цифр предлагается замена первыми согласными буквами названий цифр:

· 4 — ч

· 5 — п

· 6 — ш

· 7 — с

· 9 — д

Запомнить это очень легко — ведь смещена с обычного места только цифра 8. Далее еще проще — любое двухзначное число представляется двумя соответствующими согласными из данного списка. Если их «достроить» гласными до слов, то числа от 1 до 100 представляются сотней образов, слов, предметов. После нескольких прочтений этого списка для любого числа можно восстановить его образный эквивалент. Г. Лорейн [14] предлагает (точнее — переводчик на русский язык Т. Кириллова) следующие образы (Автор изменил несколько эквивалентов чисел):

 

Таблица 2.1.

0 — иЛ 10 — НиЛ 20 — ВоЛ 30 — оРеЛ 40 — ЧеЛо
1 — Ной 11 — НеоН 21 — ВиНо 31 — РаНа 41 — ЧаН
2 — Вой 12 — НиВа 22 — ВоВа 32 — РоВ 42 — ЧиВ (воробей)
3 — АРия 13 — НоРа 23 — ВаР 33 — РуР (шахта) 43 — ЧиРей
4 — оЧи 14 — НоЧь 24 — ВеЧе 34 — РеЧь 44 — ЧаЧа
5 — Па (балет) 15 — аНаПа 25 — ВыПь 35 — РеПа 45 — ЧП
6 — уШи 16 — НиШа 26 — ВоШь 36 — оРШа 46 — ЧаШа
7 — уСы 17 — НоС 27 — ВеСы 37 — РоСа 47 — ЧаСы
8 — яМа 18 — НеМой 28 — ВыМя 38 — РоМ 48 — ЧуМ
9 — аД 19 — аНоД 29 — ВоДа 39 — РаДио 49 — Чад
50 — оПаЛ 60 — ШиЛо 70 — СоЛь 80 — МыЛо 90 — ДуЛо
51 — ПеНь 61 — ШиНа 71 — СоН 81 — МиНа 91 — ДНо
52 — ПаВа 62 — ШоВ 72 — СоВа 82 — МяВ (кот) 92 — ДиВо
53 — ПаР 63 — ШаР 73 — СоР 83 — МоРе 93 — ДаР
54 — ПеЧь 64 — иШаЧий 74 — СеЧа 84 — МяЧ 94 — ДаЧа
55 — ПаПа 65 — ШиП 75 — СиП 85 — МиоПия (очки) 95 — ДеПо
56 — ПаШа 66 — ШиШ 76 — СуШь 86 — МыШь 96 — ДуШа
57 — ПеС 67 — иШиаС 77 — СоуС 87 — МяСо 97 — ДоСье
58 — ПиМы 68 — ШуМ 78 — СоМ 88 — МаМа 98 — ДоМ
59 — ПяДь (земли) 69 — ШэДоу (герой Ч. Чаплина) 79 СоДа 89 — МоДа 99 — ДаДа
100 — НеЛЛи

 

Если вам трудно представить какой-либо образ, то сразу замените его и всегда используйте новый. Не пугайтесь этого списка. Прочтите его 2—3 раза, вызывая яркие представления образов и проверьте — вы без труда вспомните аналог любого двузначного числа. К примеру: 94 — согласные Д и Ч — само напрашивается слово «ДаЧа»; 86 — согласные М и Ш, сразу — «Мышь». Теперь приведем несколько случаев использования этого приема.

 

Запоминание номеров телефонов

 

Вам надо, к примеру, запомнить телефоны двух ателье — по ремонту одежды и обуви: 275138 и 582986. Представьте себе: портной взвешивает на ВеСах (27) большой ПеНь (51), а вместо гирь у него — маленькие и большие бутылки РоМа (38); сапожник заливает в огромный ПиМ (58) холодную ВоДу (29), чтобы выгнать оттуда МыШь (86). Попробуйте прямо сейчас. Для жителей Новосибирска пригодятся телефоны:

298941 — справочное аэропорта «Толмачево»; 298581 — справочное вокзала «Новосибирск Гл.»; 298982 — вызов легкового такси; 223180 — бюро погоды.

 

Запоминание упорядоченного списка слов

 

Необходимо запомнить по номерам следующие слова

1. Комар 6. Сучок

2. Камыш 7. Ботинок

3. Замок 8. Стакан

4. Кирпич 9. Лошадь

5. Рябина 10. Колокол

Используя образные аналоги для чисел и метод связок, представьте: Ноя укусил комар; из камышей доносится громкий вой; солист поет арию и держит руки в «замке»; кирпич падает на очки и вдребезги их разбивает; рябина в балетной пачке танцует па; человек ухом зацепился за сучок на дереве; ботинки с усами из шнурков; вы вырыли яму формы стакана; огромная страшная лошадь, как из Ада; вы плывете по Нилу, а вокруг звонят колокола. Попробуйте теперь вспомнить список — это невероятно просто даже после одного прочтения ассоциативных образов.

 

Запоминание статей и журналов по страницам

 

Составьте связки образов номеров страниц (1 — Ной и т. д.) и основных тем, обсуждаемых на этих страницах.

 

Запоминание плана на день, списка покупок

 

Запомните дела (или предметы, с которыми они связаны) в том порядке, как это необходимо сделать с присвоением либо порядкового номера, либо часа выполнения. Используя известные зацепки, составьте пары связок.

 

Запоминание плана на неделю, месяц; дат рождения

 

3-е число месяца, 14 — часов — бассейн = «ария (3) ночью (14) в бассейне».

Июнь, 8-е число — день рождения Л. Д. — «заяц с большими ушами (июнь, 6-й месяц) в (8) около дома Л. Д.».

С оставляя план на неделю, чтобы не запутаться, лучше не обозначать дни недели по номерам. Проще сделать такие замены:

· понедельник — А — арбуз,

· вторник — Б — батон,

· среда — В — варан,

· четверг — Г — гараж,

· пятница — Д — домино,

· суббота — Е — ездок,

· воскресенье — Ж — жетон.

В этих словах по три согласных — вы не спутаете их с образами цифр и чисел. Варан и вол в гараже — среда, 20 часов, гараж. При планировании на следующую неделю — два варана и вол и т. п. Обязательно соблюдать один и тот же порядок: месяц, дата, время, дело; день недели, время, дело. Иначе дата и время могут поменяться местами при вспоминании. Во избежание путаницы в порядке образов можно придумать какой-либо принцип типа «что раньше по порядку, то выше в расположении» (образ месяца над образом даты, ниже их образ времени, еще ниже обозначение дела), или «что раньше по порядку, то больше по размеру».

 

Запоминание длинных чисел

 

Запомнить любое большое число проще, разбив его на последовательность двузначных чисел, а следовательно, и образов:

· 15 — 52 — 74 — 26 — 31 — 53

· аНаПа ПаВа СеЧа ВоШь РаНа Пар

Этот набор уже не трудно запомнить надолго.

 

Запоминание дней недели, года

 

Вероятно, не стоит держать в памяти дни недели всех лет XX века, но вот о текущем годе и об одном-двух ближайших к «ему годах эту информацию очень удобно держать в голове. Для того чтобы вычислить день недели в определенном месяце, достаточно знать дату, скажем, первого воскресенья месяца, а остальное уже можно подсчитать за несколько секунд. Ряд из 12 цифр — дат первых воскресений по порядку месяцев, — вот все, что вам нужно запомнить для одного года. Это двенадцатизначное число называется годовым ключей. Годовой ключ к 1989 году вам уже известен — это как раз «аНаПа — ПаВа — СеЧа — ВоШь — РаНа — ПаР». Теперь можно составить по календарю годовой ключ на следующий год и поупражняться с вычислением знаменательных для вас дат.

 

Запоминание доклада, выступления

 

Запомнить основной порядок тезисов речей и докладов удобно по уже известным вам принципам: по пунктам раскладываете содержание, в каждом пункте выделяете ключевое слово (образ) и все эти ключи ассоциируете с образами их порядковых номеров. Некоторые студенты считают более удобными для себя другие виды зацепок. Рассмотрим некоторые из них.

1. Двойная гласно-согласная, замена цифр

Если вам легче запомнить бессвязный набор слогов, чем ряд зрительных образов, то используйте двойной набор буквенных аналогов цифр, например:

 

Таблица 2.2.

                   
л н в р ч п ш с м д
а е с и о У ы э ю я

 

Так, телефон 65-3084 будет «шу-ра-мо».

2. Двойная согласная замена цифр

Можно использовать двойную буквенную кодировку цифр согласными буквами — это позволит создать более яркий и простой ряд образных аналогов чисел:

 

Таблица 2.3.

                   
ж н в р т п м ч х г
ш м ф л д б з щ ц к

 

3. Фонетический способ

Этот способ может быть удобен, если у вас хорошая речевая память. Ключевое слово подбирается близким по звучанию к числу, например:

Таблица 2.4.

1 — раз — газ, 6 — шесть — тесть,
2 — два — дрова, 7 — семь — сеть,
3 — три — гриб, 8 — восемь — осень,
4 — четыре — харакири, 9 — девять — стерлядь,
5 — пять — зять, 10 — десять — месяц.

 

4. Сложный способ зацепок

Удобно для больших чисел пользоваться разбивкой их не только на двузначные числа, но и на трех- и даже четырехзначные, где это возможно:

Граница 2.5.

7 8 2 3 9 2 3
Са-Мо-ВаР ДВеРь.

Это стоит применять для запоминания 7 и 5-значных номеров телефонов:

Таблица 2.6.

1 3 9 5 7 8 6 или 9 2 3 6 8
НаРоД ПеС Мы Шь   Д Be Рь Шу М

5. Метод зацепок по количеству элементов

Зацепки для цифр для многих бывает удобно подбирать не по тем образцам, которые создаются от ключевых согласных, а по числу элементов в ассоциируемых объектах:

Таблица 2.7.

0 — круг, 5 — звезда,
1 — карандаш, 6 — жук (6 ног),
2 — очки, 7 — неделя,
3 — люстра, 8 — паук (8 ног),
4 — стул, и т. д.

Можно создавать ассоциации и с различными геометрическими фигурами: 3 — треугольник, 4 — квадрат и т. д.

Студент-первокурсник ежедневно встает перед проблемой запоминания имен новых знакомых, преподавателей и т. п. Для многих это оказывается достаточно сложным. Ведь как часто случается, что познакомившись с человеком, вы осознаете в разговоре, что не запомнили его имени. Да и вам самим бывает обидно, если кто-то из знакомых спутал или забыл ваше имя! Для того чтобы не попадать в такие ситуации, рекомендуется следовать таким правилам.

 

«Запоминание имени»

 

1. При знакомстве старайтесь внимательно расслышать имя собеседника. Не кивайте «очень приятно» тогда, когда собеседник произнес имя невнятно или вы не расслышали его. В момент знакомства не страшно, если вы переспросите: «Простите, я не расслышал...», — собеседнику будет даже приятно, что к его имени так внимательно относятся.

2. Если имя трудное, незнакомое для вас, попросите проговорить имя по слогам.

3. Повторите «про себя» во время разговора имя человека несколько раз. Попытайтесь создать ассоциации между чертами его лица, внешностью, родом занятий, манерой поведения и именем, фамилией. Проговорите «про себя» имя в разных комбинациях: «Здравствуйте, Иван Сергеевич», «До завтра, Иван Сергеевич» и т. п.

4. Вспомните других ваших знакомых с похожими именем, фамилией или отчеством.

5. Во время разговора с человеком старайтесь чаще обращаться к нему по имени.

6. При расставании обязательно произнесите имя человека: «До завтра, Иван Сергеевич!» и т. п.

В том случае, если вы не помните имя человека и нет возможности его узнать другим путем (по табличке на двери кабинета и т. п.), попытайтесь так:

Восстановление забытого имени:

1. Вспомните, в каких условиях вы с ним познакомились или встречались позже, и воспользуйтесь процедурами П—1 или П—2 (см. далее).

2. Если помните, что имя не совсем распространенное, скажите, что давно хотели уточнить, как правильно произносится имя, как собеседник сам его произносит и какие существуют сокращения имени.

3. Спросите, как отчество собеседника — вероятнее всего, он произнесет его вместе с именем.

4. Можно спросить, почему родители назвали его именно так. Вероятнее всего, услышите что-то типа: «В честь дяди, его тоже звали...».

5. Попросите записать в вашу записную книжку телефон или адрес — может быть, собеседник напишет там то, что вам нужно.

С другой стороны, если вы заметили, что ваш новый собеседник не называет вас по имени и, вероятно, забыл его или называет вас по другому, то в своем рассказе употребите свое имя: «А они сказали мне: «Не расстраивайся, Алексей..».

Возможности мобилизации памяти значительно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая достигается:

· регулярным повторением уже заученного (стихов, иностранных слов);

· тренировкой внимания и наблюдательности;

· целенаправленными упражнениями.

Учитывая, что большую часть информации из внешнего мира мы получаем посредством зрительного восприятия (информационная пропускная способность зрения в 100 тыс. раз больше, чем слуха), в первую очередь следует развивать именно зрительную память. Кроме описанных упражнений рекомендуются следующие:

 

«Метод Айвазовского»

 

Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3—5 с. постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по тому изображению, которое вы представили. Опять откройте глаза на 1 с. Дополните образ — и так несколько раз. Если плохо получается с открытыми

глазами — используйте способ «левой ладони».

 

«Спички»

 

Это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол кучкой 4—5 спичек. В течение 2—3 с запомните их взаиморасположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить — взгляните на спички еще на 1 с и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 12 — 1-4 шт., опять начните с 4—5, но теперь уже запоминайте и расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листке бумаги и затем сличить рисунок с оригиналом. Разумеется, тренировать необходимо не только зрительную, но и другие виды памяти. Для этого выполняйте следующие упражнения.

 

«Запоминание внутренней речи»

 

Наугад произнесите про себя последовательность арифметических действий: «Один плюс семь, минус три, умножить на два и т. д.» Теперь проведите «в уме» эти несложные вычисления — для этого вам придется каждый раз вспоминать всю произнесенную ранее фразу. Это тренирует слуховую и кинестетическую память.

 

«Анализ событий дня»

 

Вечером перед сном в течение 5—7 минут в ускоренном темпе восстановите цепь основных событий дня — все именно в том порядке, в каком это происходило. Вспоминаем новых знакомых, их имена, манеру поведения, телефоны. Старайтесь точно и ярко воссоздать имевшие место ощущения. При всех видах тренировки памяти имеет смысл:

· рассматривая запоминаемый объект или вспоминая его образ, описывать этот объект словами или совершать движения;

· в случае, если вы точно и ярко вспомнили что-либо в момент эмоционального толчка («Ура, вспомнил!»), закрепите это ощущение, ущипнув себя за мочку правого уха. Назовем этот прием «якорем — правое ухо». Если вы часто будете использовать этот прием, то сможете мобилизовать вспоминание в экстренных ситуациях таким же способом.

Для тренировки речевой памяти очень эффективно изучение европейских иностранных языков, для тренировки зрительной памяти — китайского или японского.

Вспоминание (воспроизведение) является главным элементом памяти, ведь запоминаем мы именно для того, чтобы вспомнить. В значительной степени вспоминание зависит от установки, созданной при запоминании, и качества запоминания. Если вы не смогли сразу вспомнить что-либо, попробуйте выполнить следующую процедуру.

 

Процедура облегчающая вспоминание забытой информации (П-1)

 

1. Максимально расслабиться, отвлечься от посторонних мыслей, настроиться на вспоминание. Установка: «Могу все вспомнить».

2. Проанализировать альтернативу:

· если я вспоминаю, то позитивным результатом
для меня будет А (А =...);

· если я не вспомню, то самым плохим результатом для меня будет Б (Б =...).

3. Выход из положения Б реально существует — В (В =...); при реализации В негативного результата для меня либо не будет, либо он будет мал, ограничен и исправим.

4. Я способен преодолеть большее, чем Б, например,...

5. Постарайтесь воссоздать все условия (обстановку, звуки, ощущения), которые были в момент восприятия информации. Очень важно воссоздать именно ощущения — для этого можно принять ту же позу, выражение лица, постараться повторить движения, вызвать эмоциональное состояние и т. п. Необходимо добиться максимально ярких образов-воспоминаний.

6. Воссоздайте ощущение, которое вы обычно испытываете, если вам удается вспомнить необходимую информацию (или ярко вспомните случай, который был в вашей жизни, с точным воссозданием ощущений). Если вы часто используете «якорь» — правое ухо» (см. выше) — воспользуйтесь им.

7. Сформулируйте позитивную установочную команду: «Я могу и я должен вспомнить, это очень важно. Когда я вспомню, будет результат А, при этом я буду испытывать...».

Если все-таки вспомнить не удалось или если информация вам необходима не сейчас, а завтра, то попробуйте следующую процедуру (лучше — вечером, перед сном).

 

Процедура отстроченного воспоминания забытой информации (П-2)

 

Повторяется аналогично процедуре П-1, кроме пункта 6:

«Я могу и должен вспомнить информацию в условиях Г».

Г =... («когда я проснусь», «когда я буду выходить с работы» и т. п. с ярким представлением обстановки, звуков и ваших действий и ощущений в условиях Г. Стараться проигрывать такие элементы и подробности ситуации Г, которые будут в любом случае).

Мгновенно вспомнить информацию помогает систематическое вызывание представлений на левой ладони и натренированный «якорь — правое ухо».

Забытое слово (фамилия, имя и т. п.) можно вспомнить, перебирая «в уме» подряд буквы алфавита — по первой букве часто «всплывает» само слово.

Развитие памяти — процесс длительный и нелегкий, но он всегда окупит потраченные на него время и силы, позволит более эффективно использовать интеллект и управлять развитием своих способностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...