Место дисциплины в структуре образовательной программы
Основы коммуникативной культуры
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Культурологический факультет
Кафедра социально-культурной деятельности
Утверждаю
Проректор по учебной работе
______________ С. В. Буцык
«___» ______________ 2016 г.
Основы коммуникативной культуры
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 1 семестр
Форма обучения: заочная
срок изучения – 1 семестр
Челябинск 2016
УДК 374 (075)
ББК 77.0я73
О 75
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)
Автор(ы)-составитель(и): Т. П. Степанова, доцент кафедры социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета культурологическогофакультета рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 31.10.2016.
Экспертиза проведена 03.11.2016, акт № 2016/СКДБ(м)
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год
| Совет факультета
| № протокола, дата утверждения
|
2017–2018
|
|
|
2018–2019
|
|
|
2019–2020
|
|
|
2020–2021
|
|
|
О75
| Основы коммуникативной культуры: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.03 социально-культурная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация: бакалавр / авт.-сост. Т. П. Степанова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – с. – (ФГОС ВО версия 3+).
Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
|
© Челябинский государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация
|
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
|
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
|
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
|
|
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
|
|
4.1. Структура преподавания дисциплины
|
|
4.1.1. Матрица компетенций
|
|
4.2. Содержание дисциплины
|
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
|
|
5.1. Общие положения
|
|
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
|
|
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
|
|
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
|
|
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы
|
|
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы
|
|
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
|
|
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
|
|
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
|
|
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
|
|
6.2.2. Описание шкал оценивания
|
|
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (пятибалльная система)
|
|
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы
|
|
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы
|
|
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
|
|
6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену
|
|
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
|
|
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы
|
|
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций
|
|
6.3.4.1. Планы семинарских занятий
|
|
6.3.4.2. Задания для практических занятий
|
|
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
|
|
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
|
|
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
|
|
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению
|
|
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
|
|
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
|
|
7.1. Основная литература
|
|
7.2. Дополнительная литература
|
|
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
|
|
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
|
|
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
|
|
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
|
|
12. Иные сведения и материалы
|
|
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
|
|
Лист изменений в рабочую программу дисциплины
|
|
Аннотация
| Код и название дисциплины по учебному плану
| Б1.В.ДВ.1 Основы коммуникативной культуры
|
| Цель дисциплины
| дать студентам знания в области продуктивного общения.
|
| Задачи дисциплины заключаются в:
| - формирование знаний по психологии общения;
- трансляция информации по культурологии общения;
- формирование социальных знаний как фактора эффективного общения;
- развитие этнической культуры студентов (понятий, знаний, чувств);
- формирование эстетических представлений как условия взаимодействие;
- развитие у студентов практических навыков общения;
- формирование поведенческих навыков в различных ситуациях в соответствии с требованиями этикета;
- развитие технологий и техник общения;
- развитие умений и навыков общения в нестандартных коммуникативных ситуациях (конфликт, выбор оптимальной стратегии поведения, конструктивного преобразования энергии конфликта, управления конфликтом);
- развитие эмоциональной культуры;
- развитие у студентов навыков проектирования коммуникативных ситуаций;
- развитие креативности как фактора эффективных коммуникаций.
|
| Коды формируемых компетенций
| ОК-5, ПК-12, ПК-15
|
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень)
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести:
знания:
– коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровнепонимания;
– организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне понимания;
– целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне применения;
умения:
– классифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
– приводит примеры творческо-производственной деятельности работников;
– изменяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные);
навыки и (или) опыт деятельности:
– приводит примеры коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
– Использует навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности;
– реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры изменяя цели и приоритеты творческо-производительной деятельности.
|
| Общая трудоемкость дисциплины составляет
| в зачетных единицах – 5
в академических часах – 180
|
| Разработчики
| Т. П. Степанова, доцент кафедры социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)
| Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине в рамках компонентов компетенций
|
Пороговый
(обязательный для всех обучающихся)
| Продвинутый
(превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции)
| Повышенный
(максимальная сформированность компетенции)
|
|
|
|
|
Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)
| знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровнепонимания
| знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровне воспроизведения
| знания: коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на уровне синтеза
|
умения: классифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
| умения: идентифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
| умения: категоризирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
|
навыки и (или) опыт деятельности: приводит примеры коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
| навыки и (или) опыт деятельности: маркирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
| навыки и (или) опыт деятельности: идентифицирует коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
|
Готовность к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК- 12)
| знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне понимания
| знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне оценивания
| знания: организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры на уровне воспроизведения
|
умения: приводит примеры творческо-производственной деятельности работников
| умения: объясняет творческо-производственную деятельность работников
| умения: определяет творческо-прои зводственную деятельность работников
|
навыки и (или) опыт деятельности: Использует навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности
| навыки и (или) опыт деятельности: применяет навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности
| навыки и (или) опыт деятельности: разрабатывает навыки делового общения для организации творческо-производительной деятельности
|
Готовность к разработке целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) (ПК-15)
| знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне применения
| знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне синтеза
| знания: целей и приоритетов творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные) на уровне оценки
|
умения: изменяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные)
| умения: объясняет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные)
| умения: рассматривает цели и приоритеты творческо-производительной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреационные)
|
навыки и (или) опыт деятельности: реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры изменяя цели и приоритеты творческо-производительной деятельности
| навыки и (или) опыт деятельности: реализации социально-культурных технологий в учереждениях культуры объединяет цели и приоритеты творческо-производительной деятельности
| навыки и (или) опыт деятельности: Применять цели и приоритеты на практике в реализации социально-культурных технологии
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Основы коммуникативной культуры» является дисциплиной по выбору.
Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Психология», «Теория и история социально-культурной деятельности», «Сценарно-режиссерские основы», «Ораторское искусство»
В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 семестре (или с 1 семестра), входные знания у обучающихся сформированы недостаточно.
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин «Деловое общение», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Арт-менеджмент», «Возрастные (дифференциальные) технологии социально-культурной сферы», прохождении практик: Научно-исследовательской работы, подготовке к государственной итоговой аттестации.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе 45 часов на экзамен.
Таблица 2
Вид учебной работы
| Всего часов
|
Очная
форма
| Заочная
форма
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
– Контактная работа (по учебным занятиям) (всего)
|
|
|
в том числе:
|
|
|
лекции
|
|
|
семинары
|
|
|
практические занятия
|
|
|
мелкогрупповые занятия
|
|
|
индивидуальные занятия
|
|
|
– Внеаудиторная работа:
|
|
|
консультации текущие
| 5 % от аудиторной работы
| 15 % от аудиторной работы
|
курсовая работа
| 3 часа
| 3 часа
|
– Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
|
– Промежуточная аттестация обучающегося (зачет/экзамен) (всего часов по учебному плану):
|
|
|
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: