Структура преподавания дисциплины
Таблица 3 Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Таблица 4
Матрица компетенций
Содержание дисциплины
Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения Тема 1. Сущность и особенности общения. Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Полифункциональная сущность общения. Информационная функция межличностного взаимодействия, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием-передача определенных сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. Ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в изменении личностно-смысловых структур партнера, включая его взгляды, установки, намерения, представления, потребности. Регулятивно-координационная функция: согласованность действий при осуществлении совместной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция: направленность на изменение своего эмоционального состояния или на возбуждение в партнере определенных чувств и эмоций. Общение и деятельность. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Общение и коммуникация: сходства и различия. Коммуникация как действие, сознательно ориентированное на смысловое восприятие другими людьми. Общение как способ передачи культуры. Усвоение духовных ценностей посредством литературы, искусства, средств массовой коммуникации. Распредмечивание культурных ценностей как условие сближения, организации и консолидации социальных групп, общностей.
Общение и формирование личности. Влияние общения на развитие и изменение гносеологического, аксиологического, праксиологического потенциалов человека. Обусловленность общения уровнем нравственного развития личности. Общение и «золотое правило» нравственности. Тема 2. Основные типы и виды общения. Понятие деловое общение. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком. Общение, обслуживающее разнообразные виды любительской деятельности, и общение ради общения. Досуговое взаимодействие как условие совместной познавательной деятельности, восприятии произведений искусства, социального, художественного, прикладного, технического и других видов творчества. Сущность и особенности самоцельного общения. Дружеские контакты, стимулируемые потребностью душевного сближения с людьми. Общение, не связанное с решением конкретных жизненных проблем и осуществляемое ради удовольствия от самой встречи. Характерные черты свободного общения: полная добровольность вступления в контакты, выбор партнеров по собственному желанию, нерегламентированность контактов функциональными обстоятельствами. Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредственный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дистанция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Личностно-ориентированное общение как взаимодействие по принципу тет-а-тет. Сущностные особенности социально-ориентированного общения, построенного построенного на обращения к группе в форме аудитории, публики и т. д. Роль средств массовой коммуникации в организации социально-ориентированного общения. Классификация общения в зависимости от особенностей партнера. Общение с реальным партнером. Общение человека с иллюзорным партнером. Воображаемый партнер и особенности взаимодействия с ним. Специфика партнерства в сфере художественного общения. Тема 3. Общение как информационный процесс. Взаимодействие и информация. Информация как знания, которые передаются. Основные компоненты коммуникативного процесса: источник информации, передатчик информации, приемник информации, канал связи. Важнейшие свойства информации: количество, ценность, истинность, полнота, оперативность. Семантическая, синтаксическая и прагматическая характеристика информационной деятельности. Межсубъектный характер общения. Типология коммуникации. Классификация коммуникаций по типу отношений между участниками (межличностная, публичная, массовая) и по средствам общения (речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая).
Основные виды сообщений: информативные, побудительные, экспрессивные. Использование в коммуникативных целях средств информационной технологии. Понятие о содержании общения. Возможности обмена в процессе межличностных коммуникаций сведениями, знаниями, оценками, опытом, переживаниями. Возможности педагогической корректировки содержания общения. Основные задачи корректировки. Пути корректировки: сублимация интересов, постановка альтернатив, сообщение неординарной информации, выдвижение проблем, которые ранее не привлекали внимание, и др. Тема 4. Психология восприятия человека человеком. Человек в роли субъекта, познающего и оценивающего других людей. Общее понятие о коммуникативно-перцептивных умениях и навыках. Внешне наблюдаемые данные о человеке. Физиогномика и установление психологических качеств личности по внешним признакам. Достраивание образа на основе ограниченной информации. Стереотипизация как распространение на человека характеристик определенной социальной группы. Временная и устойчивая апперцепция. Функции каузальной атрибуции при восприятии человека человеком. Искусство истолкования причин и мотивов поведения других. Интуиция в системе коммуникативно-перцептивных механизмов, Смутные предчувствия, о причинах появления которых люди не могут дать ясного ответа. Сущность и особенности экстрасенсорного восприятия. Возможность приема информации, не связанной с функционированием известных науке органов чувств. «Эффект ореола» и феномен «аттракции».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|