Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Эвфония и инструментовка.




Дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр, полиметрия в русском стихе.

Дольник – переходная форма между силлабо-тоническим и чисто тоническим стихосложением. Строки в Д. совпадают по количеству ударений, а число безударных слогов между ударными колеблется в пределах 1-2 слогов. Ударение не может идти сразу друг за другом в каждом слоге. Термин «дольник» впервые ввел в употребление В. Брюсов.

Старейшая разновидность дольника – русский гекзаметр.

В некоторых разновидностях дольника допускаются «скользящие анакрузы».

На нас ордой опьянелой

Рухните с темных становий –

Оживить одряхлевшее тело

Волной пылающей крови.

(«Грядущие гунны» Брюсов).

Здесь начальный ударный слог то 2-й, то 1-й, то 3-й по счету в стихе.

Тактовик – стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

Тактовик появляется в русском литературном стихе как имитация народной поэзии: у Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», большинство «Песен западных славян»), Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). В XX веке тактовик активно используется у З. Гиппиус, Блока, Кузмина, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, Тихонова, Асеева и других; позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга. Термин «тактовик» введён поэтом и стиховедом А. П. Квятковским в 1928 г.

Раненым медведем

мороз дерет.

Санки по Фонтанке

летят вперед.

Полоз остер —

полосатит снег.

Чьи это там

голоса и смех?

(Н. Асеев)

Акцентный стих (синоним чисто тонический) – стих, в котором строки обычно совпадают по числу ударений, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов.

 

Ю́ноше,

 

обду́мывающему

 

житье́,

 

реша́ющему —

 

сде́лать бы жи́знь с кого,

 

скажу́

 

не заду́мываясь:

 

— Де́лай ее

 

с това́рища

 

Дзержи́нского

(Маяковский, из поэмы «Хорошо!»)

 

Верлибр (синоним свободный стих) – стих, не имеющий метра (размера), рифмы, отличающийся от прозы только членением на строки (соответственно наличием ударной константы и межстиховой паузы). Иногда В. называют переходной формой между стихом и прозой, что неверно. В В. есть свой ритм, так же, как и в обычном стихе здесь возможны несовпадания смысловой и ритмической паузы. Возник в Средневековой литературе (литургические стихи), особенное распространение получил в конце XIX - начале ХХ века.

 

Вот девушка, едва развившись,

Еще не потупляясь, не краснея,

Непостижимо черным взглядом

Смотрит мне навстречу.

Была бы на то моя воля,

Просидел бы я всю жизнь в Сеттиньяно;

У выветрившегося камня Септимия Севера.

Смотрел бы я на камни, залитые солнцем,

На красивую загорелую шею и спину

Некрасивой женщины под дрожащими тополями.

(А. А. Блок).

Полиметрия – применение различных стихотворных размеров внутри одного произведения. Возможны различные степени полиметрии — от четко выделенных небольших вставок в больших произведениях (песня девушек в «Евгении Онегине») до произведений в которых размер меняется почти с каждым четверостишием без всякой тематической мотивировки (поэмы В. Хлебникова). Наиболее часты промежуточные случаи, когда размер выдерживается в одном тематически цельном отрезке и меняется с переходом к другому отрезку текста. Соответственно, полиметрия чаще встречается в больших произведениях («Современники» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока, поэмы В. В. Маяковского) и реже — в мелких стихотворениях (например, сатирические стихи Маяковского, где основная часть обычно написана хореем, а концовка-вывод — акцентным стихом).

 

 

Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Эвфония и инструментовка.

Фоника (или поэтическая фонетика) – особый раздел поэтики, учение об эстетическом использовании звуков как речевого материала в художественном тексте. Такое понимание предмета фоники основано на концепции Л. П. Якубинского, отделявшего язык «стихотворный» (шире – художественный) от языка «практического» (языка бытового общения).

Основная эстетическая функция звуков в художественном тексте – гармонизирующая. Разнообразные звуковые повторы, как и паузы, упорядочивают ритм произведения, а любое проявление порядка в художественной речи опознается как проявление гармонии. Благозвучие было важно для авторов на протяжении многих веков. Это свойство называется эвфонией. Н. В. Гоголь отмечал благозвучие как особую черту русской поэзии.

Томашевский выделил количественную и качественную разновидности эвфонии.

Количественные – ритмическая речь. Совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию.

Но традиционно эвфонию связывают только с качеством звуков, которое регулируется запретительными правилами и использования, а также инструментовкой, т.е. совокупностью приемов организации звуковых единиц текста. Запретительные правила сформулировала еще Ломоносов в «Кратком курсе к красноречию», два из них особо популярны: 1) избегать сложного сочетания согласных (всех чу вств вз ор…); 2) избегать хиатуса (зияние) – стечения гласных (Мар ии и Ии суса).

Инструментовка текста включает в себя два основных способа его фонетической организации.

1. Липограмма – отказ от определенной буквы. Термин был введен в начале XVII века французским поэтом Соломоном Сертоном. Почти не пользуется авторским спросом.

2. Звукопись – применение звуковых повторов.

1) Конвенциональные повторы – типы рифм, занимающие определенное положение в колонах или стихах. Находятся в том месте, в каком их ожидает увидеть читатель.

2) Окказиональные – все прочие повторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...