Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активное слушание в неподходящее время




Неудачи при первых опытах активного слушания часто обусловлены тем, что родители прибегают к этому методу в неподходящее время. Как и со всяким другим хорошим делом, с активным слушанием можно переборщить.

Бывают минуты, когда дети не хотят говорить о своих чувствах, даже если рядом участливый собеседник. Они могут хотеть побыть со своими чувствами наедине. Разговор в такие моменты может оказаться для них слишком


болезненным. У них может не быть времени на продолжительную облегчительную беседу с родителем. Родители должны уважать право ребенка на уединение в его мире чувств и не подталкивать его к разговору.

Каким бы эффективным ключом от двери ни являлось активное слушание, дети зачастую просто не хотят входить в эту дверь. Одна мама рассказала нам о способе, найденном ее дочерью, чтобы дать ей понять о своей не расположенности к разговору: «Давай не будем! Я знаю, как полезно бывает поговорить, но сейчас я к этому не расположена. Поэтому давай отложим активное слушание на потом, мама».

Иногда родители открывают дверь с помощью активного слушания в тех ситуациях, когда у них нет времени ждать, пока ребенок поделится всеми чувствами, скопившимися внутри него. Такая тактика молниеносного действия не только несправедлива по отношению к ребенку, но и пагубна для взаимоотношений родителей и детей. Ребенок неизбежно почувствует, что родителям не очень интересно то, что он им сообщает. Мы не устаем повторять: «Не прибегайте к активному слушанию, если у вас нет времени на то, чтобы выслушать все чувства, высвобождаемые с помощью этого метода».

Некоторые родители испытывают сопротивление со стороны ребенка по той причине, что прибегают к активному слушанию, вместо того чтобы предложить другой вид помощи. Когда ребенок просто о чем-то спрашивает, просит помочь или нуждается в совете, он может не испытывать ни малейшей потребности в исчерпывающей беседе с летальной проработкой проблемы.

Некоторые родители так увлекаются активным слушанием, что используют его в тех случаях, когда ребенку не нужно, чтобы его «вызывали на разговор» или побуждали затронуть свои сокровенные чувства. Совершенно очевидно, насколько неуместно активное слушание в следующих теоретических ситуациях.

РЕБЕНОК: Послушай, мама! Не могла бы ты свозить меня завтра в центр? Мне нужно кое-что купить.

РОДИТЕЛЬ: Тебе бы хотелось съездить завтра в центр.

РЕБЕНОК: Когда ты и мама вернётесь домой?

РОДИТЕЛЬ: Тебя действительно очень интересует, когда мы вернемся домой?


РЕБЕНОК: Сколько я буду должен заплатить за страховку, если я куплю собственный автомобиль?

РОДИТЕЛЬ: Тебя беспокоит стоимость страховки.

Эти дети, по всей видимости, не нуждаются в приглашении к продолжению разговора. Они запрашивают конкретный вид помощи, существенно отличающийся от той помощи, которую дает активное слушание. Они не передают своих чувств. Они запрашивают фактическую информацию. Реагировать на подобные вопросы активным слушанием означает не только озадачивать ребенка, но и вызывать в нем разочарование и раздражение. Это такие случаи, когда требуется прямой ответ.

Родители также замечают, что дети начинают волноваться, когда родитель продолжает использовать активное слушание и течение долгого времени после того, как ребенок закончил передачу сообщений. Нужно знать, когда остановиться. Обычно ребенок сам посылает соответствующие сигналы — делает недовольное выражение лица, поднимается, чтобы уйти, замолкает, начинает ерзать, постоянно поглядывает на часы и т.д. — или произносит фразы типа:

«Да-да. Вероятно, все так и есть».

«У меня нет времени продолжать».

«Теперь я думаю немного по-другому».

«Пока мне хватит и этого».

«Нам сегодня задали кучу уроков».

«Я, наверное, здорово отвлекаю тебя».

Проницательные родители, восприняв подобные знаки или сообщения, ретируются, даже если им кажется, что ребенок так и не решил свою проблему. Как установили профессиональные психологи, активное слушание лишь подвигает детей на первый шаг в решении проблемы — выразить свои чувства и определить проблему. Начиная с этого места, дети нередко берут инициативу в свои руки и доводят проблему до благополучного разрешения.


Глава 5

КАК ВЫСЛУШИВАТЬ

ДЕТЕЙ МАЛЕНЬКОГО ВОЗРАСТА

Многие родители спрашивают: «Я вижу, какие чудеса творит активное слушание с детьми трех-четырех и более лет, но можно ли его применить в отношении детей, которые еще не научились не только говорить, но и ходить?»

Или: «Теперь я понимаю, что необходимо доверять внутренней способности детей самостоятельно решать свои собственные проблемы и лишь поддерживать их активным слушанием. Но маленькие дети не обладают навыками решения проблем, а потому не наш ли долг решать большую часть их проблем за них?»

Неправильно полагать, что активное слушание эффективно лишь в отношении детей, которые уже умеют говорить. Просто использование активного слушания в отношении маленьких детей требует кое-каких дополнительных знаний о невербальном общении и о том, как эффективно реагировать на невербальные сообщения, посылаемые маленькими детьми. Кроме того, родители очень маленьких детей зачастую полагают, что раз их дети почти целиком зависят от взрослых, то, стало быть, они мало способны к тому, чтобы вырабатывать свои собственные решения тех проблем, с которыми сталкиваются в этот ранний период своей жизни. Это мнение тоже неверно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...