Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление об эмоциональном интеллекте

Современный взгляд на эмоциональный интеллект: сущность, диагностика, формирование, корреляты

Эмоциональный интеллект как психологический феномен активно изучается с конца XX века. За последние годы были выдвинуты различные теории, призванные ответить на вопросы: «Каким содержанием должно быть наполнено определение эмоционального интеллекта?», «Следует ли относить эмоциональный интеллект к классу личностных черт или к классу познавательных способностей?». В настоящее время исследователи идут по пути поиска, проверки и обоснования достоверных данных сравнительных и экспериментальных измерений в целях более глубокого понимания природы этого явления.

Представление об эмоциональном интеллекте

Возникновение термина «эмоциональный интеллект» предварялось изменением взглядов об эмоциональных и интеллектуальных процессах (Базарсадаева, 2013):

· представление о доминировании разума над эмоциями;

· дифференцированные исследования эмоций и интеллекта;

· обнаружение продуктивности взаимодействия эмоций и интеллекта и рост интереса к изучению особенностей их взаимовлияния;

· формирование эмоционального интеллекта как интерпроцессуального понятия.

Аббревиатура EQ - ЭИ, изначально «коэффициент эмоциональности» - была введена в 1985 г. Р. Бар-Оном по аналогии с акронимом IQ - коэффициентом интеллекта (Симбирцева, 2008). За этим событием последовали базисные публикации «Эмоциональное мышление» Дж. Мэйера и «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана, представившие широкой аудитории новый феномен.

В психологии известны несколько моделей эмоционального интеллекта, отражающие различные взгляды на сущность феномена. Кроме того, исследователями были разработаны схемы различения этих моделей (Дегтярев, 2012). Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо, создатели основополагающей структуры ЭИ, предложили и схему различения последующих: модели первого типа, трактующие ЭИ как когнитивную способность и модели второго типа, трактующие ЭИ как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили теории ЭИ, описывающие феномен как когнитивную способность и теории, описывающие его как личностную черту, призывая использовать в первом случае для диагностики задания, схожие с традиционным наполнением тестов интеллекта или проективные задачи, а во втором случае – опросники.

Обращаясь к родовым истокам понятия «эмоциональный интеллект», находим определение интеллекта Д. Векслером: «Интеллект есть глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением». Структура «множественного интеллекта» по Х. Гарднеру включает в себя семь форм интеллекта, в число которых входят межличностный и внутриличностный виды интеллекта. На основе этой классификации Дж. Мэйером, П. Сэловеем и Д. Карузо были выработаны первые модели эмоционального интеллекта (см. Таблица 1, 2).

 

Таблица 1 – Ранняя модель эмоционального интеллекта по Мэйеру-Сэловею-Карузо

Эмоциональный интеллект – способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений
Способности Компоненты способностей
Идентификация и выражение эмоций Направленность на свои эмоции Направленность на чужие эмоции
Вербальное и невербальное восприятие Невербальное восприятие и эмпатия
Регуляция эмоций Регуляция своих эмоций Регуляция чужих эмоций
Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности Гибкое планирование
Творческое мышление
Перенаправление внимания
Мотивация

 

Таблица 2 – Поздняя модель эмоционального интеллекта по Мэйеру-Сэловею

Эмоциональный интеллект – способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать их в качестве основы для мышления и принятия решений  
Компонент эмоционального интеллекта Способности, входящие в компонент
Идентификация эмоций Восприятие эмоций как фактов; идентификация эмоций; различение подлинных эмоций и их имитаций Компоненты эмоционального интеллекта осваиваются в онтогенезе последовательно
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности Использование эмоций для направления внимания на важные события; вызов эмоций, способствующих решению задач; использование колебаний настроения в качестве средств анализа различных точек зрения на проблему
Понимание эмоций Понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, переходов между эмоциями, причин эмоций, вербальной информации об эмоциях
Управление эмоциями Контроль за эмоциями; снижение интенсивности отрицательных эмоций; осознание своих эмоций; решение эмоционально нагруженных проблем без подавления отрицательных эмоций

 

Идеи Дж. Мэйера и П. Сэловея были поддержаны и развиты Д. Гоулманом. Обогащение первоначальных структур эмоционального интеллекта было проведено путем добавления к списку когнитивных способностей некоторых характеристик самосознания, волевых качеств и социальных навыков, которое продемонстрировало тенденцию к приращению личностных характеристик к исследуемому понятию (см. Таблица 3, 4).

 

Таблица 3 – Ранняя модель эмоционального интеллекта по Д. Гоулману

Эмоциональный интеллект – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей
Компоненты эмоционального интеллекта Идентификация и выражение эмоций
Регуляция эмоций
Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности
Энтузиазм
Настойчивость
Социальные навыки

 

Таблица 4 – Поздняя модель эмоционального интеллекта по Д. Гоулману

Компонент эмоционального интеллекта Навыки
Самосознание Эмоциональное самосознание (анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на людей, использование интуиции при принятии решений); точная самооценка (понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей); уверенность в себе (чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности)
Самоконтроль Обуздание эмоций (умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы); открытость (проявление честности и прямоты, надежность); адаптивность (гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий); воля к победе (настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества); инициативность (готовность к активным действиям и умение не упускать возможности); оптимизм (умение позитивно смотреть на вещи)
Социальная чуткость Сопереживание (умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам); деловая осведомленность (понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне); предупредительность (способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей)
Управление взаимоотношениями Воодушевление (умение вести за собой); влияние (владение рядом тактик убеждения); помощь в самосовершенствовании (поощрение развития способностей других людей); содействие изменениям (способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении); урегулирование конфликтов (разрешение разногласий); укрепление личных взаимоотношений (культивация и поддержание социальных связей); командная работа и сотрудничество (взаимодействие с другими работниками и создание команды)

 

Модель Р. Бар-Она предполагает широкую трактовку понятия эмоционального интеллекта, в которой ведущая роль отводится личностным чертам, а участие когнитивных способностей отрицается (см. Таблица 5).

 

Таблица 5 – Модель эмоционального интеллекта по Р. Бар-Ону

Эмоциональный интеллект – совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможность для эффективной жизнедеятельности
Компонент Субкомпоненты Компетентности
Познание себя (самопознание и самовыражение, внутриличностные показатели эмоционального интеллекта) Самоуважение Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя
Уверенность в себе Эффективно и конструктивно выражать эмоции
Осознание своих эмоций Знать и понимать эмоции
Независимость Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других
Самоактуализация Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал
Навыки межличностного общения (социальная компетентность, межличностные показатели эмоционального интеллекта) Эмпатия Знать и понимать чувства других
Социальная ответственность Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими
Межличностные отношения Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими
Способность к адаптации (управление изменениями) Связь с реальностью Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности
Гибкость Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией
Принятие решений Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера
Управление стрессовыми ситуациями (эмоциональное управление и регуляция) Устойчивость к стрессу Эффективно и конструктивно управлять эмоциями
Контроль за импульсивностью Эффективно и конструктивно контролировать эмоции
Самопобуждение (преобладающее настроение) Оптимизм Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни
Счастье Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью в целом

 

Отечественная модель эмоционального интеллекта – структура ЭИ, созданная Д. В. Люсиным, принципиально отличается от остальных тем, что не может быть отнесена ни к моделям способностей, ни к смешанным (Люсин, 2009). Феномен в ней определяется как комплекс способностей, тесно связанных и с когнициями, и с личностными характеристиками, однако последние в структуру не включены (см. Таблица 6).

 

Таблица 6 – Модель эмоционального интеллекта по Д. В. Люсину

Эмоциональный интеллект – совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими
Компонент Сущность компонента Способности (субкомпоненты)
Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ). Интеллект, направленный на познание других. Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно, чуткость к внутренним состояниям людей (МП); способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций (МУ)
Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ). Интеллект, направленный на познание себя. Способность к пониманию своих эмоций и управлению ими Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин эмоций, способность к их вербальному описанию (ВП); способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные (ВУ); способность контролировать внешние проявления своих эмоций (ВЭ)

 

Таким образом, на уровне моделей мы можем наблюдать тенденцию к приобщению к содержанию понятия «эмоциональный интеллект» личностных характеристик и пересмотру состава процедур диагностики феномена.

Н. П. Александрова в своей статье отмечает, что эмоции могут выполнять функцию организатора нестереотипного целенаправленного поведения – обладать способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов чувствительности в целенаправленный поведенческий акт; что познание и аффект определяют поведение и действие. По этой причине справедливо, что эмоциональный интеллект может быть назван когнитивно-регулятивным феноменом (Александрова, 2009).

Р. Т. Алимбаева и Л. У. Есназарова предлагают следующее определение ЭИ: «Эмоциональный интеллект есть восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающий мир, которая оказывает влияние на результативность деятельности; это мощный инструмент, залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни» (Алимбаева, Есназарова, 2017).

Особое место в современной психологической литературе занимает связь эмоционального и социального видов интеллекта. В работе Н. А. Батурина и Л. Г. Матвеевой (Батурин, Матвеева, 2009) убедительно показывается, что эмоциональная и социальная сфера тесно связаны между собой («все эмоции социальны, а все социальные взаимодействия являются двигателем эмоций»), а также то, что термины «эмоциональный» и «социальный интеллект» обозначают явления, используемые при решении эмоциональных и социальных задач когнитивными способами, производя когнитивное оперирование «объектами», имеющими эмоциональную/социальную природу, используя для познания нетрадиционные для классического понимания интеллекта формы (интроспекция, саморефлексия, эмпатия, интуиция). А. И. Комарова в своей публикации относит эмоциональный интеллект к конструктам, связанным со способностями в области понимания социальных взаимодействий и внутриличностных процессов, объясняющим поведение с учетом специфики конкретных культур (Комарова, 2011). Взаимосвязь ЭИ и социального интеллекта описывается автором следующим образом: «Уровень развития ЭИ определяется развитием социального интеллекта, при этом последний влияет на МЭИ и его субкомпоненты, но не определяет уровень развития ВЭИ. Иными словами, МЭИ и ВЭИ являются составляющими ЭИ и, в свою очередь, социального интеллекта, влияя на его развитие специфическим образом. При равных показателях МЭИ и ВЭИ вклад их субкомпонентов может различаться. Социальный интеллект направлен на сферу межличностного общения в целом, ЭИ – исключительно на сферу эмоционального общения. Для социального интеллекта коммуникация является целью, а для ЭИ – стимулом». С. А. Богомаз выступил на Седьмой международной конференции по когнитивной науке (Богомаз, 2016), показав, что эмоциональный и социальный виды интеллекта в студенческой выборке оказывают более сильное влияние на психологическую систему деятельности по сравнению с аналитическим интеллектом – способность ориентироваться в своих и чужих эмоциях, а также способность ориентироваться в отношениях между людьми являются важным фактором включения в деятельность, способствующим достижению значимых целей. Е. В. Гриб в своей статье (Гриб, 2017) также с помощью корреляционного и факторного анализа подтвердила данные о плотной связи эмоционального и социального видов интеллекта: «Социальный интеллект положительно связан с ЭИ и логическим интеллектом (особенно с пространственным и вербальным компонентами), однако имеет отрицательные связи с математическим интеллектом».

С. П. Деревянко в своем труде (Деревянко, 2009) обращает внимание на то, каким именно образом ЭИ как «внутреннее» образование детерминирует «внешнее» эмоциональное поведение в соответствии с контекстом ситуационных воздействий. Автором было обнаружено, что ситуативные особенности актуализации ЭИ проявляются в различных способах реагирования на эмоциогенные ситуации и в связи с этим – различных способах организации эмоционального поведения при высоком и низком уровнях ЭИ (см. Таблица 7).

 

Таблица 7 – Проявление ситуативных особенностей актуализации ЭИ по С. П. Деревянко

Проявление ситуативных особенностей актуализации ЭИ
Сегмент проявления ситуативных особенностей актуализации ЭИ Определяющий параметр сегмента Возможные состояния сегмента
Способы реагирования на эмоциогенные ситуации Избирательность локуса фиксации на проблеме Высокий уровень ЭИ предполагает «фиксацию на решении проблемы»
Низкий уровень ЭИ предполагает «фиксацию на содержании проблемы»
Способы организации эмоционального поведения Взаимосвязь между способами решения проблемы и компонентами актуализации ЭИ Рациональный способ организации эмоционального поведения (актуализация МП, ВП)
Регулятивный способ организации эмоционального поведения (актуализация МУ, ВУ, ВЭ)
Рационально-регулятивный способ организации эмоционального поведения (актуализация интегративного ЭИ)

 

Р. А. Эльмурзаева в своем исследовании (Эльмурзаева, 2011) описывает уровни и отдельные аспекты реализации ЭИ в трудовой деятельности, обозначая тем самым опорные позиции эмоционального менеджмента (см. Таблица 8).


 

Таблица 8 – Уровни и аспекты реализации ЭИ в трудовой деятельности по Р. А. Эльмурзаевой

Реализация ЭИ в трудовой деятельности
Уровни реализации ЭИ Первый уровень – самоменеджмент как предпосылка реализации способности личности к высокопроизводительному труду и как способ реагирования на изменение внешней среды (ЭИ как основа самоменеджмента в русле понимания и управления собой и другими людьми)
Второй уровень – проектирование условий внешней среды в интересах субъекта управления (ЭИ как искусство управления эмоциями с целью рациональной организации труда и межличностных отношений)
Аспекты реализации ЭИ Внедрение системы ценностей и установок, разделяемой сотрудниками организации
Организация корпоративной культуры
Организация командной работы
Инструмент устранения дисбаланса между формальной и неформальной структурой организации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...