Представление об эмоциональном интеллекте
Современный взгляд на эмоциональный интеллект: сущность, диагностика, формирование, корреляты Эмоциональный интеллект как психологический феномен активно изучается с конца XX века. За последние годы были выдвинуты различные теории, призванные ответить на вопросы: «Каким содержанием должно быть наполнено определение эмоционального интеллекта?», «Следует ли относить эмоциональный интеллект к классу личностных черт или к классу познавательных способностей?». В настоящее время исследователи идут по пути поиска, проверки и обоснования достоверных данных сравнительных и экспериментальных измерений в целях более глубокого понимания природы этого явления. Представление об эмоциональном интеллекте Возникновение термина «эмоциональный интеллект» предварялось изменением взглядов об эмоциональных и интеллектуальных процессах (Базарсадаева, 2013): · представление о доминировании разума над эмоциями; · дифференцированные исследования эмоций и интеллекта; · обнаружение продуктивности взаимодействия эмоций и интеллекта и рост интереса к изучению особенностей их взаимовлияния; · формирование эмоционального интеллекта как интерпроцессуального понятия. Аббревиатура EQ - ЭИ, изначально «коэффициент эмоциональности» - была введена в 1985 г. Р. Бар-Оном по аналогии с акронимом IQ - коэффициентом интеллекта (Симбирцева, 2008). За этим событием последовали базисные публикации «Эмоциональное мышление» Дж. Мэйера и «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана, представившие широкой аудитории новый феномен. В психологии известны несколько моделей эмоционального интеллекта, отражающие различные взгляды на сущность феномена. Кроме того, исследователями были разработаны схемы различения этих моделей (Дегтярев, 2012). Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо, создатели основополагающей структуры ЭИ, предложили и схему различения последующих: модели первого типа, трактующие ЭИ как когнитивную способность и модели второго типа, трактующие ЭИ как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили теории ЭИ, описывающие феномен как когнитивную способность и теории, описывающие его как личностную черту, призывая использовать в первом случае для диагностики задания, схожие с традиционным наполнением тестов интеллекта или проективные задачи, а во втором случае – опросники.
Обращаясь к родовым истокам понятия «эмоциональный интеллект», находим определение интеллекта Д. Векслером: «Интеллект есть глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением». Структура «множественного интеллекта» по Х. Гарднеру включает в себя семь форм интеллекта, в число которых входят межличностный и внутриличностный виды интеллекта. На основе этой классификации Дж. Мэйером, П. Сэловеем и Д. Карузо были выработаны первые модели эмоционального интеллекта (см. Таблица 1, 2).
Таблица 1 – Ранняя модель эмоционального интеллекта по Мэйеру-Сэловею-Карузо
Таблица 2 – Поздняя модель эмоционального интеллекта по Мэйеру-Сэловею
Идеи Дж. Мэйера и П. Сэловея были поддержаны и развиты Д. Гоулманом. Обогащение первоначальных структур эмоционального интеллекта было проведено путем добавления к списку когнитивных способностей некоторых характеристик самосознания, волевых качеств и социальных навыков, которое продемонстрировало тенденцию к приращению личностных характеристик к исследуемому понятию (см. Таблица 3, 4).
Таблица 3 – Ранняя модель эмоционального интеллекта по Д. Гоулману
Таблица 4 – Поздняя модель эмоционального интеллекта по Д. Гоулману
Модель Р. Бар-Она предполагает широкую трактовку понятия эмоционального интеллекта, в которой ведущая роль отводится личностным чертам, а участие когнитивных способностей отрицается (см. Таблица 5).
Таблица 5 – Модель эмоционального интеллекта по Р. Бар-Ону
Отечественная модель эмоционального интеллекта – структура ЭИ, созданная Д. В. Люсиным, принципиально отличается от остальных тем, что не может быть отнесена ни к моделям способностей, ни к смешанным (Люсин, 2009). Феномен в ней определяется как комплекс способностей, тесно связанных и с когнициями, и с личностными характеристиками, однако последние в структуру не включены (см. Таблица 6).
Таблица 6 – Модель эмоционального интеллекта по Д. В. Люсину
Таким образом, на уровне моделей мы можем наблюдать тенденцию к приобщению к содержанию понятия «эмоциональный интеллект» личностных характеристик и пересмотру состава процедур диагностики феномена. Н. П. Александрова в своей статье отмечает, что эмоции могут выполнять функцию организатора нестереотипного целенаправленного поведения – обладать способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов чувствительности в целенаправленный поведенческий акт; что познание и аффект определяют поведение и действие. По этой причине справедливо, что эмоциональный интеллект может быть назван когнитивно-регулятивным феноменом (Александрова, 2009). Р. Т. Алимбаева и Л. У. Есназарова предлагают следующее определение ЭИ: «Эмоциональный интеллект есть восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающий мир, которая оказывает влияние на результативность деятельности; это мощный инструмент, залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни» (Алимбаева, Есназарова, 2017). Особое место в современной психологической литературе занимает связь эмоционального и социального видов интеллекта. В работе Н. А. Батурина и Л. Г. Матвеевой (Батурин, Матвеева, 2009) убедительно показывается, что эмоциональная и социальная сфера тесно связаны между собой («все эмоции социальны, а все социальные взаимодействия являются двигателем эмоций»), а также то, что термины «эмоциональный» и «социальный интеллект» обозначают явления, используемые при решении эмоциональных и социальных задач когнитивными способами, производя когнитивное оперирование «объектами», имеющими эмоциональную/социальную природу, используя для познания нетрадиционные для классического понимания интеллекта формы (интроспекция, саморефлексия, эмпатия, интуиция). А. И. Комарова в своей публикации относит эмоциональный интеллект к конструктам, связанным со способностями в области понимания социальных взаимодействий и внутриличностных процессов, объясняющим поведение с учетом специфики конкретных культур (Комарова, 2011). Взаимосвязь ЭИ и социального интеллекта описывается автором следующим образом: «Уровень развития ЭИ определяется развитием социального интеллекта, при этом последний влияет на МЭИ и его субкомпоненты, но не определяет уровень развития ВЭИ. Иными словами, МЭИ и ВЭИ являются составляющими ЭИ и, в свою очередь, социального интеллекта, влияя на его развитие специфическим образом. При равных показателях МЭИ и ВЭИ вклад их субкомпонентов может различаться. Социальный интеллект направлен на сферу межличностного общения в целом, ЭИ – исключительно на сферу эмоционального общения. Для социального интеллекта коммуникация является целью, а для ЭИ – стимулом». С. А. Богомаз выступил на Седьмой международной конференции по когнитивной науке (Богомаз, 2016), показав, что эмоциональный и социальный виды интеллекта в студенческой выборке оказывают более сильное влияние на психологическую систему деятельности по сравнению с аналитическим интеллектом – способность ориентироваться в своих и чужих эмоциях, а также способность ориентироваться в отношениях между людьми являются важным фактором включения в деятельность, способствующим достижению значимых целей. Е. В. Гриб в своей статье (Гриб, 2017) также с помощью корреляционного и факторного анализа подтвердила данные о плотной связи эмоционального и социального видов интеллекта: «Социальный интеллект положительно связан с ЭИ и логическим интеллектом (особенно с пространственным и вербальным компонентами), однако имеет отрицательные связи с математическим интеллектом». С. П. Деревянко в своем труде (Деревянко, 2009) обращает внимание на то, каким именно образом ЭИ как «внутреннее» образование детерминирует «внешнее» эмоциональное поведение в соответствии с контекстом ситуационных воздействий. Автором было обнаружено, что ситуативные особенности актуализации ЭИ проявляются в различных способах реагирования на эмоциогенные ситуации и в связи с этим – различных способах организации эмоционального поведения при высоком и низком уровнях ЭИ (см. Таблица 7).
Таблица 7 – Проявление ситуативных особенностей актуализации ЭИ по С. П. Деревянко
Р. А. Эльмурзаева в своем исследовании (Эльмурзаева, 2011) описывает уровни и отдельные аспекты реализации ЭИ в трудовой деятельности, обозначая тем самым опорные позиции эмоционального менеджмента (см. Таблица 8).
Таблица 8 – Уровни и аспекты реализации ЭИ в трудовой деятельности по Р. А. Эльмурзаевой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|