Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура, уровень и типы эмоционального интеллекта


Л. Д. Камышникова в своем диссертационном исследовании (Камышникова, 2012) даёт характеристику структуре ЭИ в контексте социальных ситуаций. Автор утверждает, что частотность, ценность и прототипичность социальных ситуаций влияют на структуру ЭИ в силу своего непосредственного отношения к механизмам формирования феномена. С другой стороны, социально-адаптивная функция ЭИ состоит в решении социальных задач, появляющихся в контексте социальных ситуаций (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Роль ЭИ в социальных ситуациях по Л. Д. Камышниковой

Н. А. Выскочил в своей публикации (Выскочил, 2009) описала детерминанты уровня ЭИ, определяя эмоциональный интеллект как устойчивую ментальную способность, входящую в группу свойств личности. Исследователь установила, что экстраверсия может являться платформой для развития МЭИ и рассматриваться в качестве биологической предпосылки его уровня развития, а интроверсия – для развития контроля экспрессии; также то, что величина эмоциональной стабильности (нейротизма) положительно связана с уровнем ЭИ.

Е. В. Ерохина в своей статье (Ерохина, 2011) с помощью анализа диагностических данных раскрыла популяционные различия в выраженности отдельных компонентов ЭИ (по Н. Холлу) и интегративных характеристик (ОЭИ). Для достижения этой цели автором были выбраны параметры выраженности основных содержательных характеристик ЭИ, что позволило вывести шесть видов «профилей» ЭИ - «акцентированные» и «сглаженные» профили - отражающие различные варианты сочетания выбранных параметров. Таким образом, Е. В. Ерохиной было отображено типологическое своеобразие эмоционального интеллекта (см. Таблица 9, 10).

 

Таблица 9 – Параметры выраженности основных содержательных характеристик ЭИ по Е. В. Ерохиной

Параметры
Перепад показателей (низкие-высокие) по отдельным компонентам ЭИ
Равномерность показателей по всем компонентам ЭИ
Уровень интегративного показателя ЭИ (ОЭИ)

 

Таблица 10 – Типологические профили ЭИ по Е. В. Ерохиной

Типологические профили ЭИ
Номер профиля Характеристика профиля Уровень показателей по компонентам ЭИ Уровень ОЭИ
I ЭИ «взрослости». «Акцентированный» профиль Высокие значения по «эмоциональной осведомленности» и «распознаванию эмоций других людей»; средненизкие значения по «управлению своими эмоциями», «самомотивации» и «эмпатии» Сниженные значения интегративного показателя ЭИ
II ЭИ «мужского» типа. «Акцентированный» профиль Высокие значения по «управлению своими эмоциями» и самомотивации»; средние значения по «эмоциональной осведомленности», «эмпатии», «распознаванию эмоций других людей» Средние значения интегративного показателя ЭИ
III ЭИ «женского», «молодежного» типа. «Акцентированный» профиль Высокие значения по «эмпатии» и «распознаванию эмоций других людей»; средние значения по «эмоциональной осведомленности», «управлению своими эмоциями», «самомотивации» Средние значения интегративного показателя ЭИ
IV «Высокий ЭИ». «Сглаженный» профиль Высокие показатели по всем компонентам ЭИ Высокие значения интегративного показателя ЭИ
V «Низкий ЭИ». «Сглаженный» профиль Низкие показатели по всем компонентам ЭИ Низкие значения интегративного показателя ЭИ
VI «Средний ЭИ». «Сглаженный» профиль Средние показатели по всем компонентам ЭИ Средние значения интегративного показателя ЭИ

 

Диагностика эмоционального интеллекта

Камышникова, 2010

Панкратова, 2010

Матвеева, 2007

Сергиенко, 2016

Зайцева, 2008

Кузнецова, 2010 (а)

Формирование эм ин

Кузнецова, 2010, (б)

Степанов, 2010, 2012

Мещерякова, 2010

Тимофеев, 2012

Панфилова, 2013

Адушкина, 2015

Белобородов, Любякин, Оконечникова, 2015

Волкодав, 2016

Киселева, 2015

Мотин, 2016

Корреляты эм ин

К текущему моменту выявлено множество корреляционных связей эмоционального интеллекта с другими конструктами: социальным интеллектом (Ушаков, 2009), скоростью переработки эмоциональной информации (Сысоева, 2015), восприятием эмоциональной интонации речи (Дмитриева, 2012), характеристиками настроения (Люсин, Овсянникова, 2015), с эмоциональной креативностью (Голубина, 2013), скоростью развития синдрома эмоционального выгорания (Воробьева, 2016; Ширинская, 2013), скоростью развития профессионального выгорания (Бочкарева, 2016), иерархией ценностей личности (Комарова, 2011; Корнилова, 2014), с компонентами структуры психологической культуры личности (Демина, Манянина, 2010; Манянина, 2010), копинг-стратегиями (Гулевич, 2009), с гендерной идентичностью (Степанов, 2008), уровнем самоактуализации личности (Андреева, 2009), с удовлетворенностью жизнью (Котлярова, 2011), жизнестойкостью (Краснопольская, 2012), уровнем учебной мотивации (Домбровскис, Гусева, Чапулис, 2014), со стилем саморегуляции учебной деятельности (Семеновских, Дуплянкин, 2015), тревожностью (Грибкова, 2012), с особенностями процесса изучения иностранных языков (Качанов, 2012), перфекционизмом (Александрова, 2016), лидерством (Белоконь, 2008, 2009; Кравцова, 2011), а также с процессуальными особенностями принятия решения (Кустубаева, Багаева, 2011), толерантностью к неопределенности (Корнилова, 2014; Краснов, 2016), эффективностью профессиональной деятельности (Кутеева, Юлина, Рабаданова, 2012; Яглова, 2013), типом управленческого взаимодействия (Кравцова, 2012), эффективностью выполнения управленческих функций (Егоров, 2006; Кравцова, 2010; Краснов, 2016; Петровская, 2007; Хлевная, 2006), оценкой управленческой деятельности (Полянова, 2014) и эффективностью деловых переговоров (Штроо, Серов, 2011).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...