Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие конфликта и его основные виды. Причины конфликтов в коллективе




Под конфликтомпонимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий,

возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов

конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим,

экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает,

что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

 

· По количеству и уровню участников

 

а) внутриличностные;

б)межличностные;
в)межгрупповые
г) межгосударственные (или между коалициями государств).

· По характеру влияния – на рациональные и иррациональные

Рациональные конфликты - это конфронтация между индивидуумами или группами, которая повышает результативность деятельности организации.

Иррациональные конфликты это любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней.

· По характеру причин – объективные и субъективные

 

В основе субъективных конфликтов чаще всего лежат неправильные действия руководителя и/или подчиненных..

Объективные конфликты носят в основном рациональный характер. Их причины отражают несовершенство организации производства и управления, поэтому устранение этих причин ведет к повышению эффективности деятельности организации.

 

· По содержанию – на общественные и частные

Общественные конфликты затрагивают интересы общества в целом или отдельного государства. В основе частных конфликтов лежат социальные интересы отдельных лиц или организаций.

 

· По природе – на формальные и неформальные

Формальные конфликты Например, опоздание на работу может привести к конфликту с руководством.

Природа неформальных конфликтов связана с ценностями и убеждениями конкретных людей или организационной культурой компании

 

· По ранговым различиям – на горизонтальные и вертикальные

Горизонтальные конфликты возникают между равными по занимаемому положению участниками, например между заведующими кафедрами, сотрудниками отдела продаж и т.д.

 

Вертикальные конфликты являются следствием противоречий, возникающих между участниками, находящимися на разных уровнях социальной лестницы. Любой конфликт между начальником и подчиненным относится к вертикальным.

· По количеству причин – на однофакторные и многофакторные

В основе однофакторного конфликта лежит одна причина.
Многофакторный конфликт возникает в силу двух и более причин.

основными причинами конфликтов являются:

1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; 2) взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий и ответственности; 3) плохие коммуникации; 4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы; 5) психологическая несовместимость;

6) разный уровень образования, непрофессиональность; 7) низкий уровень исполнительской дисциплины; 8) несбывшиеся ожидания; 9) неодинаковый вклад в дело; 10) плохой морально-психологический климат в коллективе; 11) нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения); 12) нарушение трудового законодательства.

31. Основные способы разрешения конфликтов в коллективе

Способы урегулирования конфликта: – использование руководителем своего положения (приказ, распоряжение); – «разведение» участников конфликта или снижение их взаимозависимости, – создание точек соприкосновения, слияние конфликтующих подразделений, объединение их при помощи общей задачи; корпоративы, совместные мероприятия + также Избегание, уклонение - отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт. Принуждение – менеджер настаивает на принятии его точки зрения любой ценой. Сглаживание – менеджер лебезит и делает все для устранения разногласий. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать». Компромисс – менеджер изо всех сил старается найти выход, удовлетворяющий обе стороны. + крутой метод - Конфронтация – вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению.

Понятие корпоративной культуры

Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.

В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.

«корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному толкованию.

 

по Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эф­фективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответ­ствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объе­диняющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.

 

Содержание и состав элементов корпоративной культуры

К наиболее значимым характеристикам корпоративной куль­туры относятся:

  • осознание работником своего места в компании (группе);
  • тип совместной деятельности;
  • нормы поведения;
  • тип управления;
  • культура общения;
  • система коммуникаций;
  • деловой этикет;
  • традиции компании;
  • особенности трактовки полномочий и ответственности;
  • трудовая этика.

Основные элементы корпоративной культуры Тип совместной деятельности — характер взаимодействия ра­ботников в рамках коллективного труда, способ организации та­кого труда.

Существует несколько типов совместной деятельности (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1
Характеристика отдельных типов совместной деятельности

Тип совместной деятельности Основные черты
Индивидуальный Минимальное взаимодействие между участниками труда. Каждый исполнитель имеет свой объем ра­бот в соответствии с профессиональной позицией. Личное общение осуществляется в основном в не­прямой форме: через компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п. Общим является лишь предмет тру­да, в обработку которого каждый вносит свою леп­ту. Высокая инициативность, ориентация на инди­видуальные достижения
Последовательный Последовательное включение в работу исполните­лей одного за другим в соответствии со специфи­кой технологического процесса и квалификацией каждого. Межличностное общение выражено в большей степени, чем при индивидуальном типе совместной деятельности. Высокая технологическая дисциплина. Четкое соблюдение нормативов
Взаимодействую­щий Участие каждого работника в решении общей зада­чи. Характер труда отдельных работников опреде­ляется руководителем. Эффективность общей тру­довой деятельности в равной степени зависит от вклада каждого члена коллектива. Высокая ориен­тация на авторитет лидера, коллективные цели, групповую нравственность
Творческий Особый тип деятельности — совместное творчество; каждый участник в равной степени создатель чего-то нового, уникального. Особая активность участни­ков, гибкость группы, изменчивость ее состава. Ориентация на профессиональное развитие. Дан­ный тип особенно характерен для сфер науки и ис­кусства

Тип управления

Тип управления характеризует то, как принимаются и реали­зуются в компании управленческие решения. Тип управления должен соответствовать организационной (корпоративной) куль­туре фирмы и в первую очередь, особенностям менталитета пер­сонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллекти­вом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режис­сера.

Основные типы управления представлены в табл. 5.1.2.

Таблица 5.1.2
Характеристика основных типов управления

Тип управления Бюрократический Характеристика Решения принимаются вышестоящим руководите­лем. Главный рычаг воздействия на подчиненных — приказы, наказания (т.е. сила). Указанный тип пред­полагает наличие технологически и организационно дисциплинированных сотрудников, беспрекословновыполняющих распоряжения начальства. Здесь ини­циатива минимальна
Демократический Главным рычагом управления является закон, демо­кратический по своему содержанию, обеспечиваю­щий интересы как большинства, так и законопо­слушного меньшинства
Авторитарный Главный рычаг управления — авторитет руководи­теля при беспрекословном подчинении исполнителей
Рыночный Решения принимаются в соответствии с законами рынка, который и является мерилом эффективности этих решений. Основной рычаг воздействия на ис­полнителей — деньги
Коллективистский Главный рычаг управления — знания, компетент­ность. Активное и равноправное участие всех высо­копрофессиональных исполнителей в принятии ре­шений

Ниже показана взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления (табл. 5.1.3).

Таблица 5.1.3
Взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов

Управления

Тип совместной деятельности Тип управления Рычаг управления
Индивидуальный Рыночный Деньги
Последовательный Бюрократический Сила
Взаимодействующий Авторитарный Авторитет
Творческий Демократический, коллективный Знания

Корпоративные стандарты

Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выпол­нять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:

  • отношения с коллегами (отношения руководителей и подчи­ненных, поведение в конфликтных ситуациях, правила взаимоза­меняемости, общение при заказчике, порядок повышения квали­фикации и обучение нового сотрудника);
  • отношения с клиентами (приветствие, ведение переговоров, разговоры по телефону, расчеты, поведение в конфликтной ситу­ации, прощание);
  • рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведе­ние на рабочем месте, передача его другому исполнителю);
  • отношения с внешней средой (защита интересов компании, сохранение коммерческой тайны, способы представления компа­нии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...