Понятие конфликта и его основные виды. Причины конфликтов в коллективе
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Под конфликтомпонимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.
· По количеству и уровню участников
а) внутриличностные; б)межличностные; · По характеру влияния – на рациональные и иррациональные Рациональные конфликты - это конфронтация между индивидуумами или группами, которая повышает результативность деятельности организации. Иррациональные конфликты – это любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих перед ней. · По характеру причин – объективные и субъективные
В основе субъективных конфликтов чаще всего лежат неправильные действия руководителя и/или подчиненных.. Объективные конфликты носят в основном рациональный характер. Их причины отражают несовершенство организации производства и управления, поэтому устранение этих причин ведет к повышению эффективности деятельности организации.
· По содержанию – на общественные и частные Общественные конфликты затрагивают интересы общества в целом или отдельного государства. В основе частных конфликтов лежат социальные интересы отдельных лиц или организаций.
· По природе – на формальные и неформальные Формальные конфликты Например, опоздание на работу может привести к конфликту с руководством. Природа неформальных конфликтов связана с ценностями и убеждениями конкретных людей или организационной культурой компании
· По ранговым различиям – на горизонтальные и вертикальные Горизонтальные конфликты возникают между равными по занимаемому положению участниками, например между заведующими кафедрами, сотрудниками отдела продаж и т.д.
Вертикальные конфликты являются следствием противоречий, возникающих между участниками, находящимися на разных уровнях социальной лестницы. Любой конфликт между начальником и подчиненным относится к вертикальным. · По количеству причин – на однофакторные и многофакторные В основе однофакторного конфликта лежит одна причина. основными причинами конфликтов являются: 1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; 2) взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий и ответственности; 3) плохие коммуникации; 4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы; 5) психологическая несовместимость; 6) разный уровень образования, непрофессиональность; 7) низкий уровень исполнительской дисциплины; 8) несбывшиеся ожидания; 9) неодинаковый вклад в дело; 10) плохой морально-психологический климат в коллективе; 11) нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения); 12) нарушение трудового законодательства. 31. Основные способы разрешения конфликтов в коллективе Способы урегулирования конфликта: – использование руководителем своего положения (приказ, распоряжение); – «разведение» участников конфликта или снижение их взаимозависимости, – создание точек соприкосновения, слияние конфликтующих подразделений, объединение их при помощи общей задачи; корпоративы, совместные мероприятия + также Избегание, уклонение - отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт. Принуждение – менеджер настаивает на принятии его точки зрения любой ценой. Сглаживание – менеджер лебезит и делает все для устранения разногласий. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать». Компромисс – менеджер изо всех сил старается найти выход, удовлетворяющий обе стороны. + крутой метод - Конфронтация – вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению.
Понятие корпоративной культуры Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности. В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров. «корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному толкованию.
по Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Содержание и состав элементов корпоративной культуры К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся:
Основные элементы корпоративной культуры Тип совместной деятельности — характер взаимодействия работников в рамках коллективного труда, способ организации такого труда. Существует несколько типов совместной деятельности (табл. 5.1.1). Таблица 5.1.1
Тип управления
Тип управления характеризует то, как принимаются и реализуются в компании управленческие решения. Тип управления должен соответствовать организационной (корпоративной) культуре фирмы и в первую очередь, особенностям менталитета персонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллективом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режиссера. Основные типы управления представлены в табл. 5.1.2. Таблица 5.1.2
Ниже показана взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления (табл. 5.1.3). Таблица 5.1.3
Управления
Корпоративные стандарты Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|