Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и невозможность создания вечного двигателя 12 глава




Представления о различных формах взаимодействия живого вещества с космическими материально-энергетическими потоками приобретают все большее значение также благодаря активно разрабатываемым гипотезам о существовании, по меньшей мере, в пределах нашей Галактики всепроникающей общегалактической живой системы. Они указывают на присутствие огромного количества микроорганизмов в космическом пространстве нашей Галактики. Исследования в этом направлении могут рассматриваться как свидетельство в пользу концепции, выдвигавшейся В.И. Вернадским о широком, космическим по масштабам, распространении во Вселенной живого вещества, его космическом значении.

Естественнонаучные гипотезы и факты показывают, что исследования взаимодействий, начатые трудами В.И. Вернадского и его последователей, представляют опережающие, перспективные направления в естествознании, постижении тайн природы.

17.7. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО

О ПРЕОБРАЗОВАНИИ БИОСФЕРЫ

В НООСФЕРУ

По В.И. Вернадскому, наша планета и Космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле с процессами космического характера. Согласно оценкам В.И. Вернадского, на про-


334

тяжении всей истории Земли количество живого вещества в биосфере было практически постоянным. Грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека — носителя Разума, который ускорил все процессы, развивающиеся на планете. Он говорил, что воздействие человека на природу растет столь быстро, что он превратится в основную геологическую силу и должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Биосфера перейдет однажды в ноосферу — сферу Разума. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным, направляемым силой Разума.

17.7.1. Ноосфера — сфера Разума

Сам термин «ноосфера» возник в 1926 г. в Париже во время обсуждения доклада В.И. Вернадского, где он излагал концепцию развития биосферы. Его предложил французский исследователь Э. Леруа. Однозначное толкование этого термина отсутствует.

Ноосфера — это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Впервые В.И. Вернадский употребил этот термин в письме Б. Личкову, написанном 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он сообщал своему другу: «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в эпоху, когда человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате активная энергия биосферы увеличивается».

Публично В.И. Вернадский употребил термин «ноосфера» в 1937 г. в докладе «О значении радиогеологии для современной геологии», который он прочитал на проходившей в Москве XVII сессии международного геологического конгресса. Он писал: «Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нами выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное состояние биосферы, т.е. мы входим в ноосферу». В этой же статье В.И. Вернадский показал, что факторами последней перестройки биосферы явля-

I


ются научная мысль и коллективный труд человечества, давно уже ставшего мощной геологической силой.

Рассмотренные предложения В.И. Вернадского позволяют более обоснованно ответить на вопрос, что такое «ноосфера», поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для ее становления и существования.

17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы

Перечислим условия, необходимые для становления и существования ноосферы, и покажем, насколько они выполняются.

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие вполне выполнимо. Тайга Западной Сибири изрезана линиями дорог, нефте- и газопроводов, усеяна городами и поселками нефтяников. Тайга Восточной Сибири таким же образом освоена искателями и добытчиками алмазов, а арктические пустыни Магаданской области — искателями и добытчиками золота. Знойные пустыни Сахары и Саудовской Аравии стали местом поиска и разработки крупных нефтяных и газовых месторождений. Антарктида покрыта сетью созданных разными странами постоянно действующих станций. На Земле действительно не осталось места, не подвергавшегося в той или иной степени воздействию человека.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. С помощью радио, телевидения, новых, современных средств связи мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Для обмена информацией широко применяется скоростная авиация, факсы, электронная почта, сеть «Интернет», радиотелефоны, сотовая связь и др. Средства сообщения непрестанно развиваются и совершенствуются.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникла Организация Объединенных Наций (ООН), которая помимо участия в ряде локальных конфликтных ситуаций создала ряд специальных международных орга-


336

низаций для обеспечения сотрудничества различных государств в самых разнообразных областях культурной и практической деятельности. Другие международные организации и ООН еще не обеспечили единства человечества во всех вопросах, однако их деятельность значительно способствовала сближению взглядов народов разных стран на пути развития всего человечества.

4. Преобладание геологической роли человека над други ми геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие можно также считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Человеческая деятельность изменила состав речных, озерных и морских вод, определила глобальные климатические изменения, влияет на уровень мирового океана, сохранность озонового слоя Земли (см. ТЕМУ 18.2.2.) и т.п. Поэтому можно сказать, что человечество стало мощным геологическим фактором, влияющим на все процессы, протекающие в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в Космос. В работах последнего десятилетия своей жизни В. И. Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Нижняя граница у него определена температурными условиями Земли, температурная граница не должна превышать 100 ˚С, и глубже чем 3 км от поверхности Земли живые существа в их современном виде существовать не могут, а на этой глубине в подземных водах и нефти еще сохранились и встречаются живые бактерии. Жизнь не может зайти за пределы стратосферы и ограничивается нижней частью тропосферы, освоенной насекомыми, птицами, летучими мышами и человеком. Расширение границ биосферы в прошлом В.И. Вернадский связывал с выходом живого вещества на сушу, появлением высокоствольной растительности, летящих насекомых, а позднее ползающих ящеров и птиц. Он полагал, что в первой половине XX в. границы биосферы простираются в вышеперечисленных пределах, но в процессе перехода биосферы в ноосферу границы эти должны расширяться и человек должен был выйти в


Космос, что на самом деле и произошло и его предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Это условие выполнено полностью. В августе 1945 г., т.е. в год смерти В.И. Вернадского, взрыв атомных бомб над японскими городами Хиросима и Нагасаки возвестил мир об открытии нового мощного источника энергии — энергии атомного распада. Вскоре началось использование этой энергии в мирных целях, а в лабораториях развитых стран всего мира, в том числе и в нашей стране на ТОКАМАК (Тороидальная КАмера с МАгнитной Катушкой) — установках для получения термоядерного синтеза, — ведутся исследования по получению энергии управляемого термоядерного синтеза, для чего используются атомы легких химических элементов — водорода и гелия.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если и не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. После второй мировой войны произошло разрушение колониальных империй, созданных в конце прошлого века. Народы Африки, Южной Азии, прежде порабощенные, стали самостоятельными, начали формировать свои научные кадры, развивать свою промышленность. Почти во всех странах мира люди разных вероисповеданий равноправны.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления. Роль народных масс в жизни большинства людей, несомненно, возрастает.

9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических настроений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. В большинстве развитых и развивающихся стран, например, в Индии, наука совершенно свободна от такого давления, а государственный и общественный строй создает режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Процесс улуч-


33S

шения условий жизни идет очень неравномерно: в Скандинавии, странах Западной и Южной Европы, Канаде, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Японии, в которых численность населения возрастает незначительно, благосостояние населения за последние 50 лет по любым показателям непрерывно возрастает. Положение с ослаблением влияния болезней достаточно сложно: если полностью искоренены такие страшные болезни, как черная оспа, малярия и т.п., то появились новые болезни, связанные с радиоактивным и химическим загрязнением среды: рак, СПИД, сердечно-сосудистые, аллергические болезни, болезни дыхательных путей и т.д.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX в., несомненно, начали осуществляться. Хотя это условие, сформулированное В.И. Вернадским, еще нельзя считать выполненным, тем не менее в сознании человечества созрел перелом к переходу от чистого техногенеза к разумному использованию природных ресурсов.

12. Исключение войн из жизни общества. Это условие В.И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Оно еще не выполнено, однако угроза мировой ядерной катастрофы отодвигается и делается все, чтобы она исчезла совсем. Воля народов направлена на исключение войн из жизни общества, а значит, и это условие для создания ноосферы будет достигнуто.

Таким образом, мы видим, что налицо почти все те конкретные признаки, на которые указывал Владимир Иванович Вернадский, позволяющие отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс перехода биосферы в ноосферу будет постепенным и явится действующей стратегией выживания и достижения разумного будущего человечества. По В.И. Вернадскому, ноосфера — это качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества. В последние годы под ноосферой понимается


планетарное и космическое пространство (природная среда), которое преобразуется и управляется человеческим Разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества.

Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления, а также социально-экономическими законами. Возвращаясь к Вернадскому, ноосфера — это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность корректировать развитие биосферы в интересах человека будущего. Поэтому более уместно говорить об эпохе ноосферы, когда человек сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое позволит развиваться и человеку, и природе, и обществу.

17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»

К мысли о ноосфере В.И. Вернадский пришел почти одновременно с разработкой концепции биосферы, хотя подробно остановиться на анализе этого понятия смог лишь в конце своей жизни, мысленно продолжая закономерный процесс эволюции земной поверхности от биологической стадии к социальной. Ноосфера — это единая система. Она развивается как результат взаимодействия социальной системы. Подчеркивая качественное отличие ноосферы, он особое значение придавал факту преемственности ее по отношению к предыдущей стадии — биосферной стадии развития, прямо вводя многие специфические черты ноосферы из той организованности, которая свойственна биосферному состоянию природы Земли.

По Вернадскому, ноосфера может формироваться как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне определенных особенностей организованности биосферы, которой должна следовать человеческая деятельность. Логика развития человеческой деятельности должна идти в унисон с организованностью биосферы.

Таким образом, ноосфера — это биосфера, преобразованная людьми соответственно познанным и практически освоенным законам ее строения и развития.


340

Главную особенность биосферы, которая обязательно должна быть воспроизведена человеком в процессе преобразования в ноосферу, В.И. Вернадский видел в определенной направленности обменных процессов между всеми явлениями на земной поверхности и с окружающим Космосом. Обнаружение такой направленности составило главное открытие В.И. Вернадского. Живое вещество своей жизнедеятельностью строит биосферу. Основная особенность биосферы заключается не в самом преобразующем воздействии организмов на среду обитания, а в том, что совокупным продуктом этого воздействия и результатом этого преобразования является его направленность в сторону повышения жизнепригод-ности среды. То есть живое вещество обладает уникальной способностью к экологическому самообеспечению. Это важнейшее свойство явилось результатом длительного процесса естественного отбора, оно подчинено механизму саморегуляции биосферы и составляет основной вектор ее естественной эволюции.

Нарастание жизнепригодности среды сделало возможным ту положительную обратную связь в системе биосферы, благодаря которой обеспечивалось восходящее развитие материального мира вплоть до появления человека. Объективная необходимость формирования ноосферы возникает из того, что настало время, когда человечество должно обрести способность к экологическому самообеспечению. В обличив от биосферы ноосфера не может формироваться стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе изучения и практического поддержания ими законов саморегуляции биосферы и согласования с ними своей хозяйской и прочей деятельности.

Следовательно, преемственность человека по отношению к живому веществу планеты состоит в том, что он своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне. В этом и состоит мировоззренческий смысл понятия ноосферы.

17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера»

Ноосфера характеризует важный аспект направленности целевого развития. Важно также определить про-


гнозы развития ноосферы. В.И. Вернадский полагал, что формирование ноосферы — это длительный процесс, который займет время жизни не одного поколения людей.

Концепция ноосферы предполагает разработку опережающей модели оптимального взаимодействия природы и общества по всем основным параметрам обменных процессов, происходящих между ними: вещество, энергия, информация. Основной направленностью оптимизации взаимодействия общества и природы является повышение жизнепригодности природной среды для существования общества.

Анализ многообразных аспектов философского и социального смысла понятия «ноосфера» показывает его исключительно комплексный характер. Это понятие нельзя отнести к разряду чисто социальных или естественных понятий. Оно является социоестественным, включающим в себя социальные и природные явления в их оптимальном единстве.

17.7.2. Ноосфера и развитие общества

Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, В.И. Вернадский пришел к выводу о том, что человечеству как части живого вещества придется взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы и общества. Будущность человечества требует активного вмешательства Разума в судьбу общества и ноосферы в целом. В интересах будущего всего человечества биосфера должна измениться. Измениться должны геохимические циклы биосферы и ее способность обеспечивать потребности человечества в соответствии с изменениями природы общества, а может, и природы самого человека. Такое взаимоотнощение человека и биосферы называется коэволюцией. Причем переход человечества в эпоху ноосферы В.И. Вернадский рассматривал как один из актов «приспособления» человечества.

Переход биосферы в ее новое состояние будет сопровождаться выработкой новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей новой нравственности, потребует смены стандартов и идеалов. По существу, это центральная проблема, стоящая сегодня


342

перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие цивилизации?

Таким образом, учение В.И. Вернадского явилось тем завершающим звеном, которое:

■ объединило эволюцию живого вещества с миром неживой природы;

■ перекинуло мост к современным проблемам развития общества;

■ подвело нас к новому видению процессов, происходящих в обществе.

17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА

Формы жизни множатся и усложняются. Возникновение Разума — такая же загадочная перестройка процессов развития, как и возникновение жизни. Мозг человека и мозг млекопитающего состоит из одних и тех же нейронов, но человеческий мозг дает возможность познавать самих себя, видеть себя со стороны, познавать окружающий мир, задумываться о своем происхождении. Благодаря появлению Разума рождается общество. Но общественные формы бытия существуют и у животных. Человеческое же общество способно к совместному труду, совместной духовной жизни, кооперации. Развитие общества изучается обществоведами, но они не включают сюда историю человека и историю биосферы.

Развитие человеческого общества — такой же естественный процесс, как и формирование галактик или развитие вируса. Важно увидеть то общее, что объединяет компоненты этого единого процесса, вносит и может внести Разум в мировой эволюционный процесс. Общество, его законы — это естественный этап развития нашего мира. На Земле общество могло и не состояться — пути природы прихотливы. Но раз возникло, то оно такое же творение природы, как и все остальные атрибуты нашего мира.

Понять законы общественного развития, алгоритмы эволюции нельзя, не увидев связи со всем предшествующим развитием нашего мира: те же законы дивергенции, та же неоднозначность выбора путей развития, та же роль лимитирующих факторов, которые присущи и другим проявлениям мирового процесса самоорганизации.


Вспомним слова Ф. Тютчева:

Не то, что мните вы,Природа, Не слепок, не бездушный лик,В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

17.8.1. Биосфера и человексамоорганизующиеся целостности

Подобно тому, как биосфера — самоорганизующаяся целостность, пришло время и человека изучать как единое целое. Еще в прошлом веке известный русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в его единстве — плоти, духа и природы, частью которой он является. И будущее науки лежит на пути объединения этих начал.

Десятком лет позже К. Маркс сказал: «В будущем все науки о природе и обществе должны слиться в единую науку — 6 Человеке».

Надо изучать не отдельные особенности и свойства, а человека как сложную систему, как естественный элемент общества. Связать свойства общества и человека, понять свойства общества через свойства человека и обратно: понять свойства человека, его поведение, поступки, выводя их из свойств общества, — цели современной науки.

Общие черты мирового эволюционного процесса и место человека в нем приводят Нас к пониманию ноосферы как одного из возможных будущих состояний верхних оболочек Земли. Трудности, порожденные развитием цивилизации и растущая деградация окружающей среды, ухудшение условий жизни людей порождает желание действовать, искать новые концепции общественного развития. Необходима целостная, всеобъемлющая концепция того, что мы называем местом Человека во Вселенной.

Представление человека о мире и его месте в нем, о единой картине мира является одним из важнейших элементов мировоззрения человека. Этот философский вопрос оборачивается самой что ни есть прагматичной проблемой — проблемой выбора человеческой деятельности. Она затрагивает глубочайшие тайны человеческой души. Например, каким образом у людей формируется представление о том, что хорошо, а что — плохо? Ведь именно такие критерии в конечном счете и определяют


344

тот выбор поведения, который предстоит сделать человеку. Видение будущего требует понимания прошлого — это общая познавательная позиция.

Вместе с Разумом в Природе родился новый феномен — Человек с его непредсказуемым поведением, игрой страстей, иррациональностью многих реакций, что говорит об очень сложном духовном мире, который присущ и каждому человеку в отдельности и группам людей и обществу в целом. Как из множественности и нетождественности духовных миров отдельных людей складывается духовный мир общества? Можем ли мы влиять на него? Как он связан с целями развития общества?

17.8.2. Позиция универсального эволюционизма

Возникновение духовного мира человека, его общественной Вселенной — это тоже результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур. Изучая историю искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, можно нащупать новые подходы к изучению духовного мира человека.

Предлагаемая позиция называется универсальным эволюционизмом. Она позволяет еще в одном ракурсе увидеть те идеи, которые проповедовал Ф.М. Достоевский и другие мыслители прошлого века: люди не виноваты, что не все они честны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они такие, какие они есть, — жадность, агрессивность, эгоизм тоже неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви. Такова судьба, такова история развития биологического вида «гомо сапиенс», таковы те алгоритмы эволюции, которые управляют нашим развитием. И люди еще не знают, что, не изменив надлежащим образом своего поведения, своего отношения друг к другу, не сменив шкалы ценностей и своих взаимоотношений с окружающей средой, они обрекут себя, свой род, на деградацию и вымирание.

17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии

Ноосферный гуманизм — это гуманизм, дополненный с экологических позиций. В связи с потребительским


отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает ее к критическому состоянию. Экологические кризисы, как считают,ученые, в будущем неизбежны. Человечеству для своего бескризисного состояния нужно вписываться в естественные биохимические циклы. Но превращение современной биосферы в подлинную ноосферу будет противоречивым и мучительным. Потребуется переход от принципа количественного роста накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения Разума и духа лишь при необходимом материальном достатке. Ноосферный гуманизм требует обеспечения:

■ высшего уровня жизни человека;

■ высшего уровня качества среды обитания человека;

■ условий для беспредельного интеллектуального процесса.

Для этого нужно изменить акценты в человеческой активности. Оказывается, чтобы сохранить природу и себя, человек и общество должны меньше преобразовывать природу, а больше преобразовывать себя. По глубокому убеждению В.И. Вернадского, именно вхождение в ноосферу человечества должно стать основой прочного мира без войн и расовых отличий, единого в экономическом и информационном отношении, построенного на высокой сознательности и нравственности.


ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

18.1. ЭКОЛОГИЯ

Термин «экология» стал применяться еще в XIX Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животными существами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба — все это неотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. И его взаимоотношение с природой — воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества — должно стать предметом специального изучения.

Единство планеты определяет высокую степень интеграции современных экологических исследований. Имеющая отчетливый глобальный характер, экология человека опирается сегодня на достижения практически всех отраслей современного естествознания. Она широко использует закономерности и принципы самых различных наук. Однако сегодня экология находится на начальной ступени развития и еще не достигла высоты, отличающей другие науки, т.е. стадии, которая характеризовалась бы систематизированной формулировкой точных и определенных закономерностей.

Причины этого кроются в следующем:

1. Сложность экологического материала.

2. Необъятность экологического материала.

3. Значительная неупорядоченность экологического материала.

Экология — это комплексная отрасль современного научного знания, изучающая закономерности взаимоотношения растений, животных и человека между собой и их отношение к среде обитания. Основным объектом изучения в современной экологии являются: ■ биологические системы различных уровней — популяции, виды, биоценозы и биосфера;


■ их организация и взаимодействие;

■ их функционирование.

В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучение взаимодействия общества и природы, человека и биосферы. Сложившийся в ходе социально-экономического и научно-технического развития тип «обмена веществ» между обществом и природой часто не вписывается в естественную структуру биосферы. В этих условиях важно уметь определить допустимые пределы воздействия человека на природу. Экология призвана стать научной основой по использованию и охране природных ресурсов, сохранению среды в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии.

78.2. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

Американский ученый Б, Коммонер построил систему законов экологии, представляющую собой методологическое обобщение экологического опыта современности.

18.2.1. Законы экологии Коммонера

1. Все связано со всем. Этот закон охватывает живую динамику сложных и разветвленных экологических цепей. Он повторяет диалектический материализм, утверждающий всеобщую связь вещей и явлений. На более конкретном уровне он является обобщением кибернетического характера.

2. Все должно куда-то деваться. Это неформальная перефразировка основного физического закона — фундаментального закона сохранения. Он ставит одну из труднейших проблем экологии — проблему ассимиляции биосферных отходов человеческой цивилизации. Ассимиляция (от лат. assimilatio — усвоение, слияние), с биологической точки зрения, — это усвоение питательных веществ живыми клетками.

3. Природа знает лучше. Это положение распадается на два относительно независимых тезиса:

а) назад к природе (отражает возросшее в последние
годы желание иметь дачи, огороды);

б) призыв к осторожности в общении с природными
экосистемами. Здесь используется кибернетичес-


кий принцип — устойчивость некоторой системы находится в прямой зависимости от образующих ее элементов и подсистем. 4. Ничто не дается даром. Объединяет в себе три предыдущих закона.

Глобальная экосистема — это единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать. Он может быть только отсрочен.

Первый и четвертый законы экологии Коммонера прослеживают внутреннюю связанность и системную целостность человеческого мира. Четвертый закон — это неформальное повторение второго начала термодинамики.

18.2.2. Второе начало термодинамики и экология

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...