и невозможность создания вечного двигателя 16 глава
Эксперименты по ГИ показали широкие возможности получения комбинированных молекул и внедрения их в клетки. С помощью ГИ были созданы бактерии, обладающие способностью сверхсинтеза нужных белков, аминокислот, ферментов, витаминов, гормонов, антибиотиков и т.п. Проводятся исследования по получению новых лекарств, особенно противораковых. Огромную роль ГИ играет по охране окружающей среды, созданию микроорганизмов для очистки сточных вод, отходов и отбросов предприятий. Созданы бактерии, очищающие воду от примесей и нефти. Проводятся работы по созданию гормональных препаратов, необходимых для развития эндокринных нарушений. Перспективна ГИ и для контроля за животными. Метод консервирования генов позволяет сохранять цен- ные породы скота, вырождающегося столетиями. Можно ввести в организм любой другой породы законсервированный ген и получить его развитие в этом организме. Развитие ГИ, молекулярной генетики имеет огромное значение для микробиологической промышленности. Селекционные линии микробов продуцируют более 500 различных ферментов, белков и т.д. На биохимических заводах микробы кормят очищенными парафинами нефти и в результате собирают полноценный кормовой белок. Повышение урожайности зерновых, бобовых, продукции домашних животных, птиц, рыб — результаты ГИ. Рассматривается и вопрос продолжения жизни и возможности бессмертия путем изменения генетической программы человека. Задача здесь состоит в увеличении защитных ферментных функций клеток, оберега-ние молекул ДНК от всевозможных повреждений как внутреннего, так и внешнего характера (внутренний — нарушение обмена веществ, внешний — влияние окружающей среды). Ученые показали, что в нервных клетках накапливается пигмент старения. Им удалось создать специальный препарат, освобождающий клетки от него. В опытах с мышами лекарство дало положительную реакцию, увеличило срок длительности жизни. Таким образом, повышение уровня деятельности генетического аппарата позволит увеличить видовую продолжительность жизни.
Современная молекулярная биология позволила выделить из костей давно вымерших ископаемых животных ДНК — основное ядерное вещество каждой клетки. Таким образом, XX в. ознаменовался доказательством возможного синтеза белка, т.е. появилась возможность синтеза клетки из живого вещества. Удобное место для опытов по ГИ — это человеческий кишечник. Человек съедает с пищей немало чужих ДНК, возникает случайное расщепление фрагментов ДНК. Каждый день со стенок кишечника слущивается эпителий, отмирающие клетки, с которыми вступают в контакт ДНК. Создаются идеальные условия для опытов с непредвиденными результатами. Отсюда понятными становятся позиции сторонников ограничения в ГИ. До недавнего времени считали, что 99% длины ДНК существенной роли в формировании организма не иг- рает. Однако в результате последних исследований российских ученых в отделе теоретических проблем РАН выяснилось, что «пространственно-временная» программа построения живого организма заключена в микрокристаллических структурах именно этой части. Эта программа считывается особыми волнами, возникающими в ДНК, которые и переносят информацию другим клеткам. В результате создается своеобразный голографичес-кий образ будущей биосистемы, в соответствии с которой и происходит дальнейшее формирование целостного организма. С другой стороны, исследования, проведенные в Москве в научном кардиологическом центре под руководством П. Гордяева, показывают, что для образования живого организма из бесформенного множества белковых «кирпичиков жизни» одной только «внутренней» информации недостаточно, необходима еще и «внешняя» информация. Исследователи предполагают, что ДНК служит своеобразной антенной, принимающей сигнал из космического источника информации. Но кто именно, какой «супермозг» Вселенной осуществляет «строительство» свойств нашей Вселенной, кто вложил в ДНК сведения в период их эмбрионального развития — остается неразгаданной тайной. В настоящее время обсуждается вопрос о том, что в Природе существует некий информационный континуум, и не исключено, что именно он играет роль «Мирового Разума», создавшего Вселенную. Но это пока только гипотеза.
19.5. ПРОГРАММА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА» С каким генетическим багажом придут в новое тысячелетие наши дети и внуки? Есть ли возможность победить болезни на генетическом уровне? В погоню за «генами-убийцами» пустились ученые Америки, Англии, России. В парижском пригороде Эври действует научно-исследовательский центр «Генетон», развернута программа международного сотрудничества «Геном человека». Геном — это совокупность генов. Полагают, что у человека их около 10 тысяч. А информации в них зашифровано на 2000 атомов по 50 страниц в каждом. Расшифровка генома начинается с создания «атласа» генов, на- бора их карт. Первую такую карту разработали в 1992 г. группы Д. Коэна и лауреата Нобелевской премии Ж. Дос-се. А ее окончательный вариант вышел из лаборатории французского профессора Ж. Вайсенбаха весной 1996 г. Профессор Вайсенбах составил карту генов. Окрашивая их и изучая под микроскопом хромосому, с помощью выбранных маркеров он отмечал ДНК различных участков хромосом. При клонировании, т.е. выращивании их на микроорганизмах — бактериях, грибах, выделял фрагменты ДНК. При этом он получил последовательность нуклеотидов одной цепочки ДНК, из которой состоят хромосомы. Таким образом, им было локализовано 223 гена и выявлено 30 мутаций, ответственных за 200 заболеваний, в том числе гипертония, диабет, глухота, слепота, злокачественные опухоли. Уже сегодня благодаря карте генома на самых ранних стадиях беременности можно определять и изучать генетический код плода, предупреждая рождение тяжело больного ребенка. Еще один этап работ — генная терапия, т.е. коррекция патологии измененного гена.
Каждый день страницы печати заполняют сенсационные сообщения: «американские и финские ученые обнаружили ген, который вызывает редкую форму эпилепсии», «итальянские ученые открыли ранее неизвестный ген «гигантизма», «швейцарский эмбриолог вырастил у мушек-дрозофил глаза совсем не там, где им положено быть» и т.д. и т.п. Настоящий бум: от сортировки гороха Менделем в монастырском огороде до генома, изучением которого занимаются во многих странах, прошло не многим более ста лет! Активно участвуют в программе «Геном человека» и российские ученые из Института молекулярной биологии РАН, Института общей генетики РАН и др. Впервые проблема генома человека была сформулирована в конце 80-х гг. Инициатива вышла из недр одного из самых секретных ведомств — Министерства энергетики, породившего в свое время атомную и водородную бомбы. Там заинтересовались последствиями влияния радиации на человека, которые реализуются через изменения в геноме человека. Сегодня эти исследования ведутся в США, Франции, Великобритании, Швеции, Японии. С 1989 г. программа «Геном человека» работает и в России. Исследования ве- дутся совместно. Нет причин сомневаться, что в 2005 г., на который намечено завершение программы «Геном человека», в «клетки» будут «пойманы» все человеческие гены. Выделение генов, ответственных за те или иные признаки, послужило стимулом к развитию генной терапии — исправлению генетического повреждения путем введения в организм здорового гена. Предполагается, что удастся вводить правильный ген в нужное место на хромосоме. Но на практике пока еще трудно проконтролировать судьбу гена. Разрабатывается и другой подход, когда ген не заменяют, а компенсируют функцию, но пока не ясно, как «доставить» здоровый ген в организм. Еще одно практическое применение исследован генома — судебная медицина, криминалистика: иденти фикация по волосам, каплям крови, генная дактилоско пия. По этому методу проводилась идентификация ос танков последнего русского царя.
Ученые считают, что уже сегодня технически доступна всеобщая ДНК-паспортизация людей. Однако ученые поддерживают мнение о том, что применение достижений ДНК-диагностики лежит вне рамок самой науки. Это право общества и человека. Подобные работы являются доказательством того, что в Природе все взаимосвязано и надо только найти и использовать эти связи. Но наука должна развиваться в гармонии с гуманистическими идеалами и целями социального прогресса. ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 20.1. ЧЕЛОВЕК Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через боль и трагедии истории продвигалось человечество к пониманию значительности и значимости своей сущности. До сих пор, обсуждая проблему уникальности человека, мы пытаемся отыскать какие-то необычайные качества Адамова потомка (например, разум, сознание, творчество), некую субстанцию, которая принципиально отделяет человека от животного мира. Тайну человека, по-видимому, можно раскрыть, если обратиться к изначальному противоречию между природностью и социальностью человека. Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных убеждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий. Это продукт исторической эволюции и определенных природных механизмов. Практические потребности человека являются главным стимулом его познания. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием через его последующую знаковую или орудийную деятельность, в которых результат деятельности сознания опредмечивается. В исторически многовековом процессе осознания мира человеком были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления, но и созданы разнообразные методы познания, а также произошло обособление различных специфических форм познания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п. Человек — это мерило всех ценностей, он является узлом всех связей. Если же эти связи рвутся, значит, что- то испортилось в мире, надо искать, в чем причина, и пытаться убрать с пути все, что мешает человеку быть человеком. Гармония человеческих отношений важна и необходима каждому из нас. И силу, и мужество, и мудрость человек приобретает в процессе социального «созревания», используя как свой собственный опыт, так и знания, накопленные его предшественниками.
Человек изучается многими науками: медициной, химией, биологией, физиологией, филологией, философией и т.д. Человек — творец всего комплекса материальных и духовных ценностей. На всех этапах общественного развития он одновременно выполняет функции главной производительной силы общества и носителя всех производственных и социальных отношений. Но только в конце XX в., когда появилась реальная возможность уничтожения человеческой цивилизации, человечество пришло к выводу, что высшей ценностью является человек. Именно от человека и его поведения зависит в настоящее время его жизнь и жизнь на Земле. В целом же человек живет ради будущих поколений: все остается людям. Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, осуществить выбор, возникший в результате внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за него ответ перед обществом, в котором человек живет. Быть личностью — означает осуществлять вклад в общество, в котором живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. 20.2. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕДИЦИНА Ныне под экологией следует понимать не только взаимоотношение растительных и животных организмов со средой обитания, но и взаимодействие человека, его организма с разнообразными факторами окружающей среды. Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. Ведь даже поддержание внутреннего относительного постоянства среды человеческого организма (гомеостаза) было бы невозможно, если бы в основе его не лежали общие законы биохимических и физико-химических взаимодействий и взаимопревращений. НТП и социальное развитие привели к качественному изменению содержания процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характер патологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас — воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы. На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как: ■ гипердинамия, т.е. максимальная мускульная активность; ■ общее недоедание (калорийная недостаточность); ■ специфическое недоедание (недостаточность микроэлементов, витаминов). Главную роль в определении многих заболеваний в настоящее время соответственно играют: ■ гиподинамия, т.е. недостаточная физическая активность; ■ информационное изобилие; ■ психоэмоциональный стресс. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту некоторых заболеваний, например, сердечно-сосудистых. Перестройку испытывает также аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретает моторизация современного производства и быта, насыщение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое возрастание числа межличностных конфликтов. Все эти факторы в конечном счете определяют эволюции болезней, изменение их тяжести, симптоматики, характера осложнений, ведут к исчезновению старых и возникновению новых заболеваний, резко изменяют их характер. Широкое распространение в настоящее время получили заболевания, в возникновении которых большую роль играет психоэмоциональный фактор. Такие факторы, как профессия, отношение к труду, атмосфера производственного коллектива оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека. Все каналы эмоциональной взаимосвязи ныне до предела заполнены, а иногда перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной, все возрастающей эмоционально-психической «бомбардировке», начиная от здоровых, тонизирующих, и кончая отрицательными, даже болезнетворными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некоторых профессий, убыстряется развитие науки, техники, что предъявляет новые, повышенные требования к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которого является психическое здоровье и эмоциональное равновесие. Происходит интеллектуализация труда: он все больше включает элементы умственной деятельности при большой ответственности исполняемой работы и повышенных требованиях к органам и системам человека. Однако скорости психофизиологических и соматических реакций организма нередко оказываются слишком замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний. 20.2.1. Здоровье человека Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье — это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье — это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека. Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены в народном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существует само по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5—9 л воздуха в минуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек, печени. То есть здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма. Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального и духовного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, а также от масштабов использования резервов его психофизического потенциала. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию. Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей в пище, жилье и других благах, — относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает и он уделяет ему все большее внимание. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по мере влияния технотизированной окружающей среды на человека и его организм. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний по- 402 тенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества. 20.2.2. Проблема болезни и здоровья Болезнь является вещественной альтернативой нормы и здоровья. Болезнь — это качественно новое состояние организма и личности человека, возникающее в результате воздействия внутренних и внешних патогенных факторов, нарушающих структурно-функциональное состояние организма и проявляющихся в нарушении вида специфической деятельности человека. Если здоровье рассматривать как проявление нормальной жизнедеятельности организма, которая предоставляет человеку реальную возможность полноценно выполнять общественные, трудовые функции, то болезнь является нарушением нормальной жизнедеятельности организма, ведущим к понижению, а нередко и к потере приспособительной к окружающей среде функции и способностей организма. Проблему болезни и здоровья в общебиологическом плане следует рассматривать в единстве с проблемой сущности жизни и обмена веществ. Здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности организма, основным содержанием которого является обмен веществ. Болезнь означает нарушение согласованности течения обменных процессов в целом или некоторых его видов (белкового, водного, углеводного). Болезнь обычно является нарушением многих обменных процессов. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными. В свою очередь повышение и понижение интенсивности обменных процессов, выходя за рамки нормы, нередко ведут к качественным сдвигам и изменениям в организме и возникновению того или иного заболевания. Современная медицина достигла уровня, когда ставится вопрос о разработке критериев и прогнозов психического и физического развития человека с учетом воздействия на него НТП, изменяемой социальной и экологической среды. Научно-технические достижения уси- ливают возможности направленного воздействия медицины на развитие человека, способствуя продлению его творческого долголетия. Увеличение продолжительности жизни должно сопровождаться продлением творческого периода деятельности человека. Пока еще окружающая среда способна восстанавливать равновесие, нарушенное в результате хозяйственной деятельности человека, адаптируясь к этой деятельности. Однако адаптационные механизмы биосферы оказываются сейчас на грани истощения, работают на пределе своих возможностей. На этой основе возникают негативные необратимые сдвиги и изменения, способные пагубно влиять на жизнедеятельность животного и растительного миров, а также человека. 20.2.3. Единство человека и природы Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся в биологических объектах. По мере развития науки и техники появилась возможность синтезировать различные органические и неорганические препараты. Однако многие ими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившими себя к постоянному приему лекарств. Многие в этой связи страдают лекарственными аллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпуска считались безвредными, а с течением времени выявились их опасные свойства. Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результате бесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают «привыкание» и невосприимчивость к этим лекарствам, а болезнь переходит в хроническую форму. Кроме того, антибиотики замедляют развитие как вредных микро- 404 организмов, так и полезных, а в итоге мы имеем трудноизлечимые грибковые заболевания. Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, то только те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо в процессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарств и перейти к природотерапии. Природотерапия — это сознательное или стихийное, непреднамеренное использование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца, красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении и профилактике болезней. Человек формировался среди естественной природы и связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами и кислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Окружающая нас среда — будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны, природные источники и родники, — содержит в себе столько лечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всех болезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модные лекарственные препараты. Благотворное воздействие природы на здоровье че ловека хорошо было известно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, На работаю щих или отдыхающих на лоне природы бальнеологи ческие факторы действуют в комплексе и очень эффек тивно. Крестьяне же постоянно жили среди этих фак торов естественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственно при общении с природой. Рассмотрим некоторые из природных лечебных факторов. 1. Природотрудотерапия — это укрепление здоровья в процессе умеренной работы на природе — в саду огороде, на поле, в лесу и т.д. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, способствует психологической реабилитации человека. Кроме того, большое значение имеет нормальное удовлетворение от проделанной полезной работой. Прекрасный пример в этом плане — Лев Толстой, который в моло- дости обладал богатырским здоровьем, жил в усадьбе, превосходно питался, но для поддержания своего здоровья граф регулярно занимался физическим трудом. 2. Гидротерапия — использование водных процедур, купаний для лечения болезней и профилактики заболеваний. В древнем китайском трактате записано: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин». Бегание детей по лужам является «зовом предков». Купание избавляет от многих заболеваний верхних дыхательных путей, ангин и т.п. 3. Аэротерапия — лечение воздушными ваннами. Особенно полезен зимний морозный воздух, лишенный микробного загрязнения. Селяне работали в поле или на сенокосе в легкой продуваемой одежде или обнаженными по пояс, принимали воздушные ванны. 4. Гелиотерапия — загорание на солнце. Оно снижает восприимчивость к раковым заболеваниям в 10—30 раз. Селяне, которые работали от восхода до заката солнца на поле, в саду, в огороде, на сенокосе, одновременно загорали, подвергаясь при этом воздействию лучей широкого спектра. Быть может, поэтому и раковые заболевания были распространены значительно реже. В одном из ведущих университетов США недавно установлено весьма благоприятное воздействие первых утренних «малиновых» лучей на организм человека: этот свет лечит мигрень. У многих народов утренние лучи считались самыми полезными. Однако нарушение озонового слоя резко изменило ситуацию: врачи Японии не советуют находиться соотечественникам на солнце без зонтика, так как это чревато заболеваниями рака кожи. 5. Педотерапия — лечение почвой в прямом и переносном смысле. На Дону, когда почвы еще не были загрязнены, казаки прикладывали к ранкам кусочки почвы, и ранка затягивалась, так как в почве содержатся микроскопические грибы, выделяющие витамины, способствующие свертыванию крови. Сейчас почвы загрязнены и попадание их на ранку может вызвать столбняк и другие болезни. Здесь надо выде- 406 лить еще одну сторону, которая очень полезна для здоровья, — это хождение по земле босиком. 6. Ландшафтотерапия. Живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Стресс разрушает иммунную систему, вызывает преждевременное старение организма, различные поломки в нем. Красивые березовые леса не только чаруют своей красотой, но и врачуют тело, возвышают душу. Особенно велика эффективность разнообразных пересеченных ландшафтов, покрытых различными типами лесов. Сосняки с сухим, пропитанным фитонцидами и легкими ионами воздухом уже давно широко используются для лечения легочных заболеваний. 7. Лечение тишиной. Шум вызывает самые различные заболевания: от легкого недомогания до язвы желудка, тяжелого истощения нервной системы. Шум падающих капель использовался в древности в качестве наказания. Поневоле на ум приходят строки из стихотворения А. Вознесенского: «Тишины хочу, тишины... Нервы что ли обожжены? Тишины хочу...» Пенье птиц, шелест деревьев, журчание ручья, звуки дождя — все это оказывает оздоровительное влияние на нервную систему человека и железы внутренней секреции, восстанавливает силы человека, повышает работоспособность и творческий потенциал. Л.Н. Толстой говорил: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». 8. Лечение запахами. Известно, что запахи могут вызывать разные эмоции: навеять грусть и радость, поднять настроение, повысить работоспособность, неприятные запахи вызывают головную боль, головокружение, раздражение, повышают давление и т.п. Установлено, что запах ромашки аптечной успокаивает центральную нервную систему человека. Знаменитые врачи древности Гиппократ и Авиценна наборами нюхательных солей лечили различные припадки, головные боли и другие болезни. Сельские жители на сенокосах вдыхали запахи свежих скошенных трав и сами того не подозревая, лечились от многих болезней. В настоящее время лечение ароматами снова возрождено. Ныне известно, что листья деревьев выделяют до 200 различных веществ. Только пихта, например, вьщеляет их около 60. В природе каждое растение издает свой запах, нередко целый букет запахов. Многим известно также благоприятное воздействие на настроение запаха прелых листьев. Установлено, например, что регулярное вдыхание запаха герани помогает многим избавиться от бессонницы. Один профессор задался вопросом: «Почему в большом городе человек быстро устает, а на колхозном рынке в том же городе может ходить часами и чувствовать себя хорошо?» Ответ простой: «Все дело в зелени, в ароматах, которые она источает». Существует множество и других природных факторов, оказывающих лечебное действие. Селяне пользовались ими постоянно. Воздействие их было непрерывным, комплексным, естественным и более благоприятным для организма, нежели многие современные методы физио-, водо-, грязе- и т.д. лечения. Современный горожанин больше оторван от природы. А между тем, чтобы сохранить свое здоровье, надо почаще бывать в лесах, на лугах, водоемах, болотах (в ряде стран болота с их абсолютной тишиной стали использовать для лечения нервно-психических расстройств), вести здоровий образ жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|