Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления и развитие гостеприимства страны




 

Развитие туризма в Черногории в 60-е годы происходило в основном за счет роста приморского туризма почти по всей прибрежной полосе: от западного берега Истры, вдоль Кварнерского залива, островов Крк, Раб, Хвар, через Макарскую ривьеру, дубровник и до Будвы и Улциня в Черногории, роль которой в рассматриваемой отрасли особенно возросла в 80-е годы. Внутренние части страны извлекли выгоды из расширения туризма явно в недостаточной мере. Лишь бальнеологические курорты (в том числе Игало около Херцег-Нови в Черногории) приобрели международное значение. В наиболее результативное для югославского туризма четырехлетие - 1985 - 1988 гг. Удалось привлечь 22 млн. гостей, в том числе 8,7 млн. из-за рубежа. Число ночевок составило 110 млн. Доля в средиземноморском туризме достигла 4 - 5%. С 1985 г. доля Черногории в общеюгославском туризме составляла примерно 10%. На Черногорию в 1989 г. приходилось 9,5% всех средств размещения рекреантов в бывшей югославии и 8,5% всех гостиничных мощностей. Если в Хорватии иностранные гости осуществляли 65% всех ночевок, то в Черногории -только 33%. Отставание было связано с более поздним развитием в республике рассматриваемой отрасли и с меньшей транспортной доступностью. Лишь 1% койко-мест размещалось в гостиницах категории "люкс", 19% - гостиницах категории "а", 77% - категории "b" и 3% - категории "с". До кризисного десятилетия 1990 - 2000 гг. Примерно половина койко-мест (10 - 12 тыс.) была сосредоточена в гостиницах, отвечавших международным требованиям, предъявляемым к гостиницам, официально получившим категорию "три с половиной звезды" 90 - 95% всех мощностей предназначалось для "дешевого туризма".

В 1989 г. Из 3030 тыс. ночевок рекреантов в Черногории 79% приходилось на проведенные туристами из западной Европы и 21% - из восточной Европы. На гостей из Германии приходилось 35%, Великобритании - 21%, Чехословакии - 8,4%, Нидерландов - 5,6%. Туристическая отрасль в Черногории в частности накануне кризисного десятилетия начала терять свою конкурентоспособность. Военные действия и многолетняя внешнеполитическая изоляция новой Югославии привели к почти полному прекращению спроса со стороны туристов из западной Европы. Резко сократился поток гостей из восточной Европы. Практически в 1998 г. Черногорию посещали только туристы из России (осуществили 138 тыс. ночевок) и отечественные отдыхающие, число которых также сократилось.

Уменьшение спроса привело к снижению цен: по расценкам европейских туроператоров за полупансион с одного туриста взималось не более 25 - 45 немецких марок за сутки.

Главными местами посещений были Будва, Герцег-Нови и Бар. Лишь-Улцинь, отличавшийся высокой долей гостей из-за рубежа, существенно ослабил свои позиции, несмотря на обладание наиболее живописным и протяженным песчаным пляжем в южной части Адриатики. Помимо центров приморского туризма, три высокогорных курорта (Жабляк и Колашин, расположенные соответственно в национальных парках "Дурмитор" и "Биоградская гора", а также Рожае-Турьяк) дают возможность развитию горнолыжного спорта, а значит, и туризма соответствующего типа в зимнее время года (летом эти места посещаются любителями дельтапланерного спорта). Число посещений туристами, в особенности из-за рубежа, невелико. Одно из ведущих мест ВВП в Черногории занимает туризм, но не вследствие уровня своего развития, а из-за упадка других отраслей экономики.

От привлекательности и конкурентоспособности рекреационной индустрии Черногории зависит не только возможность трудоустройства значительной части местного населения, но и общеэкономического прогресса Черногории. Однако пока в данном секторе сложилось достаточно сложное положение. Однако с 2001 г. положение начало меняться в лучшую сторону. Предпосылки для укрепления рассматриваемой отрасли на территории Черногории весьма благоприятны. Потенциал усиливается благодаря близкому расположению важных туристических объектов соседних стран, в первую очередь Дубровника. Для приморского туризма (может развиваться в такой же степени, как в наиболее известных районах южной Европы, например на Мальорке) благоприятным временем является сезон с конца апреля до начала ноября, для горного туризма (имеет несравнимо меньшую привлекательность, чем, например, в альпийском регионе) - с середины декабря до конца марта. Развитие туризма в Черногории запланировано с учетом необходимости увеличения койко-мест для туристов.

Увеличение гостиничных мощностей создает базу для чартерного туризма, охватывающего весь рынок. Повышение комфортабельности гостиниц в сочетании с модернизацией сопутствующей инфраструктуры и ростом числа увеселительных заведений будет способствовать продлению летнего туристического сезона до 150 - 165 дней с максимальным использованием всех гостиничных мощностей, а также увеличению доли ночевок в гостиницах в общем числе ночевок туристов на территории Черногории до 57% в 2010 г. И 78% в 2020 г. Стратегическая цель заключается в доведении числа ночевок до 11,4 млн. В 2010 г. и 20,9 млн. В 2020 г. Доля ночевок в жилом фонде местного населения останется неизменной, в кемпингах - немного снизится, в других местах временного пребывания - сильно сократится.

Доходы от услуг по размещению в расчете на одного гостя в сутки благодаря улучшению качества таких услуг, развитию гостиничного сектора, продлению сезона должны увеличиться с 17,5 евро в 2010 г. до 45 евро в 2020г. (на Мальорке - 50 евро). Структурные преобразования и повышение цен дадут 503 млн. евро в 2010 г. И 1,15 млрд. в 2020 г., При этом не учитываются расходы туристов вне места временного проживания (на экскурсии, аренду автомобиля, "шопинг" и т. п.).

Основное внимание при строительстве новых гостиниц будет уделено трех - пятизвездочным гостиницам. Существующие объекты такого рода будут приспособлены к этим стандартам путем снижения категории или путем дополнительного оснащения и строительства. Если это невозможно, то предусматривается замена таких объектов более привлекательными комплексами. Для домохозяйств, принимающих туристов, кемпингов и прочих объектов также предполагается определить повышенные стандарты, которые будут последовательно внедряться в практику наряду с параллельным повышением цен.

Различия в предложении гостиничных услуг связаны не только со стандартом гостиниц. Стимулирование частной инициативы осуществляется с помощью налоговых льгот при создании предприятия и предоставления льготных кредитов при проведении инвестиционных работ.

Планирование развития туризма в Черногории происходит по двум основным направлениям: предоставление рекреационных услуг, во-первых, для граждан стран, появившихся на месте бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославии), и во-вторых, для граждан западной, центральной и северной Европы. Исходя из этих условий, Черногория предложит два сценария с точки зрения цен: более доступные услуги для отечественных и восточноевропейских туристов. Основная ставка делается на уже существующие мощности, которые не нужно расширять, но необходимо последовательно улучшать и делать более дорогими. По завершении переходного периода эти мощности из-за понижения спроса подвергнутся частичному демонтажу и превращению в комплексы, статус возможно повышать; дорогостоящие услуги (прежде всего для туристов в Черногории предусмотрены меры для развития сопутствующей транспортной инфраструктуры. Для туристов из центральной, северной и восточной Европы, Черногория из-за своей относительной удаленности попадает в первую зону чартерного туризма. Чартер-сеть предполагает наличие определенных средств размещения, удаленных от целевого аэропорта на расстояние, преодолеваемое автобусом за 1 - 2 ч, поэтому эффективный чартерный туризм может начаться в сколько-нибудь значительном объеме только после обновления и дополнительного строительства гостиничных мощностей. Оба международных аэропорта Черногории - в Подгорице и Тивате - технически отвечают основным требованиям, но с учетом необходимости обслуживания новых потоков туристов целесообразна их модернизация и расширение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...