Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика рекреации средствами физической культуры по месту жительства населения.




Реферат

Студент группы 3Ф12б (п/гр 2) /_______________ / Юмин Д.В.

Дисциплина

Специальность «Физическая культура»

Руководитель /_______________ / Аксарина И.Ю.

 

 

 

Ханты-Мансийск

Методика рекреации средствами физической культуры по месту жительства населения.

Ухудшение здоровья населения относится к ключевым проблемам современной России. Одной из причин создавшегося положения является невозможность, неспособность либо нежелание граждан вести здоровый образ жизни, в том числе – заниматься физическими упражнениями в свободное время, рационально организовывать свой досуг. Это обусловливает насущную необходимость в повышении эффективности функционирования физической культуры как социальной сферы, вида деятельности, части культуры общества. Первоочередной задачей в данном контексте является организация физического воспитания широких кругов населения по месту жительства. Это, в свою очередь, требует реализации ряда мер по вовлечению граждан в массовую физическую культуру и ресурсному обеспечению деятельности.

Ресурсы – это источники средств, к которым обращаются в случае нужды; необходимые и достаточные возможности для достижения целей деятельности. Ресурсный подход к деятельности заключается в привлечении, создании, использовании и развитии необходимых нормативных, финансовых, материально-технических, социально-демографических, информационно-методических, морально-этических, кадровых ресурсов. Кадровые ресурсы играют ключевую роль, поскольку от них зависит создание, использование, развитие всех остальных видов ресурсов.

Сущность реализации ресурсного подхода заключается, прежде всего, в организации системы управления ресурсами с опорой на следующие принципы: альтернативности (обеспечение возможностей для принятия альтернативных решений в выборе и привлечении ресурсов), оптимальности деятельности как критерия выбора лучшего варианта решения, обоснованности выбора ресурсов (экономической, рыночной, технической, юридической, кадровой, социальной и др.), результативности ресурсов (наличие конкретного продукта труда, предложенного потребителю) и пр. Указанная методологическая база в сфере производства социально-культурных услуг дополняется принципами многовариантной детерминации и развития; структурной целостности и комплексности; амплификации(обогащения, расширения); эргономичности; самореализации; полисубъектного взаимодействия.

В качестве ведущих, критериальных условий привлечения ресурсов выступают: доступность и достаточность ресурсов (возможность получения (привлечения) необходимых ресурсов в нужном количестве), качество ресурсов (соответствие ресурсов целям, задачам деятельности с точки зрения обеспечения их достижимости), рациональность привлечения и использования (экономическая, социальная и т.п. оправданность), владение ресурсами и возможность контролировать их и т.п.

Физическое воспитание населения комплексный механизм управления человеческим капиталом, мощным ресурсом сохранения и укрепления здоровья граждан. Важнейшим направлением данного процесса является повышение двигательной активности граждан как показателя здорового образа жизни и условия обеспечения хорошего физического и психического самочувствия, длительной работоспособности.

В формировании здорового образа жизни детей ключевую роль играет физкультурное образование и двигательная активность родителей. На наш взгляд, важнейшее значение имеет привлечение родителей не только к организации двигательной активности своих детей, но и к увеличению собственной двигательной активности. Только в этом случае ценности физической культуры станут достоянием каждой семьи, войдут в повседневный быт каждого человека.

Одним из зримых и, возможно, наиболее значимых результатов физического воспитания являются добровольные, самостоятельные занятия граждан физическими упражнениями, массовость физической культуры. Повышению массовости физической культуры служит широкое привлечение населения к занятиям физическими упражнениями в свободное время. Активный отдых, связанный с различными физкультурными занятиями, является одним из конструктивных, социально одобряемых и личностно полезных видов проведения досуга, организации свободного времени. Все вышесказанное позволяет рассматривать организацию физкультурно-активного отдыха населения как важную задачу физического воспитания, связанную с использованием ресурса свободного времени граждан для сохранения и укрепления их физического, психического, социального здоровья.

Вопросами теории и практики организации активного отдыха населения в свободное время занимается физическая рекреация. Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта). Она базируется на свободном, соответствующем индивидуальным вкусам, интересам, наклонностям и потребностям выборе участниками содержания и продолжительности занятий, времени и места их проведения, партнеров и т.д. Средства и методы физической рекреации представляют собой организационно-методический ресурс отдыха населения по месту жительства как задачи физического воспитания.

Как показывает практика физического воспитания, наиболее целесообразной является организация физкультурно-рекреационной деятельности либо по месту работы, либо по месту жительства. Поскольку в нашем исследовании речь идет о семейном отдыхе, то участниками физической рекреации являются дети и их родители (другие члены семьи). Следовательно, организовывать активный отдых лучше по месту жительства. В свою очередь, в микрорайоне практически единственным учреждением, в котором работают специалисты по физической культуре, является общеобразовательная организация. Поэтому мы считаем, что целесообразно рассматривать общеобразовательную организацию в качестве организационно-управленческого центра физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне.

Методологическими ориентирами организации указанной деятельности являются принципы реализации ресурсного подхода:

– п ринцип многоваритивности деятельности предполагает наличие возможностей выбора разными субъектами физического воспитания наиболее интересных для них видов и форм активного отдыха, объемов двигательных нагрузок, интенсивности занятий;

– принцип структурной целостности и комплексности воздействий означает, что для достижения запланированных результатов физического воспитания населения необходимо влиять на все сферы личности: эмоциональную, операциональную, когнитивную, мотивационно-ценностную и т.п.;

– принцип обогащения – содержание физического воспитания населения средствами физической рекреации должно быть ориентировано на прогрессивное развитие физических, интеллектуальных, нравственных и др. качеств участников, расширение их социальных контактов, укрепление семейных связей и т.п.;

– принцип эргономичности – следует учитывать индивидуальные физические, социальные, психологические и иные особенности и возможности участников активного отдыха при выборе временных, процессуальных и содержательных параметров процесса физического воспитания населения по месту жительства;

– п ринцип самореализации – содержание физического воспитания населения (информационное, мотивационное) должно отвечать индивидуальным социально-значимым жизненным целям и ценностям участников и побуждать их к максимально эффективному использованию собственных физических, психических и иных ресурсов для сохранения и улучшения здоровья, укрепления семейных отношений, саморазвития и самосовершенствования;

– п ринцип полисубъектного взаимодействия – организация физкультурно-активного отдыха населения по месту жительства должна включать коллективные и массовые мероприятия, участие в которых способствует развитию личности каждого участника, сплочению ученического коллектива, укреплению семейных отношений и т.п.

Мероприятия по управлению ресурсами позволяют определить следующие направления деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения: исследовательское (мониторинг внешней среды, сбор информации по ресурсам, маркетинг рынка актуальных и потенциальных потребителей), просветительско-прапагандистское (выбор и реализация средств и методов мотивации и вовлечения участников в сферу физкультурно-активного отдыха), организационное (планирование ресурсов, определение критериев результативности деятельности и способов их оценки), деятельностное (использование всех необходимых ресурсов общеобразовательной организации для физического воспитания населения), контролирующее (оценка степени эффективности использования ресурсов на основе достижения заданных критериальных показателей). В соответствии с указанными направлениями выделены этапы деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации.

Общеобразовательная организация обладает следующими ресурсами для организации физического воспитания населения:

– административными – существует система взаимодействия с органами государственной власти (с федеральными, республиканскими, краевыми и областными, местными органами управления образованием, физической культурой и спортом), имеется государственный заказ на осуществление физического воспитания населения по месту жительства;

– нормативными – совокупность правовых (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и др.), технологических (программы физического воспитания обучающихся, программы внеклассной работы; методики и технологии организации физического воспитания, физической рекреации и т.п.) и организационно-инструктивных (квалификационные требования и должностные обязанности учителя физической культуры, классного руководителя, рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства и др.) документов;

– финансовыми – законодательно определены бюджетные средства для оплаты внеучебной работы учителя физической культуры, воспитательной деятельности классного руководителя;

– материально-техническими – на балансе общеобразовательной организации находится специальное имущество (в том числе, здания и сооружения, включая спортивные залы, комплексы, площадки), физкультурно-спортивный инвентарь и оборудование, необходимые для организации физического воспитания населения по месту жительства средствами физической рекреации;

– социально-демографическими – в районе расположения общеобразовательной организации проживает подавляющее большинство обучающихся и др.членов их семей;

– кадровыми – в общеобразовательной организации работают учителя физической культуры, являющиеся специалистами в области организации внеучебной деятельности по физическому воспитанию, спортивно-массовой работы; имеется необходимый административный и технический персонал;

– информационно-методическими – педагогический коллектив общеобразовательной организации владеет методическим и технологическим инструментарием для стимулирования населения к физкультурно-активному отдыху, для организации внеучебного физического воспитания, организации работы с родителями обучающихся, организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся и членов их семей и т.д.;

– морально-этическими – профессионально-ценностные ориентации педагогов включают систему значимых для эффективной организации физического воспитания населения культурно-аксиологических, физкультурных, семейных и иных гуманистических ценностей и установок;

– организационно-управленческие – возможна разработка и реализация содержания и программы деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации.

 

Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья и работоспособность лиц разного возраста

 

Развитие ряда заболеваний тесно связано с возрастными измене­ниями функций и систем организма. Считается, что они начинаются в третьем десятилетии жизни, со времени окончания процессов роста. В возрасте 30-35 лет наблюдается прогрессирующее падение метаболиз­ма. Оно достигает 7-10% к 45-60 годам, а у столетних уже составляет 50-55% от исходных данных.

Процессы старения вызывают негативные изменения сердца и со­судов, даже при отсутствии клинических признаков ишемической бо­лезни сердца. Так, ударный объем сердца в покое к 85 годам уменьша­ется на 30% по отношению к 25 годам. Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55-60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25-50% меньше, чем в возрасте 25 лет.

С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее пери­ферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60-70 годам сис­толическое артериальное давление повышается на 10-40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производитель­ности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической ра­ботоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин — 0,3 мл/мин/кг за год.

Указанные изменения ведут к нарушению кровообращения, значи­тельно снижают функциональные возможности отдельных органов (в том числе и сердца) и систем организма. В период от 20 до 70 лет макси­мальная аэробная производительность падает почти в 2 раза — с 45 до 25 мл/кг (или на 10% за десятилетие).

С возрастом на фоне постепенного уменьшения общей емкости лег­ких, обусловленного изменениями грудной клетки (окостенение ребер­ных хрящей, атрофия мышц грудной клетки и диафрагмальной мышцы, возрастные изменения позвоночника) и внутриклеточными перестрой­ками, идет прогрессирующее увеличение остаточного объема. К 70 го­дам остаточный объем легких составляет 31,5% общей емкости против 19,8% в 30-летнем возрасте.

Уменьшение ЖЕЛ начинается еще в возрасте 25 лет, и к 60 годам это снижение становится существенным. Потеря эластичности легоч­ной ткани сопровождается снижением тканевого дыхания. Это приво­дит к ограничению уровня МПК, что в значительной степени отрица­тельно влияет на физическую работоспособность пожилых людей.

Важным фактором физиологического старения (инволюции) явля­ются изменения со стороны функционального состояния головного моз­га. У пожилых людей имеет место ослабление возбудительного и тор­мозного процессов, уменьшение их подвижности, снижение реактивно­сти нервной системы, инертность и другие изменения, свидетельствую­щие об ограничении адаптации к окружающим условиям вообще и фи­зическим нагрузкам в частности.

Различные отклонения появляются и со стороны других систем. Так, нарушается моторная функция пищеварительного тракта; снижается прочность костей и суставов, что приводит к уменьшению их подвиж­ности. Атрофические процессы в мускулатуре старых людей сводятся к уменьшению ее общей массы (до 20-26% от веса тела, против 45-50% в молодом возрасте). Примечательным является тот факт, что сроки появ­ления старческих изменений в мышцах обратно пропорциональны их функциональной активности. Наряду с атрофией мышц происходит уве­личение отложения жира в организме и рост массы тела.

Возрастные изменения сопровождаются снижением силы, быстро­ты, ловкости, гибкости и в меньшей степени выносливости, нарушают­ся ритмичность движений, способность организма к выполнению слож­ных координационных упражнений, а также упражнений в быстром тем­пе. Снижается физическая работоспособность, уменьшаются функцио­нальные резервы организма. Скорость снижения физических качеств наблюдается значительно заметнее, чем функциональных показателей. Наиболее общей особенностью для лиц среднего и пожилого возраста является замедление процессов восстановления после физических на­грузок. Данные эффекты отмечаются после 30 и 50 лет, от 30 до 40 лет продолжается фаза относительной стабилизации. В фазе регресса после 50 лет величина снижения параметров достигает 30-50%.

Систематическая физическая тренировка не только замедляет инволюционные процессы, но и способствует сохранению высокой работоспособности при наличии определенных морфологических и функциональных изменений в организме. Возрастное ухудшение физической подготовленности не имеет стойкого характера и поддается обратному развитию при помощи физических упражнений. Поэтому у физически тренированных людей дольше сохраняются высокие функциональные возможности организма. Так, у не занимающихся физическими упраж­нениями возможность к предельным усилиям после 30 лет прогрессив­но падает, у занимающихся она сохраняется до 40 лет и более. В ряде случаев у тренированных мужчин в возрасте 50-60 лет регистрирова­лись показатели, соответствующие средним у более молодых (на 30 лет), но нетренированных лиц.

Сохранение высоких значений показателей физической работоспособности и отдельных сторон физической подготовленности возможно приблизительно до 50 лет. Тем не менее можно считать, что возрастное снижение показателей физической подготовленности в пе­риод от 30 до 50 лет в большей мере обусловливается детренированностью организма в связи с ограничением двигательной активности.

Таким образом, благотворное влияние занятий физическими упражнениями на здоровье человека связано:

· во-первых, с негативным влиянием недостатка физической нагруз­ки (гиподинамия) и понижения двигательной активности (гипокинезия) на функциональное состояние организма;

· во-вторых, со способностью мышечной нагрузки расширять резервные возможности органов и систем до уровня повышенной устойчиво­сти к действию вредных факторов внешней среды и заболеваниям.

Оздоровительный эффект физической тренировки связан с воздей­ствием на ряд факторов, определяющих физическое состояние человека: уровень общей физической работоспособности, функциональное состо­яние сердечно-сосудистой системы, возраст. Следовательно, повышение физической работоспособности, расширение резервов сердечно-сосуди­стой системы, ограничение инволюционных процессов можно рассмат­ривать как достижение оздоровительного эффекта при занятиях физи­ческими упражнениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...