Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, их проявление пои интеллектуальном недоразвитии.




Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспита­тельная работа для каждой категории аномальных детей.

Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.

Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.

Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.

Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.

Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.

Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.

В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.

Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.

Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

10. олигофрения как психическое недоразвитие. Закономерности олигофрнического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность.

Общие клинико-патогенетические закономерности олигофрении.

Как указывалось, особенность аномалии развития при олигофрении состоит в превалировании явлений общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Эти особенности патогенеза являются определяющими для понимания клинико-психологической структуры дефекта, основу которой составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы.

Недоразвитие способности к познавательной деятельности при олигофрении связано со слабостью логического мышления, замедленностью темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточностью восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированностью эмоциональной сферы и личности в целом.

Недостаточность логического мышления проявляется, прежде всего, в слабой способности к обобщению, в трудностях понимания смысла любого явления. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей. Предметно-практическое мышление также носит ограниченный характер. Сравнение предметов и явлений осуществляется по внешним признакам.

Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние на формирование речи. Степень ее недостаточности большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта.

Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен. Фразы бедны, содержат мало прилагательных, предлогов, союзов. Страдает грамматический строй речи. Часты дефекты произношения. Однако при некоторых формах олигофрении, в частности связанных с гидроцефалией, может отмечаться обилие сложных речевых штампов, обусловленных повышенной подражательностью и хорошей механической памятью.

Одна из основных особенностей олигофренического недоразвития - инертность психических процессов. Темп мышления замедлен, тугоподвижен. Затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Характерна слабость произвольного внимания. Оно плохо фиксируется, легко рассеивается.
Типична недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и воспроизведения. Усвоение нового происходит медленно, после многократного повторения.

Хотя первичные поражения органов чувств при олигофрении большей частью отсутствуют, восприятие отличается бедностью, слабой избирательностью и недостаточно полно отражает окружающую действительность.

Характерно недоразвитие и эмоционально-волевой сферы. Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

Недоразвитие моторики отмечается и при отсутствии первичного поражения двигательной сферы. Наряду с бедностью, однообразием, угловатостью, неритмичностью и замедленностью движений часто наблюдаются их бесцельность, общее двигательное беспокойство и наличие синкинезий.

Уровень деятельности больных олигофренией тесно связан в первую очередь со степенью интеллектуального дефекта и особенностями эмоционально-волевой сферы.

При легкой степени олигофрении имеется способность к овладению простыми трудовыми навыками, достаточная адаптация к практически несложным и привычным жизненным ситуациям. В тяжелых случаях олигофрении о деятельности можно говорить лишь условно, в плане реализации инстинктивных потребностей.

Иерархичность психического недоразвития является вторым важнейшим признаком олигофрении. Она выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

При легкой степени олигофрении можно даже говорить о нередко встречающейся относительной сохранности отдельных психических функций. Недоразвитие же высших форм мышления составляет кардинальный, обязательный признак олигофрении.

Эта закономерность отражена и в самой структуре недостаточности каждой из психических функций. В конечном счете в восприятии, речи, памяти, внимании, эмоциональной сфере и даже моторике при олигофрении всегда более страдает уровень, связанный с функцией отвлечения и обобщения.

Наибольшее выражение это находит в недостаточности речи. Даже при сохранности грамматического строя и достаточном словарном запасе (например, при так называемых лобных формах олигофрении) в речи мало отражена функция обобщения.

Пассивное внимание сохранно в большей степени, чем активное, целенаправленное.

Механическая память может быть удовлетворительной, но всегда страдает память смысловая. Внешние признаки предметов запоминаются лучше. Запоминание же и воспроизведение явлений, элементы которых объединены внутренней связью, наиболее затруднено.

В восприятии, значительно более сохранном, чем мышление, также всегда страдает наиболее сложный компонент, связанный с анализом и синтезом воспринимаемых явлений.

И в эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также "симпатические" эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

То же касается и моторики. При недоразвитии способности к тонким и точным движениям, к выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок элементарные движения относительно более сохранны. Возможность их определенной дифференциации под влиянием обучения лежит в основе овладения рядом профессий.

При определенном параллелизме между уровнем интеллектуального недоразвития и нарушением практической деятельности при неосложненных и легких формах олигофрении последняя все же более сохранна, чем способность к мышлению. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности, оперативности, больные могут быть достаточно продуктивны и целенаправленны.

Большая роль при этом принадлежит воспитанию, формирующему социальные мотивы трудовой деятельности.

11. особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей.

Отклонения в психическом развитии у умственно отсталых вызваны нарушениями их высшей нервной деятельности, которые в свою очередь обусловлены органическим поражением головного мозга. Исследователи (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия) отмечают два рода таких поражений: 1) недоразвитие головного мозга; 2) анатомические изменения головного мозга.

В первом случае наблюдается недостаточное развитие извилин, уменьшение корковых слоев головного мозга, неправильное расположение клеток по слоям, малое количество клеток и т. д. Недоразвитие головного мозга наблюдается в тех случаях, когда органическое поражение центральной нервной системы произошло на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Отмечаемые во втором случае анатомические изменения головного мозга обусловлены органическим поражением центральной нервной системы на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Анатомические изменения коры головного мозга выражаются в следующем: утолщение оболочек мозга, сращение мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, образование склеротических очагов, атрофии нервных клеток (гнездные или разлитые) и др. У детей с легкой степенью умственной отсталости не наблюдается отчетливых органических поражений. Клиницисты предполагают, что в данном случае наблюдается лишь нарушение обмена в клетках коры головного мозга.

У умственнно отсталых детей в силу органического поражения центральной нервной системы наблюдаются своеобразные особенности электрической активности головного мозга. Альфа-ритм (от 8 до 13 колебаний в секунду) отсутствует (при тяжелой умственной отсталости) или слабо выражен (при имбецильности). При легкой умственной отсталости (дебильности) он отличается неравномерностью. Кроме того, у умственно отсталых детей отмечается наличие длинных патологических биотоков дельта-ритм (3-4 колебания в секунду).

Характер изменения электрической активности мозга отражает глубину дефекта и его своеобразие. Запись биотоков коры больших полушарий используется при уточнении диагноза эпилептического слабоумия. У детей с эпилептическим слабоумием регистрируются эпилептические разряды, т. е. медленные волны с большой амплитудой (дельта-ритм - 3-4 колебания в секунду).

У умственно отсталых детей прослеживается нарушение нейродинамики протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Нарушение нейродинамики обусловлено изменением основных свойств центральной нервной системы - силы, подвижности, уравновешенности. У умственно отсталых детей снижена сила нервных процессов, нарушена их подвижность; отмечается инертность, тугоподвижность нервных процессов. Может наблюдаться нарушение соотношения равновесия процессов возбуждения и торможения. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения А. Р. Лурия выделяет: уравновешенный, возбудимый (возбуждение преобладает над торможением) и заторможенный (торможение преобладает над возбуждением) типы нервной системы. Отмечается также наличие слабого, истощаемого типа нервной системы. При этом типе нервной системы нервные клетки склонны впадать в сравнительно быстрое охранительное, запредельное торможение.

У умственно отсталых детей наблюдаются фазовые состояния коры больших полушарий, в результате чего происходит нарушение закона силовых отношений между раздражением и ответной реакцией. При уравнительной фазе сильный и слабый раздражители вызывают одну и ту же ответную реакцию. При парадоксальной фазе сильный раздражитель вызывает слабую ответную реакцию, а слабый - сильную.

У умственно отсталых детей выявляются некоторые особенности рефлекторной деятельности.

Во-первых, с опозданием тормозится ряд безусловных рефлексов. Так, например, сосательный и примитивный хватательный рефлексы затормаживаются только к двум-трем годам. У некоторых идиотов безусловные сосательные рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни. Отметим, что у нормально развивающегося ребенка примитивный хватательный рефлекс исчезает на втором месяце жизни; к концу первого года жизни перестает проявляться и сосательный рефлекс.

Во-вторых, условные рефлексы вырабатываются с опозданием. Так, например, 50% умственно отсталых начинают ходить с опозданием. У 70% с опозданием появляется речь.

В-третьих, условные связи формируются с трудом. Сформировавшиеся связи оказываются непрочными, быстро растормаживаются, угасают. Трудно поддаются дифференцировке условные (особенно словесные) связи.

Наблюдается также нарушение деятельности первой и второй сигнальной систем. Первая сигнальная система представляет дефектный материал для деятельности второй. Дефектность ощущений, восприятий, представлений отражается в дефектности понятий, речи, мышления. Недоразвитие речи и мышления проявляется в трудностях дифференцировки и обобщении данных ощущений, восприятий, представлений. Кроме того, наблюдается недоразвитие регулирующей функции речи. Важным свойством нервной системы является ее пластичность. Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта у умственно отсталых детей. Это свойство нервной системы выражено у умственно отсталых в сравнительно меньшей степени (или менее развито), так как диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга приводит к нарушению нейродинамики.

Следует подчеркнуть, что при своевременном коррекционном обучении и воспитании происходит положительное развитие личности умственно отсталого ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...