Выбор посадок и нормирование точности соединений с подшипниками качения
Подобрать размеры соединения с подшипником качения. Определить вид нагружения колец и режим работы подшипника. Выбрать посадки колец подшипника на вал и в корпус; допуски формы и расположения, точность и шероховатость посадочных мест под подшипники. Изобразить чертеж соединения с обозначением размеров и посадок. Изобразить чертежи деталей соединения (конца вала, отверстия корпуса) с простановкой размеров и допусков (отклонений). Изобразить схему полей допусков соединения.
Таблица 10 – Исходные данные.
№ варианта
| № подшипника
| Радиальная нагрузка Р, кН.
| Характеристика радиальной нагрузки
| Вращающееся кольцо
|
|
|
|
|
|
|
| 0,3
| постоянная по направлению
| внутреннее
|
|
| 0,4
| наружное
|
|
| 0,5
| постоянная по направлению и вращаю-
щаяся, меньшая постоянной по значению
| внутреннее
|
|
| 0,6
| наружное
|
|
| 0,7
| постоянная по направлению и вращаю-
щаяся, большая постоянной по значению
| внутреннее
|
| 6-206
| 0,8
| наружное
|
| 6-207
| 0,9
| постоянная по направлению
| внутреннее и наружное кольца в одном или противоположных направлениях
|
| 6-208
| 1,0
| вращающаяся с внутренним кольцом
|
| 6-209
| 1,1
| вращающаяся с наружным кольцом
|
| 6-210
| 1,2
| постоянная по направлению
| внутреннее
|
|
| 0,5
| наружное
|
|
| 0,6
| постоянная по направлению и вращаю-
щаяся, меньшая постоянной по значению
| внутреннее
|
|
| 0,6
| наружное
|
|
| 0,7
| постоянная по направлению и вращаю-
щаяся, большая постоянной по значению
| внутреннее
|
|
| 0,8
| наружное
|
| 6-307
| 1,1
| постоянная по направлению
| внутреннее и наружное кольца в одном или противоположных направлениях
|
| 6-308
| 1,5
| вращающаяся с внутренним кольцом
|
| 6-309
| 1,6
| вращающаяся с наружным кольцом
|
| 6-310
| 2,5
| постоянная по направлению
| внутреннее
|
| 6-311
| 2,7
| наружное
|
|
|
| постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению
| внутреннее
|
|
|
| наружное
|
|
|
| постоянная по направлению и вращаю-
щаяся, большая постоянной по значению
| внутреннее
|
|
|
| наружное
|
|
|
| постоянная по направлению
| внутреннее и наружное кольца в одном или противоположных направлениях
|
| 6-409
|
| вращающаяся с внутренним кольцом
|
| 6-410
|
| вращающаяся с наружным кольцом
|
Подшипник – это деталь или узел механизма, являющийся опорой для вращающихся валов. Подшипники воспринимают усилие, воздействующее на вал в радиальном и осевом направлении, и допускают вращение этого вала вокруг оси.
Подшипники качения в широкой номенклатуре изготавливаются специализированной отраслью промышленности, в которой имеются отличия от других отраслей машиностроения по некоторым вопросам нормирования точности.
Подшипник качения – это стандартный узел, обладающий внешней взаимозаменяемостью по своим присоединительным размерам.
Размеры отечественных подшипников регламентируются ГОСТ 3478–79 «Подшипники качения. Основные размеры».
Технические требования к подшипникам качения регламентирует ГОСТ 520 – 89 «Подшипники качения. Общие технические условия».
Точность подшипников качения зависит от ряда технических требований.
Основные технические требования к подшипникам качения:
- точность размеров и шероховатость присоединительных поверхностей d, D и B.
- радиальное и осевое биения подшипника в сборе либо отдельных колец.
Дополнительные технические требования к подшипникам качения:
- точность размеров и формы, а также шероховатость тел качения и дорожек качения наружного и внутреннего колец.
- уровень вибрации.
- момент трения;
- угол контакта.
Точность подшипников качения регламентируется ГОСТ 3325-85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки».
Таблица 11 – Виды нагружения колец подшипников качения (ГОСТ 3325)
Условия работы
| Вид нагружения
|
Характеристика радиальных нагрузок
| Вращающееся кольцо
| Внутреннего кольца
| Наружного кольца
|
|
|
|
|
Постоянная по направлению
| Внутреннее
| циркуляционное
| местное
|
Наружное
| местное
| циркуляционное
|
Постоянная по
направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по -значению
| Внутреннее
| циркуляционное
| колебательное
|
Наружное
| колебательное
| циркуляционное
|
Постоянная по направлению и вращающаяся. большая постоянной по значению
| Внутреннее
| местное
| циркуляционное
|
Наружное
| циркуляционное
| местное
|
Постоянная по направлению
| Внутреннее и наружное кольца в одном или противоположном направлениях
| циркуляционное
| циркуляционное
|
Вращающаяся с внутренним кольцом
| местное
| циркуляционное
|
Вращающаяся с наружным кольцом
| циркуляционное
| местное
|
Примечание. Под радиальной нагрузкой понимают равнодействующую всех радиальных сил, действующих на подшипник
|
Таблица 12 – Режимы работы подшипников качения (ГОСТ 3325)
Режим работы подшипника
| Интенсивность наружения подшипника Р/С
|
|
|
Легкий
| Р/С ≤ 0,07
|
Нормальный
| 0,07 < Р/С ≤ 0,15
|
Тяжелый
| Р/С>0,15
|
«Особые условия»
| *
|
* К режиму «Особые условия» относят условия работы подшипников, работающих при ударных и вибрационных нагрузках. Посадки подшипников при этом режиме выбирают как для тяжелого режима работы независимо от интенсивности нагружения
|
Р – радиальная нагрузка; С – динамическая грузоподъемность подшипника.
Стандартом установлены следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности: L 0, L 6, L 5, L 4, L 2, l 0, l 6, l 5, l 4, l 2.
Рисунок 6 – Схема расположения полей допусков подшипников качения
L 0, L 6, L 5, L 4, L 2, l 0, l 6, l 5, l 4, l 2 – поля допусков по классам точности;
0, 6, 5, 4, 2 – классы точности подшипников по ГОСТ 520-71;
L, l – обозначение основного отклонения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: