Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на производство продукции в месяц; в млн руб.




 

Количество продукции, в шт. ТС
     
       
       
       
       
       
       
       

 

Далее, по данным таблицы, изобразим кривые постоянных, переменных и общих издержек (рис. 6.5).

Издержки, в млн руб.

 
 


ТС

450 ¨

400 ¨ ·VC

350 ·

300 ¨

250 ¨ ·

200 ¨ ·

150 ¨ ·

100 ¨ ·

50 · FC

0

1 2 3 4 5 6 7

Количество продукции, в шт.

 

Рис. 6.5. Кривые постоянных, переменных и общих издержек.

Кривые VC и ТС, обратите на это внимание, соответствующим образом изогнуты. Изгиб объясняется действием закона переменной производительности факторов производства. Кривая же ТС сдвинута относительно кривой VC на величину FC = 50 млн руб.

 

6.4.3. Издержки средние и единичные

Теперь поставим перед собой более сложную задачу. Постараемся определить, при каком выпуске продукции средние переменные и средние общие издержки в нашем примере будут минимальными. Все необходимые для этого данные приводятся в таблице 6.6.

Таблица 6.6

Средние постоянные (АFC), средние переменные (АVC), средние общие (АТС) издержки, единичные издержки (Се);

в млн руб.

Q АFC AVC АТС Се
         
         
         
  12,5   62,5  
         
         
         

 

 

AFC = FC / Q, AVC = VC / Q, ATC = TC / Q, где Q – количество производимой продукции. А единичные издержки (Се) – это прирост издержек, необходимых для производства дополнительной единицы продукции. Они, легко заметить, по величине совпадают с приростом общих переменных издержек (см. табл. 6.6).
Далее, по данным табл. 6.6, построим кривые AFC, AVC, ATC и Се (рис. 6.6).

 

AFC, AVC, ATC, Ce; в млн руб.

 
 


110 ¨

80 ¨ Се

70 Е2 ¨ АТС

60 ¨ ¨ ¨ АVC

50 ¨ ¨ ¨

40 ¨ Е1

10 ¨ AFC

0

1 2 3 4 5 6 7 Q, в шт.

 

Рис. 6.6. Кривые средних издержек и точки их минимумов.

Кривая единичных издержек.

В нашем примере минимум AVC приходится на выпуск четырех единиц продукции, а в точке Е1 AVC» Ce = MC1, (6.5)

где МС1 – предельные единичные издержки.

Это значит, что прирост общих издержек на производство четвертой единицы продукции и обеспечивает минимум средних переменных издержек.

Далее, если объем производства будет доведен до пяти единиц продукции, тогда будет обеспечен минимум АТС. В таком случае будет реализовано правило АТС» Се = МС2. (6.6)

В точке Е2 средние общие издержки равны единичным и совпадают по величине с предельными издержками. Эта точка показывает, что дальнейшее наращивание объема производства продукции является нерациональным.

Таким образом, как видно из приведенного примера, знание правил микроэкономики и владение экономико-математическими методами позволяет предпринимателю определить оптимальный объем производства продукции.

До сих пор речь шла о коротком периоде времени. Теперь же постараемся выяснить, какую специфику привносит долгосрочный период?

 

6.4.4. Что такое эффект масштаба?

Долгосрочный период времени – это период времени, достаточный для изменения производственных мощностей фирмы, то есть масштаба производства. Так, например, фермер может построить еще одну ферму и увеличить производство молока вдвое. Для этого, разумеется, требуются и время, и деньги.

Особенность долгосрочного периода заключается в том, что в нем все факторы производства переменные. Для определения же оптимальных размеров производства достаточно оперировать средними общими издержками (АС).

В этом периоде действует эффект масштаба. Он состоит в том, что по мере укрупнения фирмы, ее средние издержки сначала убывают до минимума, а затем возрастают. Этот эффект определяется действием закона переменой производительности факторов производства. Эффект масштаба, следовательно, складывается из двух эффектов: положительного и отрицательного.

Положительный эффект масштаба определяется целым рядом факторов. Во-первых, он связан со специализацией труда. Крупная фирма, например, может нанять специалистов по менеджменту, маркетингу, организовать отдел рекламы и т.д. Во-вторых, источником экономии на крупных предприятиях являются новые технологии. Малые фирмы не всегда могут использовать дорогостоящие, но более производительные машины или станки. По мере роста размеров фирмы появляется возможность более эффективно использовать производительный капитал, что снижает общие издержки. Мы с вами уже знаем, что по мере роста объема производства продукции снижаются средние постоянные издержки. В-третьих, крупные предприятия также обладают большими возможностями для производства побочной продукции. Крупный мясокомбинат, например, может изготавливать и клей, и удобрения, и лекарства, и др. продукты, которые малые фирмы бы не производили.

Отрицательный эффект масштаба является следствием таких факторов, как рост управленческих расходов, увеличение издержек на содержание информационных служб. Кроме того, могут не совпадать интересы собственников фирмы и менеджеров. Возможно противоречие между администрацией и рабочими и т.д.

Эффект масштаба играет важную роль в различных отраслях производства. Он определяет конкурентоспособность, как отдельной фирмы, так и отрасли в целом. Если действует положительный эффект масштаба, тогда выгодно организовать крупную фирму.

В отдельных сферах экономики преимущество имеют, напротив, мелкие предприятия. В первую очередь это относится к сфере услуг. Однако в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, энергетике и в ряде других отраслей малые фирмы просто не смогут обеспечить эффективного объема производства и окажутся нежизнеспособными.

 

6.5. ДОХОДЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ФИРМ

После того как продукция произведена, она реализуется покупателям, в результате чего фирма получает соответствующий доход.

6.5.1. Доходы фирм и их виды

В западной экономической литературе различают общий (совокупный), средний и предельный доходы.

Под совокупным доходом подразумевается сумма, поступающая фирме от продажи продукции, или выручка. Она рассчитывается по формуле

TR = P×Q, (6.7)

где ТR – общий доход, Р – цена единицы продукции, Q – количество проданной продукции.

Средний доход (АR) представляет собой доход, который образуется в среднем от продажи единицы продукции. Рассчитывается он следующим образом: АR = TR / Q. (6.8)

В том случае, если цены стабильны, то средний доход равен цене единицы продукции.

Выделяют западные экономисты и так называемый предельный доход, под которым подразумевают дополнительный доход, который приносит реализация дополнительной единицы продукции. На самом деле речь идет не о предельном доходе, а о единичном доходе: Re = DTR / DQ, (6.9)

где Re – единичный доход, или доход от реализации единицы продукции; DTR – прирост общего дохода; DQ – прирост выпуска продукции на единицу.

В свою очередь, объем продаж продукции и величина себестоимости определяются следующими факторами: качеством менеджмента; конкурентоспособностью продукции и уровнем цен на приобретаемые ресурсы; нормой амортизационных отчислений; налоговыми ставками и т.д.

В современных условиях прибыль выполнят стимулирующую, распределительную и учетную функции. Суть стимулирующей функции прибыли состоит в том, что она является фактором роста эффективности деятельности фирмы. Распределительная функция проявляется в том, что прибыль – источник накопления, развития производства, финансирования строительства непроизводственного назначения, источник материального поощрения работников предприятия. Учетная же функция заключается в том, что прибыль является критерием эффективности предприятия.

 

6.5.2. Рентабельность и ее показатели

Сама по себе абсолютная величина прибыли еще не дает полного представления об эффективности фирмы. В самом деле, если у двух фирм прибыль равна по величине, означает ли это, что и их экономическая эффективность тоже одинаковая. Нет, конечно, ибо мы не знаем, какие были издержки, сколько было вложено в производство капитала и пр. Поэтому для оценки экономической эффективности фирмы еще используются такие показатели, как рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

Под рентабельностью продукции (Рп) будем понимать отношение величины прибыли отчетного периода (Пр) к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме бухгалтерских издержек (Сб):

Рп = Пр100% / Сб. (6.10)

Рентабельность производительного капитала (Рк) измеряется отношением величины прибыли к стоимости основного (Кос) и оборотного (Коб) капиталов фирмы:

Рк = Пр100% / (Кос + Коб ). (6.11)

По величине рентабельности, очевидно, все предприятия можно подразделить на убыточные, с нулевой рентабельностью, малорентабельные, среднерентабельные и высокорентабельные.

Имеет также смысл сопоставлять величину прибыли фирмы с ее основным капиталом и суммой оборотных средств (Ос), совокупностью оборотных фондов и фондов обращения предприятия, выраженных в денежной форме. В этом случае мы получим формулу для расчета рентабельности производства:

Рпр = Пр100% / (Кос + Ос). (6.12)

Рентабельность производства показывает отдачу авансированных в производстве средств.

Уровень рентабельности точно характеризует эффективность фирмы в том случае, если цены на ее продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Если же фирма является монополией, то она может получить дополнительную прибыль и за счет увеличения цены, а следовательно, повысить рентабельность продукции.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предпринимательская деятельность. Фирма. Предприятие. Товарищество. Акционерное общество. Курс акции. Производительный капитал. Основной капитал. Годовая амортизация. Годовая норма амортизации. Оборотный капитал. Закон переменной производительности факторов производства. Средняя и индивидуальная производительность. Издержки. Бухгалтерские (внешние) и неявные (внутренние) издержки. Экономические издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Эффект масштаба. Рентабельность. Рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

 

1. Чем фирма отличается от предприятия?

2. Почему полное товарищество называется полным?

3. Каковы отличия основного капитала от оборотного?

4. Что постоянного в постоянных издержках и переменного в переменных?

5. Почему средние постоянные издержки имеют тенденцию к снижению?

6. Чем вы можете объяснить положительный эффект масштаба?

ВЫПОЛНИМ СМЫСЛОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

Подберите правильные определения товариществ:

Вид товарищества Определение
1. Полное   1. В нем, по меньшей мере, один из участников несет неограниченную ответственность, и хотя бы один –ограниченную ответственность перед кредиторами
2. Коммандитное 2. Все участники несут полную ответственность
3. Акционерно-коммандитное 3. Коммандиты вносят свою долю, приобретая акции товарищества

 

ВЫПОЛНИМ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Издержки производства на предприятии складываются из:

а) заработной платы, стоимости машин, оборудования, материалов;

б) заработной платы, амортизационных отчислений, стоимости материалов, налогов;

в) процента по кредитам, заработной платы, налога на прибыль, амортизационных отчислений;

г) коммерческих и представительских расходов, стоимости материалов, налога на прибыль, подоходного налога.

2. Экономическая прибыль – это разница между:

а) выручкой и бухгалтерскими издержками;

б) бухгалтерской прибылью и неявными издержками;

в) постоянными и переменными издержками.

 

РЕШИМ ЗАДАЧИ

 

Определите годовую норму амортизации основного капитала фирмы по следующим данным:

Элемент капитала Стоимость, в млрд руб. Предполагаемый срок службы
1. Здания и другие сооружения    
2. Оборудование    
3. Вычислительная техника    
4. Транспортные средства    

За сколько долларов был куплен легковой автомобиль, если его годовая амортизация равна 1000$, на ремонт было затрачено 1500$, а его ликвидационная стоимость равна 500$, и срок службы – 8 лет?

3. По данным таблицы определите оптимальное количество работников.

Количество работников            
Индивидуальная производительность работника, тонн зерна            

4. Предполагаемая цена книги равна 10 тыс. руб., переменные издержки равны 6 тыс. руб., а постоянные – 200 млн руб.

При каком тираже издательская фирма получит прибыль в 400 млн. руб.?

5. Годовая выручка фирмы составила 10 млрд руб. Среднегодовая стоимость ее основного капитала оценивается в 20 млрд руб., а годовая норма амортизации равна 10%.

Какова будет рентабельность реализованной продукции фирмы, если за год она затратила на выпуск продукции оборотного капитала на 4 млрд руб., годовой фонд заработной платы составил 2 млрд руб.?

 

ВЕСЕЛАЯ СТРАНИЧКА

ОБЕЩАНИЕ МИЛЛИОНЕРА

 

– Доктор, если я выздоровлю, то пожертвую 500 тыс. долл. на вашу новую больницу, – хрипит больной миллионер.

Через несколько месяцев врач встречает бывшего пациента. Вид у того цветущий.

– Я рад, что вы прекрасно чувствуете, и хотел бы поговорить о деньгах для новой больницы, которые вы мне обещали.

Я обещал?! – удивляется миллионер. – Как я тяжело был болен, даже бредил.

Т Е М А 7

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В ЭТОЙ ТЕМЕ:

Ø раскрывается понятие менеджмента, рассматриваются его основные принципы и функции, различные стратегии поведения;

Ø много места отведено вопросам мотивации работников фирмы;

Ø определяется роль маркетинга в системе управления фирмой, выясняются его основные принципы и функции;

Ø описываются фазы жизненного цикла продукта фирмы.

 

7.1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА

 

В современных условиях эффективная деятельность фирмы невозможна без управления. В рыночной экономике оно принимает форму менеджмента. Это совокупность принципов, методов и других средств наиболее эффективного использования ресурсов фирмы с целью увеличения прибыли.

Объектами управления на фирме являются:

Ø материальные факторы производства, например, оборудование, сырье;

Ø материальная продукция, например, телевизоры, обувь;

Ø информация, например, программы, документы и т.п.;

Ø трудовой коллектив, например, рабочие, инженеры, экономисты.

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

Ø наличие стратегии фирмы;

Ø сочетание личных интересов работников с целями
фирмы;

Ø активный поиск новых идей и формирование системы оценки;

Ø система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, его общественной оценке и продвижении по профессиональной лестнице;

Ø материальное стимулирование в соответствии c результатами труда.

Сущность менеджмента раскрывается в его функциях
(рис. 7.1).

 

 

Целеполагание Планирование Организация

 

Координация

¨

Регулирование

 

Контроль Анализ Стимулирование

 

Рис. 7.1. Функции менеджмента.

 

Целеполагание представляет собой процесс определения целей фирмы. Но что такое цель? Это желаемый результат. Сами цели можно классифицировать по разным признакам.

Цели подразделяют на главные и второстепенные. Вы, например, серьезно занимаетесь предпринимательством и шахматами. В вашей жизни может случиться так, что вопрос станет ребром: предпринимательство или шахматы? И вам придется решить, что в данный момент важнее.

Выделяются также общие и частные цели. К числу общих целей фирмы относятся: выживание на рынке, получение прибыли и перспективы. Частными целями фирмы являются такие цели, как продать как можно больше товара, увеличить оборот фирмы, привлечь к товару как можно больше покупателей.

По времени, в течение которого предполагается добиться целей, можно выделить долгосрочные цели и краткосрочные. Их, естественно, необходимо сочетать. Вы, например, можете уволить высококвалифицированных работников и добиться за счет этого кратковременного увеличения прибыли. Однако эти работники могут быть полезны в долгосрочной перспективе.

Выделяются также цели конечные и промежуточные. Умение так «расположить» промежуточные задачи, чтобы они наилучшим образом приводили к решению конечной задачи, – одно из необходимых качеств менеджера. Для достижения поставленной цели нужно представлять себе, как вы будете это делать, или иметь план действий.

В современной экономике все крупные фирмы планируют свою деятельность. Планирование – это выработка направлений, путей и средств реализации целей фирмы. А надо ли планировать вообще? Если и вы в этом сомневаетесь, тогда представьте себе строителей, которые решили построить дом без соответствующего проекта, чертежей, документации. Вряд ли бы вы согласились жить в этом доме. А ведь предпринимательство – процесс более сложный, нежели строительство дома. В соответствии с законом «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятие (фирма) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Основу планирования составляют договоры с потребителями продукции.

При планировании деятельности фирмы используются принципы:

Ø реальности планов, т.е. учета возможностей фирмы;

Ø системности, комплексности – все показатели и направления должны быть взаимоувязаны;

Ø оптимальности – ориентация на максимизацию прибыли;

Ø единство интересов фирмы, трудового коллектива и потребителей продукции фирмы;

Ø сбалансированности – в планах должны быть взаимоувязаны конечные показатели работы фирмы и все виды ресурсов (материальные, финансовые, трудовые и т.д.).

Мало составить план деятельности фирмы. Не менее важно организовать его выполнение. Организация – это деятельность управляющего персонала, направленная на рациональное использование ресурсов с целью успешного функционирования фирмы, выполнения намеченных планов. Реализация этой функции предусматривает, во-первых, разделение труда между управленческими работниками, а во-вторых, построение организационной структуры системы управления фирмой. Она, например, может быть такой, как показано на рис. 7.2.

 
 

 


¨

 

Производство Закупки Финансы Маркетинг Кадры

 

Рис. 7.2. Организационная структура управления фирмы.

После осуществления функции «организация» могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами системы или механизма достижения целей. В таком случае необходимо уточнить характер действий исполнителей и сделать их более согласованными и эффективными. Такая «тонкая настройка», или управленческая работа, и получила название координации совместной деятельности. В самом деле, чем больше людей совершают совместную работу, тем более скоординированными должны быть их усилия.

Механизм управления фирмой время от времени нуждается в регулировании. Под ним подразумевается выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется эта функция посредством оперативного управления на основе контроля и анализа деятельности фирмы.

Большую роль в управлении играет и функция стимулирования. Она включает в себя разработку и использование материальных и моральных стимулов к эффективному труду работников фирмы.

Функция контроля состоит из наблюдения за ходом производства, сравнения реальных показателей с заданной программой и выявления возможных отклонений. Основными принципами контроля являются: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность и эффективность.

Функция учета деятельности фирмы используется для получения точной и достаточно полной информации о состоянии производственной, коммерческой, финансовой деятельности фирмы. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

И, наконец, первостепенную роль играет такая функция, как анализ деятельности фирмы. Она предполагает комплексное изучение её функционирования. Главное в анализе деятельности фирмы состоит в выявлении реального состояния имущества и финансов, которое отражается в активах и пассивах фирмы. Разница между активами и пассивами и есть результат фирмы. Если она положительная, то фирма работает успешно, в противоположном случае она убыточна или даже банкрот. Поэтому нужны срочные меры по оздоровлению имущественного и финансового положения фирмы.

 

7.2. СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

 

Одна из главных общих целей фирмы заключается в выживании на рынке в условиях конкуренции. Для этого фирма должна верно спрогнозировать свою деятельность на перспективу, то есть иметь свою стратегию. Что это такое?

Стратегия представляет собой единство долгосрочных целей и средств их достижения. Ее можно сравнить с поведением яхтсмена, который в одиночку пересекает океан. Двигаться строго по прямой линии ему не позволит стихия. Компасом фирмы является план. Он выполняется далеко не всегда, так как обстоятельства могут измениться. Зато есть направление движения, ориентация на достижение определенной цели.

Стратегическая цель фирмы состоит в том, чтобы добиваться долгосрочных преимуществ, которые обеспечили бы фирме высокую рентабельность.

Выделяют три вида стратегии: портфельную, деловую и функциональную. Начнем с первой. Что может находиться в портфеле фирмы? Ценные бумаги, принадлежащие фирме. Портфельная стратегия состоит в выборе хозяйственных объектов, в которые фирме следует инвестировать средства. Она включает три основных направления. Во-первых, сюда относятся приобретения в новых отраслях, или покупка новых фирм. Во-вторых, укрепление имеющихся подразделений. В-третьих, выход из нежелательной отрасли, или продажа бесперспективных предприятий.

Деловая стратегия представляет собой определение долгосрочных конкурентных преимуществ, обеспечивающих фирме высокую рентабельность. Она включает систему мероприятий, осуществление которых достигается путем координации действий между различными подразделениями фирмы.

Разработка деловой стратегии предполагает: определение корпоративной миссии; конкретизацию видения корпорации и постановку целей; формулирование и реализацию стратегии, направленной на их достижение. В целом деловая стратегия предполагает использование совокупности способов и форм мобилизации факторов повышения доходности с учетом изменений в экономике.

Функциональная стратегия – это определение направлений деятельности той или иной функциональной службы (отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения. Функциональные стратегии нужны для распределения ресурсов отделов и служб фирмы. Основными функциями стратегического управления является перспективное экономическое развитие, производство, менеджмент и маркетинг. Выполнение каждой из названных функций поручается ряду специальных отделов: информации, кадров, электронной обработки данных и т.д.

Выбор стратегии осуществляется с учетом целей фирмы, а также будущих возможностей, заложенных во внешних условиях ее функционирования. Выделяют, как правило, три вида стратегических альтернатив. Первой из них может быть ограниченный рост. Такой стратегии, обычно, придерживаются благополучные фирмы. В ее основе лежит принцип «от достигнутого».

В качестве второй альтернативы фирма может выбрать умеренный рост. Такая стратегия предусматривает расширение ассортимента продукции (диверсификацию) или слияние корпораций. При этом намечаемые на перспективу показатели изменяются быстрее, нежели в предыдущем периоде.

И, наконец, это может быть стратегия «последнего средства», или сокращение объемов производства и продаж. Готовым надо быть и к такому печальному исходу. Суть такой стратегии состоит в определении целей на уровень ниже достигнутого в прошлом. К ней прибегают чаще всего при спаде деловой активности, ухудшении показателей фирмы.

Выбор стратегии зависит от многих обстоятельств. Среди них доля на рынке и прежние темпы роста, уровень риска и др. На практике довольно часто все три альтернативы сочетаются: объем одних товаров растет, других сокращается, а третьих остается стабильным. Стратегия может также определяться размерами фирмы, ее специализацией. Так, например, малые универсальные предприятия («коммутанты») должны постоянно вести поиск новых потребителей, потребностей и приспосабливаться к ним.

Специализированные же малые и средние предприятия («патиенты») должны сосредотачивать усилия на производстве продукции, пользующейся ограниченным спросом. Они хорошо приспосабливаются к определенным сегментам рынка.

Стратегией крупных фирм («виолентов») является ориентация на самые типичные и распространенные потребности экономики, т.е. на производстве продукции, пользующейся устойчивым спросом.

Особо выделим стратегию фирм-пионеров («эксплерентов»). Они являются первопроходцами в новых областях науки и техники. Им присущ непрерывный поиск и открытие принципиально новых товаров и рынков.

Для обеспечения рентабельности производства фирмам необходимо увеличивать инвестиции в новую технику и технологии. Для них актуальной задачей является введение контроля качества продукции на всех стадиях. Многие фирмы создают новый продукт, тесно сотрудничая с потребителями. Имеются в виду, например, создание фирм-потребителей, технические консультации, совместные консультации, научные исследования и т.д.

Одним из средств укрепления позиции фирмы на рынке является качественное обслуживание покупателей, государственное содействие инновациям.

 

7.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НА ФИРМЕ

 

Роль труда, как фактора производства, трудно переоценить. Успех фирмы в первую очередь зависит от того, как стимулируются работники, насколько они заинтересованы в выпуске высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Механизм стимулирования труда работников фирмы представляет собой формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду.

В основе трудовой деятельности лежит необходимость постоянно удовлетворять потребности, которые формируют их экономические интересы. Поэтому стимулирование труда осуществляется путем воздействия на личный экономический интерес работника, формирования его заинтересованности в результатах труда. Но так бывает далеко не всегда.

В рабовладельческом и феодальном обществах доминировало внеэкономическое принуждение работника к труду. Оно было основано на прямом насилии или личном подчинении работника хозяину. Рабы и крепостные крестьяне были объектом собственности рабовладельцев и феодалов. Поэтому, понятно, невысокой была и эффективность труда таких работников.

В капиталистическом обществе, пришедшему на смену феодальному строю, широкое распространение получило хозяйство, основанное на наемном труде, экономическом принуждении. Работник в таком обществе юридически свободен, насильно его уже работать никто не заставляет. Однако человек, лишенный средств производства, вынужден наниматься на работу, чтобы содержать себя и свою семью. А так как наемный труд представляет собой труд на хозяина средств производства, то последний применяет различные методы повышения трудовой активности работников. К ним, прежде всего, относится материальная заинтересованность в труде и его результатах путем использования различных форм и систем начисления заработной платы, премирования за достижение определенных показателей в труде. Стимулирование труда при капитализме имеет свои границы, поэтому не стоит преувеличивать достоинства этого строя, как это делается довольно часто.

Самым эффективным является труд на себя и на общество. Именно поэтому в последней трети ХХ в. широкое распространение получили методы стимулирования труда, связанные с превращением работника в совладельца предприятия путем передачи или продажи ему части акций фирмы, начисления части дохода или применения других форм участия в прибыли фирмы.

Современный механизм стимулирования труда включает систему мотивации труда – стимулирования отдельного работника или трудового коллектива к деятельности, направленной на достижение целей фирмы.

Концепция мотивации труда в своем развитии прошла ряд этапов. На первом из них использовался метод «кнута и пряника», т.е. наказание за невыполненную работу и поощрение за успехи. Позднее американский инженер, предприниматель Ф. Тейлор ввел понятие «достаточной дневной выработки», которая определялась путем хронометража работы среднего рабочего как нормы для остальных. Оплата труда, соответственно, осуществлялась пропорционально вкладу каждого работника.

Современные теории мотивации подразделяются, главным образом, на две большие группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории основаны на выделении тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Процессуальные теории исходят из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Ключевыми понятиями названных теорий являются потребности, побуждения (мотивы) и вознаграждение. О потребностях человека речь уже шла в первой теме. Под вознаграждением подразумевается все то, что человек считает для себя ценным.

Система элементов механизма мотивации труда представлена на рис. 7.3.

 

 


 

 
 
Результаты удовлетворения потребностей (вознаграждение)

 

 


Рис. 7.3. Механизм мотивации труда.

 

Вознаграждение различают внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение работник получает от самой работы, ее содержательности, значимости. Внешнее вознаграждение обеспечивается организацией: ростом заработной платы, продвижением по службе.

В число наиболее известных содержательных теорий входят теории Маслоу, Мак-Клеланда и Герцберга.

А. Маслоу считал, что человек, удовлетворяя свои потребности, как бы поднимается на вершину пирамиды.

Для теории Мак-Клеланда характерно выделение таких потребностей, как власти, успеха и причастности. Менеджер должен поощрять работников, создавать условия для людей, стремящихся к успеху; стимулировать их потребности к причастности, т.е. в дружеских отношениях. Таких людей привлекает работа, связанная с общением.

Теория Герцберга выделяет две группы факторов. Во-первых, гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой проходит работа – условия труда, заработок и др. Во-вторых, выделяется мотивация, связанная с характером труда. Сюда относится возможность продвижения по службе, одобрение полученного результата, ответственность. Работа через программы «обогащение труда» перестраивается таким образом, чтобы дать почувствовать удовлетворение исполнителю, важность и значимость его работы.

Среди процессуальных выделяются теории ожиданий, справедливости и Портера-Лоуренса.

В основе теории ожиданий лежит оценка человеком вероятности определенного события. Лучшие студенты, например, после окончания вуза рассчитывают и на лучшее распределение. В основе этой теории находится система из четырех элементов (рис. 7.4):

 

 


Рис. 7.4. Система элементов теории ожиданий.

Затраты времени студента, к примеру, на подготовку к занятиям проявляются в таких результатах, как выступления на семинарах, выполнение заданий. Затем следует вознаграждение его усилий, которое выражается в оценке. Работник фирмы вознаграждается соответствующей заработной платой. Удовлетворенность вознаграждением во многом зависит от потребностей людей. Одни стремятся к повышению заработной платы, вторые – к продвижению по службе, третьи видят в этом моральное удовлетворение. Каждый менеджер, поэтому должен тщательно взвешивать результаты и вознаграждение.

В со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...